Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ниваки или садовый бонсай в чем разница

Европейское ниваки

Особенности

Понятие «бонсай» означает «дерево в чаше» и, в общем-то, не имеет ничего общего с растениями, которые выращиваются в садах. Искусство выращивания растений в плоских горшках или чашах до взрослого состояния путем их обрезки и придания соответствующей формы насчитывает в Китае около 1500 лет. Позднее эта традиция стала популярной в Японии. Истинные бонсай появляются не в результате буйной фантазии садовода, они формируются с учетом определенного стилевого направления строго в зависимости от тенденций естественного роста используемого вида растения.

Таким образом, растения в стиле бонсай, о которых мы говорим, таковыми, строго говоря, не являются. В некотором смысле они лишь копируют настоящие бонсай. При этом совсем молодому и небольшому растению придается живописный вид взрослого растения. Такое растение выращивают в грунте. Его высота ограничивается 150-500 см, в то время как настоящие бонсай всегда растут в небольшом плоском горшке, сохраняя высоту от 20 до 80 см.

Формы растений, которые мы в данном случае именуем бонсай, скорее восходят к менее известному в Европе виду стрижки ниваки.

Этот стиль играет в японских садах значительную роль и представлен в них наряду с обрезанными в виде подушек кустами (карикоми), скальными и водными композициями. Форму ниваки растения могут иметь и без вмешательства человека (например, клен, сакура). Однако соснам форма старых растений чаще придается стрижкой. Они, собственно, и являются наглядным образцом для европейских форм в стиле бонсай.

Ниваки — форма в стиле бонсай (европейская формировка).


Для создания формы в стиле бонсай у этой выросшей без вмешательства человека сосны (на рисунке слева) удаляют часть ветвей (на рисунке в центре). Оставшиеся ветви частично превращают в «подушки», а частично удаляют по мере их роста.

Создание искусственных форм

На стадии предварительной подготовки разветвленные, наиболее живописные деревья (как правило, сосны) прореживают: удаляют часть ветвей, а оставшиеся немного укорачивают, чтобы они не были слишком тонкими.

При создании искусственных форм сосен следует помнить следующее:

  • нельзя удалять сразу слишком много молодых, покрытых хвоей ветвей;
  • всегда необходимо оставлять достаточное количество питающихся от корней побегов;
  • в итоге постепенно, в течение нескольких лет удаляются ненужные ветви, и в результате на оставшихся ветвях будут образовываться более крупные «тарелки»;
  • соответственно виды растений с более интенсивным образованием ветвей можно обрезать весной короче;
  • чтобы в будущем растение выглядело живописнее, оставшиеся ветви необходимо расположить по возможности равномерно, причем они не должны расти из одного и того же побега, перекрещиваться или переплетаться. В некоторых случаях боковые ветви отгибают с помощью тесьмы или проволоки в горизонтальное положение или даже отклоняют их вниз (в Европе применяют редко), чтобы создать иллюзию состарившегося растения с растущими горизонтально и свисающими вниз боковыми ветвями.

Существуют различные типы оформления растений в стиле бонсай. Некоторые из таких растений выглядят более прореженными, неплотными, другие же — более густыми.

Существуют формы, приближенные к естественному виду растения, а также формы, стилизованные под бонсай в существенно большей степени.

В Европе растения часто обрезают таким образом, что образуется нечто среднее между помпонами и формой в стиле бонсай. По сути, такие формы нельзя однозначно отнести ни к одной из вышеупомянутых категорий. Часто у садовника, который создает искусственные формы, следующего своей интуиции, случайно могут получиться формы, похожие на бонсай. Например, особенно живописные растения можно оформить таким образом, чтобы растение начало расти косо, а его ствол со временем приобрел оригинальную изогнутую форму.

В результате обрезки на концах ветвей из молодых побегов постепенно образуются «тарелки», «миски», «подушки», «облака» или «шары». В первые годы каждый новый побег усекается примерно на треть своей длины для поддержания зримого роста растения, Когда через 4-8 лет растение, подвергающееся фигурной стрижке, достигает желаемого размера, побеги удаляют практически целиком, оставляя от них по несколько миллиметров. А еще через несколько лет срезают и их остатки для получения необходимой формы.

Для получения особенно широких плоских «тарелок» можно использовать две небольшие рамки. Их изготовляют из трех бамбуковых палок длиной около 40 см, соединенных друг с другом под прямым углом. Затем к ним привязывают горизонтально боковые побеги, ускоряя таким образом рост «тарелки» в ширину. Также, с целью ускорения образования плотных тарелок, используют скручивание веток и фиксирование их специальными синтетическими обвязками.

Отличия ниваки от формировки под бонсай:

Бонсай (бон-растение, сай-блюдо) – растение на блюде с ограниченной корневой системой, которая, при этом, отмывается и формируется.

  1. У бонсай укорачивают, разрезают и расширяют ствол у основания, сдирают кору, умертвляют и отбеливают ткани ствола – чего у ниваки не делают.
  2. Ниваки (нива – сад, ки — дерево) – садовое дерево у которого корневая система специально не формируется, но раз в 2-3 года растения пересаживается согласно общепринятым технологиям в питомниководстве. В Европе раз в 3-4 года по причине того, что в Японии более тёплый и влажный климат, поэтому растения в 1,5-2 раза быстрее растут.
  3. Надземную часть бонсай обрезают и выщипывают, а ниваки, чаще всего, формируют стрижкой.
  4. Бонсай фиксируют мягкой проволокой, а ниваки – бамбуком и специальными натуральными верёвками.
  5. У бонсай обязательными составляющими есть стиль (правило треугольника), вид, время, а у ниваки это не обязательно.
  6. У бонсай не «миски», а «локти» и они, в отличии от ниваки, не имеют ровных поверхностей.

Японское ниваки

ИзогнутыйБлизнецыГруппа

ШарыСтупенькиГрибы

Отличия европейского ниваки от японского:

  1. Японское ниваки – обрезают с раннего возраста специальными меленькими ножницами, а в Европе начиная с 10-15 лет с помощью пилы и секатора, а потом ножницами для стрижки или мотоножницами.
  2. Японское ниваки фиксируют бамбуком и специальными натуральными веревками, а в Европе синтетическими обвязочными материалами.
  3. У Японского ниваки, в отличие от европейского, не применяют скручивания веток для получения быстрого эффекта.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии:

Комментариев пока нет, Вы можете добавить свой комментарий.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться либо авторизироваться.

Сад в стиле бонсай

Создавая сад своей мечты, как профессионалы, так и любители, нередко черпают вдохновение в работах японских ландшафтных архитекторов. Такой гармонии и положительной энергетики, которой насыщены все зеленые зоны Страны восходящего солнца, еще нужно поискать.

Читать еще:  Общие советы по началу освоения садового участка

Отличительные черты садов в японском стиле — камни, вода, цветущие кустарники, светильники-пагоды и, конечно же, растения в стиле бонсай, которые на самом деле называются ниваки. Дословно «бонсай» переводится как «дерево в чаше», которое формируется особым образом за счет естественных особенностей роста. Ниваки изначально может быть любой формы, его выращивают в открытом грунте и с помощью различных инструментов придают ему черты, свойственные настоящему бонсаю. И это вполне оправдано: такая стрижка всегда выгодно выделяет растение на фоне остальных посадок.

Японская экзотика в белорусском саду

В японских садах стригут абсолютно все. По крайней мере, очень трудно найти дерево или кустарник, которые растут сами по себе. Их формируют постоянно. Из больших растений делают ниваки, остальным придают другие формы, как правило, шаровидные и подушкообразные. Таков уж японский стиль. В Беларуси стрижка зеленых насаждений только набирает обороты. Обычно, если речь заходит о глобальной обрезке (когда избавляются от лишних веток, усекают молодые побеги и ненужные корни), садоводам становится жалко своих любимцев. По-настоящему не боятся новых веяний пока только профессионалы. Они и пытаются приучить белорусов к стриженой экзотике, продавая в питомниках уже готовые «бонсаи» из сосны, арки из граба, а также другие виды растений в виде шаров, квадратов и спиралей.

Создание садового бонсая в японской технике, пожалуй, самый трудоемкий процесс. Проходят десятилетия, прежде чем ниваки, стоя под многочисленными подпорками и растяжками, окончательно примет нужную форму. Идею о том, что дерево можно гнуть на любой лад, подсказала сама природа: первые ниваки создали дождь, ветер и солнце. Искривленный ствол, эффект состаренной коры, прореженные ветви — многих восхищают подобные формы. Поэтому в ландшафтных посадках все чаще стали имитировать воздействие погодных явлений. И еще один интересный нюанс: стрижка, обрезка и искривление древесного скелета под бонсай помогают создать эффект взрослого дерева, поэтому даже молодое растение в стиле ниваки можно сделать 50-летним.

В белорусских садах ниваки используют как солитер, так и в групповых посадках, причем хорошо, если объединенные растения будут отличаться по размеру. Кроме того, ниваки — неотъемлемая часть сада в японском стиле, который в Беларуси тоже набирает популярность. Чаще всего у нас под бонсай стригут сосну обыкновенную и горную. Но кроме нее для этих целей можно использовать европейскую и сибирскую лиственницу, тую западную, можжевельники (средний, казацкий, китайский); из лиственных — боярышники сливолистный и однопестичный, мелколистный и шершавый вяз. Слива, груша, яблоня, клен и бересклет также подойдут для техники в стиле ниваки.

«Лицо» Монкабури или стили ниваки

Стрижка в стиле ниваки у японцев проходит в два этапа. Самый напряженный — первый, когда нужно определиться с растением, проверить, выдержит ли оно по истине стрессовые испытания. Показатели самочувствия будущего бонсая — длина последнего прироста, цвет и размер хвои или листвы. Если они соответствуют норме, можно приступать к санитарной обрезке. Кстати, подобные работы лучше проводить весной, пока не началось сокодвижение. Но это не касается корректирующей обрезки, которая длится весь весенне-летний период, в теплое время не рекомендуется удалять ветви, диаметр которых более 1 см.

Стоит учесть, что все ниваки имеют «лицо», т.е. самый выгодный в плане декоративности вид. С какой стороны он будет просматриваться — зависит от собственного эстетического вкуса. «Лицо», а также другие особенности растения помогут выбрать стиль, в котором и следует в дальнейшем формировать садовый бонсай. Если, например, ствол имеет зигзагообразный изгиб, то его лучше формировать в стиле Моёги — это когда ствол дерева искривляется в одной плоскости, но крона при этом должна быть сформирована в форме треугольника вершиной вверх. К слову, крону стригут треугольником практически всегда, исключение составляет вариант «Кэнгай» (каскадный стиль), при котором ствол направлен вниз, а крона находится ниже его основания. Бывает, что растение имеет второй ствол. Тогда применяется техника «Сокан». Формировка в классическом стиле называется «Тёкан», когда у будущего ниваки один прямой, утолщенный книзу ствол, а крона формируется также в виде треугольника. Интересен и стиль «Монкабури»: удлиненная нижняя ветвь расположена горизонтально над входом в дом или сад. В Японии эта форма — символ удачи.

Три правила — залог успеха

Формировка скелета основана у японцев на трех основных правилах. Согласно первому правилу треугольника, — каждый следующий ярус должен быть меньше, чем предыдущий. Нижние ветви растения получают больше света, а это важно для роста. Второе правило гласит: каждый побег, оставляемый мастером как лидер, должен быть выше и толще побегов ближайшего яруса. Так как у японцев без фэн-шуя — никуда, третье правило требует соблюдения нечетного количества веток в ярусе. В основном оставляют три ветки. Если их больше, то в скором времени они начнут смыкаться, а это уже нарушение. Если все сделано по правилам, то ветки соседних ярусов не соприкасаются, не пересекаются по проекции, а просто находятся параллельно друг другу. Диаметр оставляемых ветвей должен уменьшаться от яруса к ярусу так, чтобы на вершине оставались самые тоненькие и слабые ветви.

Когда по вертикали все работы завершены, начинается формировка «лап». Для этого удаляют все побеги, растущие вверх и вниз, оставляют только те, что идут в горизонтальной плоскости. При формировке «лап» также стараются соблюдать все те же три принципа, но только с поправкой на горизонталь.

После обрезки остается лишь наложить растяжки. Это позволит расположить ветви в задуманном направлении, а также усилить или даже создать изгиб ствола. После таких манипуляций растение оставляют в покое на некоторое время. Продолжительность этого состояния зависит от скорости роста растения. Чем быстрее рост, тем меньше период покоя. Как только произойдет первичное утолщение веток, растяжки нужно снять или перевязать, иначе обвязочный материал врастет в кору.

На следующий год наступает время первой корректирующей обрезки. Нужно отслеживать рост растения, удаляя наиболее сильные побеги и, в случае острой необходимости, укорачивать прирост побегов. В этот период растяжки используются в основном, для ориентирования нового прироста параллельно земле. Через несколько лет такой формировки появляются четкие очертания «лап», а сила роста отдельных побегов снижается и имеет равномерное распределение. С этого момента вся обрезка уже нацелена не на формирование внешнего вида ниваки, а на поддержание уже сложившегося облика дерева.

Читать еще:  Поделки из овощей и фруктов своими руками

Европейский подход

Если японцы стараются жить в гармонии с природой, европейцы то и дело пытаются выразить свое господство над ней. Это отражается и в создании ниваки западными мастерами. В Европе это искусство тесно переплелось с топиарным, появились свои подстили: например, форма с множеством «лап», отходящих примерно от одной точки.

Японцы относятся к подобным вольностям снисходительно, более того, многие из них уже начали перенимать европейскую технику и создавать у себя на родине сады в таком стиле. Возможно, потому, что западный вариант проще и не требует соблюдения большинства традиционных принципов.

Например, если по сложившейся схеме дерево формируют «сызмальства» маленькими ножницами, то в Европе для садового бонсая берут 10-летний экземпляр, хорошенько обрабатывают его пилой и секатором и только потом принимаются за ножницы.

Японцы уделяют большое внимание числам и следуют правилу треугольника. Европейцы этих норм не придерживаются: от ствола может отходить и по 4 ветки, причем в разных плоскостях, а не в единой горизонтальной.

При формировании в японской технике используются натуральные материалы, например, бамбуковые палочки. Наш же человек может взять обычные капроновые колготки и кусок резины — тоже получится эффективное крепление.

Форма кроны может быть задана по-разному. Это и «шары», и «тарелки», и «облака». Очень популярны у ниваки «помпоны» на ветках. Кстати, так любят стричь свои деревья тайцы.

Самый главный плюс европейского ниваки — быстрое достижение эффекта. Можно постричь ту же сосну в мае, а уже к концу лета она мало-мальски приобретет черты полноценного садового бонсая. Дальнейший уход за ниваки, сформированными в европейской технике, заключается в регулярных стрижках и периодических (раз в 3—4 года) прореживаниях «тарелок».

Все ниваки, так же как и топиары, нуждаются в регулярных подкормках и защите от вредителей и болезней, особенно на этапе формировки. Удобрения и инсектициды нужно выбирать в зависимости от вида растения.

Процесс создания ниваки может только на первый взгляд показаться сложным. Нужно просто выйти в сад и посмотреть на свои деревья и кустарники другим взглядом. Самые причудливые из них наверняка смогут стать садовыми бонсаями.

НИВАКИ — садовый бонсай

В подмосковном питомнике «НИВАКИ» 23-24 июля 2010 года прошел семинар по стрижке бонсаи и топиаров, который проводили японские садовые мастера, специалисты по стрижке и формировке растений Хитоши Собуэ и Суетоми Като. Участники съехались на семинар из Калининграда, Тюмени, Тольятти, Киева, Москвы.

НИВАКИ – по-японски означает «садовое дерево» (2 иероглифа нива + ки = сад + дерево). Именно так правильно называть те растения, которые в Европе называют «садовыми бонсаями». Бонсай – это «дерево на подносе», миниатюрные деревца, которые выращиваются в горшках и выставляются в садах или в интерьере. А если дерево растет в земле – это ниваки. Выделяют восемь основных видов ниваки, которые должны располагаться в определенных местах. Есть ниваки, которые сажают возле входа, у водопада, в центре сада. Ниваки формируют как из хвойных, так и из лиственных растений. В европейских питомниках, которые выращивают «садовые бонсаи» не придерживаются правил формирования японских ниваки, поэтому внешний вид растений не очень подходит для садов в японском стиле.

Прошедшее мероприятие стало одним из важнейших событий в жизни российской Ассоциации Производителей Посадочного Материала. Наши питомниководы перенимали опыт японских Мастеров, совершенствовали свое мастерство. Из ландшафтных дизайнеров я была приглашена в единственном числе, за что искренне благодарю организаторов. Я давно интересуюсь японскими садами, есть даже практический опыт создания садов в японском стиле у нас. Мне было очень интересно послушать специалистов из Японии, посмотреть на их работу в питомнике. Сенсей Хитоши Собуэ владеет ландшафтной фирмой, в которой продолжает дело своего отца. Он рассказывал о том, как в Японии строится садовый бизнес и общение с клиентами.

Сенсей Хитоши Собуэ проводил теоретические занятия, а его коллега Суетоми Като – практические. Сначала на примере обрезки сосен в питомнике «Ниваки» японскими специалистами был показан мастер-класс. Потом участники семинара разделились на три группы, и каждая под руководством наших ребят, имеющих опыт в таких делах (Евгений Олейник — Москва, Андрей Бут – Киев, Владимир Ляпчев – Тольятти), формировали их сосен ниваки. Завершающим этапом стал конкурс, где каждый индивидуально работал над своим деревом, а японцы оценивали работу и выбирали победителя. Им стала Мельник Елена Николаевна, которая приехала из Тольятти (питомник «Елы-Палы»). Победительнице был вручен приз – фирменный секатор Felco7.

Семинар прошел очень интересно, дружно. Участники получили огромное удовольствие от лекции, от практических занятий, от общения друг с другом, от экскурсии в Иосифо-Волоцкий монастырь. Все разъезжались полные новых знаний, ярких впечатлений и желания воплотить полученные навыки в своих питомниках и садах.

Все участники семинара получили дипломы.

Семинар был организован не простым питомником. Он не зря называется «НИВАКИ». Здесь выращивают и формируют для нас растения. Значительная часть территория занята именно ниваки. Первичный процесс формирования такого садового деревца занимает несколько лет. Это значит, что через 3-4 года наши ландшафтные дизайнеры получат возможность покупать ниваки и стриженные топиарные формы у нас.

Светлана Чижова

Темы доклада теоретической части семинара
• Исторический аспект (почему, зачем и как давно?)
• Национальные особенности и отличия от иных восточных способов формирования, отличия во внешнем виде
• Философская подоснова (мировоззренческий аспект)
• Основные стили
• Материалы и инструменты для проведения работ
• Календарные сроки, а лучше всего увязать сроки проведения работ с физиологическими фазами развития растений в течение сезона
• Техника и технология методика проведения работ
• Применение бамбука в формировании (распорки, подпорки, защитные маты от снега и солнца и т.п.)
• Отличие формирования растений в питомнике и на объекте озеленения
• Особенности применения формованных растений в садах и парках в Японии
• Существует ли влияние европейских традиций на садово-парковое искусство Японии, и каково оно?
• Система образования садовников и мастеров по формированию растений в Японии

Читать еще:  Плетенная мебель из ротанга

• Поддержание формы растений в садах и парках в течение долгого периода 10-20-30-40-50 лет. Необходима ли замена растений в садах, как это делается с некоторыми элементами в садах Японии?

• Минеральные и органические подкормки растений
• Приёмы размещения формованных растений в саду в Японии
• Видовое разнообразие растений для формирования, особенности для хвойных и лиственных
• Пересадка формированных хвойных растений и лиственных из питомников в сад. Особенности.

• Сроки обрезки и стрижки в России.
• Ассортимент стрижки топиаров и садовых бонсаи в питомнике «НИВАКИ».

Чем отличается садовый бонсай от ниваки и как сделать красивую форму дерева

Садовый бонсай является технологией и искусством преобразования формы дерева и его размера, но не в горшке, а на открытом пространстве приусадебного участка. В Японии такой стиль называют ниваки.

Бонсай (Википедия) – “выращенное в подносе” – искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре.

На страницах kamsaddeco.com (тут и тут) уже рассматривались методы формирования сосны и ели путем прищипки и обрезки молодых побегов, а также укорачивания стволов крупномеров.

Приводились примеры не только положительных, но и отрицательных последствий видоизменения хвойных деревьев.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

  1. Садовый бонсай и ниваки: сходства и различия.
  2. Садовый бонсай из сосны обыкновенной, стили ниваки.
  3. Элементы дизайна сада: садовый бонсай, каменные дорожки, искусственные валуны и скалы.

Садовый бонсай и ниваки: сходства и различия

Методы и принципы формирования хвойных вместе со знаниями по обрезке и прищипке лиственных растений позволяют создать садовый бонсай , который будет соответствовать традиционному восточному.

При этом европейский садовый бонсай отличается от ниваки как техникой формирования растения, так и философией отношений человека и природы: в европейском человек главенствует в природе, а в восточной – гармонирует с ней.

Что касается техники обрезки сосны, то у ниваки оставляют только три ветки в одном ярусе и четыре наверху, если планируется дальнейший рост дерева.

В садовом бонсае нет жестких ограничений, можно оставлять любое количество веток в зависимости от творческих планов по формированию и стилю обрезки.

Японцы считают, что садовый бонсай более сложное искусство по сравнению с ниваки, где существуют четкие правила.

Садовый бонсай из сосны обыкновенной

Часто задают вопрос: почему обычно приводят примеры обрезки сосны обыкновенной, а не других растений?

Во-первых, считается, что формирование сосны в стиле ниваки наиболее трудоемко. И, если вы научитесь работать с сосной, то с другими растениями это тем более получится.

Во-вторых, сосна обыкновенная наиболее распространенное во всех регионах, неприхотливое и быстрорастущее дерево.

С ней результаты своей работы можно увидеть значительно раньше, чем при формировании других видов деревьев.

В Японии сосне также уделяется большое внимание со стороны мастеров и ландшафтных дизайнеров.

Стили ниваки

Какие существуют стили ниваки можно увидеть на следующих рисунках.

Исторически стили ниваки образовались на основании примеров самой природы. Человек заимствовал у нее все, что ему нравилось и старался повторить в своих работах.

Надо отметить, что не все приемы ниваки подходят для садового бонсая. Это связано с климатическими особенностями Японии, где можно делать более сильную обрезку сосны (более 50%), так как она гарантированно дает два прироста в год.

Начинать формировать сосну можно с любого возраста и производить обрезку круглый год, но все же лучше это делать ранней весной до начала сокодвижения.

А вот прищипку или стрижку однолетних приростов необходимо выполнять в конце мая – начале июня в зависимости от состояния свечей сосны. Об этом достаточно подробно было рассказано в статье про обрезку и прищипку сосны.

Основная форма – треугольник

Надо отметить, что вначале обрезки веток сосны надо делать так, чтобы ее форма напоминала треугольник. Нижние ветки должны быть больше тех, что растут выше и так далее до самой макушки.

Это делается для того, чтобы все ветки одинаково хорошо освещались. Иначе те, что будут постоянно затемнены, со временем высохнут и их придется обрезать.

Сам треугольник может быть наклонным, что придаст дереву еще большую схожесть с дикой природой.

Если при этом около деревьев будут находиться большие натуральные или искусственные камни (об этом позже), то общий вид ландшафта будет напоминать скалистую местность с преобладающими сильными ветрами.

Техника обрезки и прищипки хвойных деревьев приводилась в статьях по ранее указанным ссылкам. Поэтому останавливаться на этом не будем. Для управления изгибом и направлением ветвей японцы обычно используют бамбуковые палочки.

Далее на фотографиях приведен пример этапов последовательного формирования молодой сосны, начиная с первой обрезки и дальнейшей ежегодной прищипки в течение шести лет.

На второй фотографии (после обрезки) видно, как много срезано веток у дерева.

После такой сложной операции растение страдает и конечно хорошо бы ему помочь быстрее возобновиться.

При этом не используют стимуляторы роста, а применяют стимуляторы повышения иммунитета. Для этой цели подойдут хелаты железа с витаминами, которые являются подкормкой при обработке по кроне растения.

В дальнейшем можно мульчировать почву вокруг дерева старой хвоей из леса. Подкисление почвы при этом вполне приемлемо. Несколько примеров длительной обработки растений.

Элементы дизайна сада: садовый бонсай, каменные дорожки, искусственные валуны и скалы

В Японии сосна является символом отваги, мужества, долголетия и умения преодолевать трудности.

В сочетании с камнями эти характеристики усиливаются. Поэтому так часто в японских садах можно увидеть различные по форме и размерам камни.

В каменистой местности при строительстве такого сада особых материальных проблем не будет.

Намного сложнее обстоит дело там, где рядом камней не найти и их необходимо возить издалека.

Упростить такую задачу, а также сэкономить средства поможет изготовление искусственных камней своими руками.

Кто не читал, есть предложение с ними ознакомиться.

Изучив несложную технологию и приемы изготовления таких элементов декора сада, можно быстро и незатратно осуществить свои творческие задумки.

Используя в своих работах пластичный бетон также нетрудно будет сделать различные каменные изделия в виде фонарей, скамеек и другой атрибутики японского сада.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector