Отделяем фигурку от бумаги
Лучшие идеи для поделок из пистолета клея и что можно сделать своими руками
Клеевый пистолет – это универсальный инструмент, который используется, в основном, для проведения ремонтных работ. Однако, помимо непосредственно ремонта в доме, он может пригодиться и для множества других целей, например, для создания разнообразных поделок и украшений для интерьера комнаты своими руками и даже обуви для чечетки. Давайте рассмотрим несколько идей, что можно сделать из клеевого пистолета, и разберемся, как их реализовать.
Общие инструкции и рекомендации по изготовлению своими руками
Клеевый пистолет – незаменимый инструмент в домашней мастерской. Он заправляется стержнями, которые, при активации инструмента, плавятся от воздействия высокой температуры. При помощи термоклея можно прочно фиксировать плитку, линолеум, различные детали конструкций. Также термоклей используют в дизайне, для создания цветочных композиций и аппликаций.
Интересные идеи и варианты
Давайте рассмотрим несколько интересных идей для дома, которые можно реализовать при помощи пистолета с термоклеем.
Восковые мелки
Помимо непосредственно клеевых стержней, в пистолете можно использовать восковые мелки. Из расплавленного воска, например, можно сделать печать для конверта или разноцветные восковые аппликации. Лучше использовать для этой цели старый пистолет, так как после использования с воском он может выйти из строя.
Украшение вазы или подсвечника
Клеевым пистолетом можно воспользоваться для украшения вазы или подсвечника. Лучше проводить эксперименты на недорогой вазе, чтобы случайно не испортить ценную вещь. В идеале форма вазы должна быть округлой, а сама ваза – сделана из прозрачного стекла. Активируем нагрев клея, после чего наносим его слоями на стенки вазы. В итоге получится привлекательный предмет интерьера с необычным рельефным узором.
Кораллы из горячего клея
Из проволоки и термоклея можно сделать украшение интерьера в виде искусственных кораллов. Разрежьте проволоку на куски разной длины, согните их посередине и покройте каждый из них клеем из пистолета, оставляя сгиб необработанным. Покрасьте детали в желаемый цвет, соберите воедино при помощи еще одного куска проволоки и установите на деревянную подставку, проклеив место скрепления все тем же термоклеем. Само место скрепления покрасьте в цвет кораллов.
Снежинки
Нарисуйте снежинку нужной формы на бумаге для выпечки. После чего покройте узор термоклеем. Когда он высохнет, уберите бумагу. Останется лишь украсить снежинку. Для этого используем акриловую краску и блестки. Таким образом можно получить снежинку любой желаемой формы, она станет отличным украшением для комнаты или елочной игрушкой.
Скалка с рисунком
Можно нанести термоклей на скалку, сделав на ней узор, который будет оставаться на глине при раскатывании. Для этого заранее нарисуйте на скалке узор фломастером и покройте его клеем из пистолета. Дайте клею высохнуть, после чего при помощи этой скалки можно будет оставлять узор на глине. Сам узор можно в любой момент снять и нанести другой.
Держатель стакана для свечи
Возьмите маленькую вазу, промойте ее и нанесите клеем узор на обратную сторону дна и по бокам. Когда клей высохнет, отделите его от вазы. Получился компактный держатель для свечки. Покрасьте его в любимый цвет.
Разноцветные точки для поделок
Самое простое, что можно сделать из термоклея, – это точки для поделок. Просто выдавите клей в форме круга. Нужно потренироваться, чтобы получалась ровная форма. Потом засохший клей покройте акриловой краской.
Получившиеся фигурки можно использовать для создания поделок и аппликаций, а также превратить их в пуговицы.
Доска для чистки кистей для макияжа
Возьмите обычную дощечку-планшет и нанесите на нее узоры, рассчитанные под разные размеры кисточек. Сверху нарисуйте полоски толстыми линиями, ниже сделайте потоньше, так, чтобы сделать поверхность для каждого размера кисти. Дайте клею засохнуть. С помощью получившейся доски можно чистить кисти под краном с чистящим средством, вычищая остатки лака с макияжной кисти.
Поставьте миску из стекла вверх дном на бумагу для выпекания и обмажьте емкость снаружи термоклеем. На дно наносите клей сплошным слоем. Боковые стороны сделайте в виде узора. Когда клей высохнет, можете снять его с миски и покрасить получившуюся поделку в любимый цвет. Таким образом у вас получится красивая и аккуратная вазочка для фруктов и ягод.
Обувь
Термоклеем можно заклеить отслоившуюся подошву, чтобы обувь прослужила чуть дольше. Помимо этого, с его помощью можно своими руками превратить обычные туфли в обувь для чечетки. Для этого клей нужно нанести небольшими каплями на подошву и приклеить по одной монете на туфлю.
Украшение интерьера
Из термоклея можно сделать украшение для интерьера любой формы, точно так же, как в рецепте со снежинкой. Нанесите контуры фигуры на бумагу для выпекания и аккуратно залейте контур клеем. Когда клей высохнет, отделите фигурку от бумаги и покрасьте в нужный вам цвет.
Пуговица
Выдавите клей в форме ровных кружочков и дайте ему застыть. Проделайте в кружочках отверстия при помощи булавки. Покрасьте в желаемый цвет. Таким образом можно получить красивые круглые пуговицы для одежды.
Браслет
Сделайте аккуратные бусинки из клея и покрасьте их лаком. Аккуратно приклейте их к тонкой металлической цепочке. Получится красивый декоративный браслет на руку. Также можно приклеить бусинку к основе для колечка, чтобы сделать кольцо на палец под стиль браслета.
Чесалка
Сделайте чесалку для кошек и собак своими руками из обычных резиновых перчаток. Покройте ладонь перчатки крошечными точками из термоклея. Чем больше вы сделаете точек, тем лучше в итоге сможете прочесать шерсть любимца. Дайте клею подсохнуть, после чего используйте получившуюся чесалку по назначению.
Вешалка
Чтобы одежда не соскальзывала с вешалки, можно нанести на ее края по несколько капель клея и дать ему высохнуть. Теперь ваша вешалка будет прочно держать на себе вещи, и они не будут сваливаться с нее сами по себе.
Брелок
Сделайте фигурку нужной вам формы, покрасьте и повесьте на цепочку для брелока.
Различные фигурки
С использованием клея можно самостоятельно сделать фигурку любой формы. Нарисуйте контуры на бумаге и нанесите на них клей. Когда клей подсохнет, отсоедините бумагу и покрасьте фигурку.
Советы и рекомендации
При выборе клеевого пистолета исходите из целей, для которых вы собираетесь его использовать. Если инструмент нужен вам для серьезных ремонтных работ, подбирайте пистолет с мощным подающим механизмом и нагревательной камерой.
Для создания декоративных поделок подойдет простенький инструмент, который можно приобрести за небольшую стоимость.
С помощью пистолета, краски и бумаги для выпечки можно сделать фигурки любой формы, нанеся на заранее расчерченный на бумаге контур термоклей. Бумага легко отсоединяется от застывшего клея, поэтому таким образом вы сможете делать различные украшения для комнаты или елочные игрушки.
Будьте аккуратны при работе с пистолетом, не прикасайтесь к кончику инструмента во время работы и к расплавленному клею во избежание ожогов. Для большей безопасности следует использовать перчатки и специальные очки. Проверяйте исправность прибора и не используйте его при контакте с водой.
Папье-маше — как делать фигурки из бумаги и клея
Понравилась статья — поделитесь в соц. сетях
Техника папье-маше – это один из самых простых и не затратных способов создания различных поделок для дома. Преимуществом папье-маше является не только легкость изготовления, не вызывающая затруднений даже у детей, большая прочность изделий, но и широкий спектр возможностей финишной отделки поделок – от лакирования до окраски.
Папье-маше – как делать лепные фигурки
В такой технике можно изготовить небольшие фигурки-статуэтки, матрешек или погремушки. Нам понадобится:
- любая бумага – газетная, офисная или туалетная,
- клей ПВА,
- мука,
- вода,
- миска,
- миксер,
- сито,
- грунтовка, которая наносится перед окрашиванием – на латексной или водной основе,
- кисточки,
- краски – темперные, алкидные, масляные или гуашь с добавлением ПВА,
- бесцветный лак,
- абразивная лента для шлифовки.
Готовим клейстер. Для этого смешиваем муку с водой в соотношении 1 к 3, тщательно размешиваем, разбивая все комки, помещаем массу в кастрюлю и доводим на огне до кипения, непрерывно помешивая. После остывания клейстер готов к использованию. Хранить его можно в холодильнике под полиэтиленовой пленкой.
Для создания рабочей массы мелко режем или рвем бумагу. Помещаем ее в емкость небольшими порциями, заливаем водой, измельчаем миксером до однородной массы. При отсутствии миксера бумагу заливаем водой (горячей), ждем около 3 часов, вымешиваем руками. Смесь поцеживаем через сито, удаляя лишнюю воду. Далее добавляем к бумажной массе смесь клея ПВА и клейстера, вымешиваем, пока масса не начнет липнуть к рукам.
Формируем фигурки. Каждые 1-2 слоя должны полностью высохнуть перед нанесением следующего. Сушить изделия нужно на открытом воздухе, так как слишком высокие температуры могут привести к растрескиванию фигурок. После завершения работы шлифуем изделие, наносим грунтовку. После ее высыхания раскрашиваем фигурку. Завершаем обработку слоем лака.
Папье-маше – как делать карнавальные маски в классической технике
- маска-основа,
- клей ПВА и мисочка для клея,
- кисточка,
- газеты, бумажные полотенца, туалетная или офисная бумага,
- грунтовка и краски,
- абразивная лента,
- пищевая пленка.
Готовим бумагу, разрезая или разрывая ее на небольшие кусочки разных размеров. Удобно использовать бумагу нескольких типов, чтобы отличать наносимые на основу слои. Затем наливаем клей в емкость, кисточкой наносим его на участок маски, накладываем бумагу, сверху промазываем ее клеем. Если изделие нужно будет отделять от основы, то максу-основу перед нанесением первого слоя обтягиваем пищевой пленкой. Повторяем процесс, пока вся маска не будет покрыта бумажным слоем, при этом следующий кусочек бумаги должен заходить на предыдущий. Далее наносим нужное число слоев.
Для выравнивания мелких участков измельчаем туалетную бумагу, складываем ее в емкость и заливаем клеем. Когда масса полностью размокла, руками наносим смесь на нужные участки массы. После завершения процесса оставляем маску высыхать. Если на высохшей маске видны дефекты, то процесс можно повторить.
Отделяем папье-маше от основы. Шлифуем изделие абразивной лентой, наносим грунтовку. Затем раскрашиваем маску в выбранные цвета.
Папье-маше – как делать фигурки различных животных
- клей ПВА,
- клей Титан,
- пластиковые оболочки от шоколадных яиц,
- проволока,
- шило,
- шпажки,
- туалетная бумага или салфетки,
- наждачная бумага,
- кисточки,
- горох,
- акриловые краски.
Обрабатываем пластик наждачной бумагой для обеспечения лучшего сцепления с папье-маше. Шилом делаем отверстия, вставляем шпажки-ножки и шеи, из проволоки формируем хвосты и уши. Одеваем пластиковые головы на заготовки, все фиксируем клеем Титан. Наносим на фигурки клей ПВА и делаем 3-4 слоя салфеток в классической технике. После просушки добавляем слои в необходимых местах, снова сушим.
Затем наносим обильный слой ПВА, ждем высыхания, повторяем процесс. Приступаем к окрашиванию. Кисточкой наносим слой акриловой краски выбранного цвета, после высыхания наносим второй слой. Белым акрилом и сухой кистью прокрашиваем каждую фигурку, сушим. Затем наносим отделочный слой, используя сухую кисть и золотой, жемчужный или перламутровый акрил. Приклеиваем животным глаза-горошины (их можно предварительно покрасить). Рисуем зрачок.
Папье-маше – как делать рыб-пираний
- клей ПВА,
- газеты,
- зубочистки,
- термопистолет,
- акриловые краски,
- кисточки,
- бинт,
- камни для аквариума марблз,
- нитки,
- шило,
- ножницы.
Из сухих газет делаем каплевидную заготовку-основу для рыбы, обматываем ее для прочности нитками, затем обкладываем мокрыми газетами. После высыхания газет, начинаем наносить следующие слои на клей ПВА в классической технике. Когда заготовка полностью просохнет, вырезаем рыбе рот и вынимаем сухие газеты. Прокрашиваем внутренности рыбы оранжевым акрилом.
Из камней делаем глаза и выкладываем два ряда боковых чешуек, фиксируя их клеевым пистолетом. Стыки оформляем папье-маше. Зубочистками при помощи шила и клеевого пистолета делаем плавники и хвост. На них приклеиваем бинт, а после высыхания клея – 1-2 слоя салфеток. Приклеиваем зубы из зубочисток, красим белым акрилом. Прокрашиваем рыбу сначала черным, а затем — золотым акрилом.
Как сделать фигурки-оригами
«Kami» по-японски – это и бумага, и древние синтоистские божества. Мастера, делая бумажные фигурки-оригами прикасаются к удивительному сакральному искусству. Правда, мини-скульптурки из особым образом сложенного листа, участвовали не только в религиозных обрядах.
Например, на свадьбу было принято дарить бумажных бабочек, а знаменитых журавликов, кукол катара-сиро и шары-кусудамы использовали как домашний оберег. В средневековье знатные самураи развлекали дам, в несколько приёмов складывая забавные и несложные оригами. Подобные умения говорили об образованности, тонком вкусе и утончённых манерах.
Виды складывания фигурок из бумаги
Существует несколько разновидностей оригами, позволяющих создавать фигурки разной степени сложности и реалистичности. Некоторые из них допускают использование ножниц и клея, что не характерно для классической техники.
- Традиционное оригами – складывание из бумажного листа, без дополнительной его обработки. Базовая техника, с которой обычно начинают знакомство с японским бумагоделием.
- Модульное оригами – создание объёмных композиций из небольших одинаковых элементов. Упоминание о первых моделях такого вида датируется XVIII веком. Одной и самых известных фигур в модульной технике является кусудама.
В 1960 -70-х годах интерес к объёмной разновидности оригами вспыхнул с новой силой, именно тогда стало развиваться скульптурное направление, позволяющее создавать из небольших треугольных элементов объекты неограниченного размера.
- Мокрое складывание – техника, разработанная в XX веке японским мастером Акирой Ёсидзавой. Благодаря тому, что бумага увлажняется, фигурки из неё получаются пластичными, как бы сглаженными, предельно натуралистичными. Изделия невероятной красоты, выходящие из рук оригамистов, требуют высокого уровня мастерства. Новичкам мокрое складывание не подходит.
- «Чистая земля» представляет собой простейшие приёмы с использованием только двух типов складок: «горы» и «долины». Методика разработана в 1970 году Джоном Смитом для новичков или людей с ограниченными возможностями.
- Киригами – создание трёхмерных открыток, методом вырезания из плоского листа, тоже стали относить к разновидностям оригами. Хотя в обеих техниках используются несхожие приёмы и внешний вид изделий тоже отличается.
- Складывание из полос. Техника сочетает приёмы оригами и бумагоплетения. Фигурки образуются путём наматывания друг на друга длинных бумажных полосок. Самый известный пример, китайская «Звезда счастья».
- Паттерн-оригами – модели из готовых и распечатанных развёрток.
- Манигами, как понятно из названия, приёмы складывания в фигурки денежных купюр.
Доступные схемы для новичков
Первый шаг в волшебный мир оригами – самый сложный. Новички опасаются, что не смогут освоить технику, правильно прочитать схему, проявить должное терпение и усидчивость. Но существует ряд опробованных моделей, которые гарантированно получаются у всех, даже дети младшего возраста способны сложить их почти без помощи взрослых.
При этом изделия выглядят эффектно и станут достойным предметом декора с разнообразными функциями. На их базе можно со временем собирать и более сложные варианты. Большое значение имеет бумага. Чем проще модель, те красивее должен быть исходный материал для неё.
Сердце из салфетки
Если в Японии отдавали предпочтение фигуркам из бумаги, европейские умельцы в XVII – XVIII веках создавали настоящие шедевры из столовых салфеток. Чем виртуознее был декор из накрахмаленной ткани, тем изысканнее получалась сервировка целом. Её могли позволить себе только привилегированные слои общества.
После того, как в Европе начали изготавливать фарфор, необходимость в каком-либо дополнительном украшении стола отпала. Прекрасная посуда сама по себе была символом высокого статуса обедающих. О своеобразном «оригами» из салфеток на время забыли и вновь вернулись к нему только в XIX веке, когда немецкий педагог-новатор Фридрих Фребель стал использовать похожие приёмы декора в качестве одной из образовательных методик.
Сегодня оригами из салфеток снова в моде. Можно украсить стол для романтического свидания впечатляющим сердечком, поданным на тарелке. Лучшее начало вечеринки для двоих трудно придумать.
Пошаговое описание процесса:
- Квадратную салфетку сложим пополам вдоль одной из сторон.
- Повторим приём ещё раз. Получается, что в целом салфетка складывается по длине вчетверо.
- Сгибаем обе части салфетки – правую и левую до центральной линии.
- Убираем назад внутренние уголки в верхней части.
- Повторяем приём с внешними. Их сгибаем чуть больше.
После того, как фигурка-оригами сердце из салфетки сделана, её аккуратно выкладывают на тарелку. Сверху можно поместить открытку, цветок или небольшой подарок-сюрприз.
Лягушка для малышей
Отвлечь и утешить плачущего ребёнка порой оказывается непросто. Оригами – замечательный способ добиться и того и другого. Малышам будет занятно смотреть, как мама или папа мастерит у них на глазах игрушку. В случае с лягушкой, она ещё и оживёт, весело запрыгав по столу. Дети постарше захотят сделать такую фигурку-оригами вместе с родителями.
В любом случае, причина огорчения будет позабыта и отличное настроение быстро восстановится. В основе забавной обитательницы болот лежит базовый «двойной треугольник».
Для оригами понадобится:
- квадратный двухсторонний лист бумаги зелёного цвета;
- игрушечные пластиковые глаза (по желанию).
Путём сгибания, намечаем у квадрата две диагональные складки и одну продольную. Теперь берёмся за участки, обозначенные на рисунке красными точками, и заводим их внутрь нашей фигуры, пока они не соприкоснутся. Получившиеся обратные складки тщательно заглаживаем.
Имеем базовый «двойной треугольник». Поворачиваем его основанием к себе, отделяем верхний слой от нижнего и работаем пока только с ним. Загибаем правый и левый угол треугольника до центральной линии.
Боковины получившегося ромба складываем к середине, переходя в фигуру «воздушный змей». Переворачиваем заготовку. Нижние углы треугольника (обозначены на рисунке синими точками) складываем к центру.
Каждую половину верхней части «лягушки» отгибаем наружу, складывая вдвое. Ровняем по боковой грани. Переворачиваем заготовку. В ней уже явно угадываются характерные формы земноводного.
Чтобы лягушка хорошо прыгала, нужно дважды подогнуть её заднюю часть по обозначенным на рисунке линиям. Сначала по красной складываем вперёд, а затем по синей – назад.
Конструкция, напоминающая пружину, будет двигать лягушку, если нажать в этом месте пальцем.
Чтобы модель выглядела натуральнее, ей делают подвижные глаза и длинный, торчащий язык, которым она сможет ловить пролетающую мимо живность. Конечно, тоже бумажную.
Например, такую, как на схеме ниже:
Бумажное ассорти
Простые модели-оригами предназначены в первую очередь для детей. Заниматься с ними бумагоделием необходимо, при желании вырастить всесторонне развитую, неординарную личность.
Сделать по следующим схемам разные фигурки в технике оригами дети смогут даже без пошагового объяснения. Всё очень понятно, подробно и доступно. Остаётся лишь взять квадратный лист бумаги 21х21 см или 15х15 см (самые распространённые и удобные размеры) и приступать.
Симпатичная обезьянка с детёнышем:
Жираф:
Утка:
Пингвин:
Кошка:
Эту красивую фигурку-оригами сделать сложнее, чем предыдущие. Однако если не спешить и в точности повторять все шаги, описанные в мастер-классе, затруднений возникнуть не должно. А при желании можно создать семь слоников счастья, которые, согласно философии фэн-шуй, приносят в дом позитивную энергию.
Исходная фигура – квадрат. Складываем бумагу вчетверо (пополам и ещё раз пополам) слева направо, а затем снизу вверх. В результате, вновь расправив лист, получаем 15 одинаковых секций, на которые он поделен.
Разворачиваем квадрат вершиной к себе. Складываем конверт, соединяя все углы, кроме одного, в центре заготовки. Раскрываем изделие. Следующий шаг – сложить нижний угол вверх до последней горизонтальной складки. Раскрываем. Повторяем аналогичное действие со всеми углами.
Складываем заготовку, как показано на приведенной ниже схеме.
Внимание! Проглаживать складку нужно не полностью, а лишь до точки указанной мастером.
Повторяем действие с противоположной стороны. Переворачиваем заготовку. Левый угол складываем до указанной красным цветом точки.
Расправляем заготовку. Переворачиваем на обратную сторону. Вновь складываем конвертиком, верхнюю и нижнюю части. Правую сторону «закрываем», как показано на рисунке. С правой стороны делаем ещё две складки, закрывая по очереди правую часть сверху и снизу, как показано на рисунке. Выделяем справа две центральные секции и, сложив боковые «карманы», сгибаем.
Переворачиваем заготовку сложенной удлинённой частью вниз. Отгибаем назад «горой», по линии, обозначенной на рисунке. Складываем боковины «хвостика». Можно слегка отодвинуть верхние клапаны, чтобы было удобнее.
Переворачиваем модель на лицевую сторону. Складываем пополам.
Делаем боковые V-образные обратные складки, формируя хобот. Нажимаем на центральный ромб на спине, чтобы он опустился и стал плоским. Раскрываем заднюю часть слоника, сжимаем с боков.
Заправляем получившиеся складки в имеющиеся в передней части заготовки «карманы». Защипнём слона сзади. Модель практически готова.
Открываем складку в нижней части слона. Держим его как показано. Делаем обратную складку, чтобы получился хвостик.
Хобот слона также делаем обратной складкой.
Вот что получается в итоге:
Подробнее алгоритм сборки можно изучить на видео:
Лошадка
Симпатичная малышка пони рекомендуется новичкам. Как сделать эту маленькую фигурку из модульного оригами расскажет видео мастер-класс. Согласно фэн-шуй, лошадь приносит успех в делах и благоденствие, так что подобная модель может стать отличным подарком.
Для неё понадобятся модули из прямоугольников, размером 1/32. Количество:
Как сделать папье-маше
Чтобы почувствовать себя настоящим скульптором или гончаром, не обязательно лепить что-то из пластилина. Есть и другой выход – освоить фигурки из папье-маше. Эти работы отличаются от пластилиновых шедевров большей долговечностью, к тому же их удобно раскрашивать и декорировать на своё усмотрение буквально всем, что возможно приклеить к обычной бумаге или дереву. Рассмотрим, как сделать папье-маше разными способами, и какие шедевры получаются из этого податливого материала.
Что такое папье-маше?
Многие видели, например, кукол или ёлочные игрушки, сработанные из папье-маше, и не догадывались, что этот материал реально создать собственноручно, чтобы слепить из него весьма прочную полую фигурку, тарелку, чашку и т.д. Если хочется расписать, допустим, блюдце из этого материала, вовсе не обязательно искать в продаже заготовку, потому что реально изготовить папье-маше своими руками. Так что же представляет собой этот материал?
Его название с французского перевозится весьма забавно: «жёваная бумага». Основа папье-маше – либо бумажная масса, либо небольшие кусочки бумаги. Прочность материалу придаёт клей – второй обязательный ингредиент папье-маше.
Бумага для пластичности должна быть мокрой. Вот почему для получения изделия приходится давать ему застывать: влага обязана испариться и из бумаги, и из клея. Зато на готовом изделии получится нарисовать всё что угодно.
Материалы для работы
Чтобы создать фигуру из папье-маше, понадобится форма, с которой будет выполнен слепок. Далее всё зависит от технологии. Иногда форму смазывают растительным маслом, чтобы масса от неё легко отделялась. Иногда применяется как прокладка пищевая плёнка, что удобнее: от неё не остаётся жирных следов, как от масла.
Сама масса готовится по-разному. Для неё используют либо мокрую газету, либо туалетную бумагу, либо салфетки. Также удастся получить вторичное папье-маше из яичных коробок, ведь они состоят именно из этого материала. Пластиковые упаковки для этого непригодны, так как их невозможно размочить и перемолоть. Существует и готовый материал – паперклей, или бумажная глина. Чтобы сделать папье-маше, нужно выбрать паперклей на полимерной основе, так как этот вид бумажной глины не нуждается в обжиге и хорошо твердеет на воздухе.
Можно обойтись и без массы, если воспользоваться технологией постепенного наклеивания фрагментов газеты на форму. Конечно, добиться однородности от такого материала будет сложно, поэтому на финишном этапе конструкция оклеивается слоем хорошо тянущейся, например, гофрированной бумаги. Важно следить, чтобы через фактуру верхнего слоя не проступали уголки газетных лоскутков. Следовательно, подобная технология хороша только для крупных объектов, отличающихся плавностью линий и не имеющих резких изгибов.
Используемые техники
Желающим научиться работать с папье-маше своими руками важно выбрать наиболее подходящую технику. Создавать шедевры из приготовленной собственноручно массы удобнее взрослому человеку или подростку. Маленьким детям предпочтительнее работать с нарезанной газетой или готовой бумажной глиной.
Работа с массой подразумевает три направления:
- лепка полой фигуры на шаблоне;
- бескаркасное изделие;
- поделка на каркасе.
Если нужно сделать большую фигуру или маску, то для этого используется шаблон. Берётся заготовка маски, отформованная под лицо человека, либо посуда, если нужно воспроизвести её форму. На этот шаблон выкладывается масса и застывает. Чтобы её легко было отсоединить, шаблон либо нужно смазать маслом, либо очень плотно обернуть тонкой пищевой плёнкой. Иногда приходится после высыхания разрезать фигуру, а потом соединять две её части листами бумаги и клеем.
Бескаркасное изделие лепится из бумажной массы, как из пластилина. Поскольку в процессе сушки фигурка должна полностью избавиться от влаги, она не должна быть слишком большой.
Если нет шаблона, но требуется достичь значительного объёма, следует использовать каркас. Его удобно скрутить из проволоки, использовать части от пластиковых бутылок, где они подходят по форме, и т.д. Любой подходящий материал, не подверженный быстрой порче, подходит в качестве каркаса, который предстоит облепить бумажно-клеевой массой папье-маше.
Для детей лучшей будет технология с обрывками бумаги. Её лучше не нарезать чёткими квадратами или прямоугольниками, а именно рвать, чтобы не получалось характерных «геометрических» выступов. Первый слой бумаги укладывается на шаблонный предмет. Удерживаться он может либо на масле или вазелине, которым шаблон смазан, либо прилипать к пищевой плёнке. В таком состоянии бумага пробудет недолго, так как её требуется срочно покрыть клеем и наносить второй слой. Каждые два слоя нужно высушивать, а для прочности их требуется нанести не менее 10. Кусочки бумаги в каждом новом слое должны перекрывать стыки предыдущего уровня.
Окончательная обработка изделий из папье-маше – маширование, то есть оклейка бумажным слоем. Маширование бывает внутренним и наружным – по необходимости.
Как сделать массу для лепки папье-маше своими руками
Сделать массу для папье-маше своими руками намного проще, чем кажется. Если нужно получить её быстро, то не стоит использовать рваную газету. Лучше взять что-то потоньше – салфетки или туалетную бумагу. Чтобы намокание происходило быстрее, туалетную бумагу стоит разорвать на кусочки. Салфетки получится использовать целиком или нарезать крупными кусками. Нужно бумагой заполнить ёмкость и залить её кипятком. Пока остывает кипяток, заготовка массы для папье-маше будет набухать и размокать. Удобно её на этом этапе аккуратно помешивать длинным предметом, чтобы не обжечь руки.
Остывшую до комнатной температуры или чуть выше массу следует измельчить. Для этого подходит любой миксер. И строительный, и бытовой прибор справится с задачей «на ура». Не помешает даже вылить смесь в блендер и перемешать.
Готовую массу нужно поместить в марлю и как следует отжать, чтобы влаги оставалось как можно меньше. Далее массу нужно смешать в отдельной ёмкости с клеящим составом – клеем ПВА или обойным клейстером. Масса для папье-маше считается готовой.
Как делать папье-маше в домашних условиях
Начинать работу с папье-маше нужно с более простых по форме предметов. Прекрасно подойдёт ваза или блюдце. Если получилось воссоздать блюдце или вазочку из бумаги, то стоит приниматься за более вычурные фигуры: динозавра, человеческую голову, ёлочную игрушку и т.д.
Из туалетной бумаги и клея
Как приготовить массу для папье-маше из туалетной бумаги и клея, мы рассмотрели ранее. Главный секрет – хорошо отжать бумагу перед вводом клея в состав. Далее берём вазу, оборачиваем пищевой плёнкой и начинаем наносить состав. Вазочку нужно полностью облепить и следить за тем, чтобы это было равномерно. Теперь нужно оставить её до полного высыхания. Иногда на это уходит несколько суток. Высохшую заготовку берём и разрезаем канцелярским ножом на две половинки. Стараемся не навредить шаблонной вазе. Обе половинки с торцов разреза промазываются клеем, сверху дополнительно накладываются смазанные клеем полоски из салфеток или другой тонкой бумаги, чтобы закрыть места разъединения слоя папье-маше. Шву тоже нужно дать высохнуть, прежде чем приступать к росписи вазы.
Из газеты
Берём за основу тарелку. На неё нужно нанести слой вазелина или пищевой плёнки. Газета, нарванная кусочками, окунается в подготовленный клейстер или клей ПВА. Пропитанные клеем кусочки накладываются на тарелку со стороны дна, если нужно получить чуть большую поделку, или с внутренней стороны, если изделие требуется чуть меньше шаблона. На первый слой бумаги наносится второй, после чего работа высушивается. Затем нужно нанести ещё два слоя газет, и т.д.
Чтобы предмет из папье-маше получился прочным, слоёв понадобится 10–12, а то и больше. Это зависит от изначальной толщины газетного листа. Поделки из более толстой бумаги дольше сохнут, поэтому с ними больше возни по времени. Зато из тонкого материала понадобится больше слоёв, чтобы достичь подходящей прочности.
Из бумажной глины
Работа с бумажной глиной ведётся практически так же, как и с папье-маше из салфеток. Только этап по приготовлению массы попросту опускается. Так как паперклей продаётся в готовом виде, нужно изучить инструкцию по работе с ним на упаковке. В частности, если понадобится шаблон или каркас, как масса будет взаимодействовать с ним, выяснится именно из инструкции.
Если из бумажной глины лепится фигурка, как из пластилина, то есть не имеющая полостей, то нужно особое внимание уделить правильной сушке папье-маше. Ведь из глубины изделия влага будет испаряться очень долго. Возможно, придётся создавать фигурку поэтапно, как бы послойно. Вначале вылепить некий остов, просушить его, а потом облепить новым слоем, придавая необходимые формы и изгибы. Снова просушить, затем нанести финишный слой со всеми тонкостями рельефа.
Как сушить готовое изделие
Сделать папье-маше – это не только вылепить шедевр, но и подвергнуть его качественной сушке, обеспечивающей едва ли не половину успеха. Если керамику нужно обжигать при высоких температурах, то с папье-маше всё иначе. Материал не терпит слишком быстрого подогрева. Нужно помнить, что основа – это бумага, горючий материал, поэтому фигурки стоит убрать подальше от открытого огня. Есть рекомендации, как сушить папье-маше в духовке газовой плиты, но новичкам лучше не пользоваться этим способом.
Материал хорошо сохнет на открытом воздухе возле батареи, на солнце, рядом (но не вплотную) с электрообогревателем, в погасшей, но протопленной печи. Духовку можно использовать, если у вас электрическая или комбинированная плита. Газовую духовку стоит сначала нагреть, погасить и только потом поместить туда изделие из папье-маше. Закрывать дверцу полностью не стоит, потому что важна циркуляция воздуха, чтобы с ним уносились водяные испарения из изделия.
Если папье-маше состоит из множества слоёв, то лучше поклеить не более 3–4 из них, а потом оставить работу на сутки, чтобы она высохла полностью. Только потом разрешается приниматься за следующие слои.
Оформление и декор поделок
Если просто сделать папье-маше без финишного слоя, работа выйдет блёклой и неинтересной. Самый простой вид декора – маширование красочным слоем. Это может быть как пёстрая упаковочная бумага, так и просто цветной лист.
Более сложный вариант обработки папье-маше – грунтовка. Иногда перед этим приходится шлифовать поверхность фигурки, чтобы она получилась ровнее. Потом на изделие на носится грунт, которому нужно дать просохнуть. Неплохо покрыть папье-маше алебастром, по которому можно будет работать малярными красками, словно вы пишете на стене фрески.
Не забываем, что папье-маше – та же бумага, поэтому и методы декорирования подойдут те же, что и для бумажных и картонных изделий. Наклеить блёстки, стразы, написать добрые пожелания маркером или фломастером – всё это реально проделать с изделием из папье-маше. Но раз уж фигурка имеет высокую плотность, то её удастся декорировать сеткой, тканью, тесьмой и любыми другими текстильными изделиями. Куколку из папье-маше получится одеть в настоящее тканевое платьице, чего никогда не удалось бы сделать с бумажной фигуркой.