Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плетеные предметы быта

Экскурс в прошлое «Предметы крестьянского быта»

Наталья Худякова
Экскурс в прошлое «Предметы крестьянского быта»

Предметы крестьянского быта

Русское подворье с его налаженным бытом и земледельчеством всегда обставлялось большим количеством предметов утвари и орудий труда. Традиционно кухонная утварь, предметы для земледелия не отличались богатым украшательством, но были удобны и отличались лаконичной эстетикой.

Изба — жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

Самовар- появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.

Прялка — простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил.

Гребень для чесания шерсти. Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали волосы. Однако не совсем, гребень для чесания шерсти большего размера. Вообще для шерсти были чески – это не деревянной основе часто набитые гвозди не большого размера. Такими ческами удобно было работать с шерстью., не только чесать, но и чистить её. Таким гребнем могли чесать и лен, который также использовали в ткачестве.

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала.

Корыто. Крестьяне делали запасы на зиму. В бочках квасили капусту. Капусту в начале 20 века тяпали тяпками. Кочаны капусты помещали в деревянные корыта, их делали из дерева, середину выдалбливали Разрезали кочаны и и тяпали их тяпками вдоль и поперек.

Кувшины (или крынки) предназначались для хранения молочных и других продуктов. Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.

Ступа — крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина 50 см, диаметр 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели

Чугунок — крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма,повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухватa. Объем разный от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны

Ухват приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия

Рубель — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором

Садник- хлебная лопата. Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Читать еще:  Как сеять огурцы в теплицу

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький, чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Чугунный утюг. На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов,в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.

Цеп – ручное орудие для обмолота (отделения) зерна от колосьев. Обычно состоит из двух подвижных, связанных палок. Одна подлиннее — рукоятка, другая покороче – непосредственно рабочая часть, ударяющая по злакам.

Лапти — плетеная обувь из лыка или бересты; до сер. 19 в. — основной вид крестьянской обуви в России. `

Эстетика быта детского сада — роскошь или необходимость (Сообщение на педсовете) В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник.

Конспект коллективного хозяйственно-бытового труда «Служба быта» Конспект коллективного хозяйственно-бытового труда Тема: «Служба быта»Цель. Формирование положительного отношения к труду и его результатам.

Конспект ООД по развитию речи у детей первых младших групп и групп раннего возраста по теме «Предметы старинного быта» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей первых младших групп и групп раннего возраста Цель: приобщение.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Орудия труда и предметы крестьянского быта» (старшая группа) Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие «Орудия труда и.

Мини-макет «Музей быта татарского народа» Человек не знающий и не любящий свою культуру не уважает культуру других народов. (Татарская пословица) Одна из важных задач в дошкольном.

Мини-музей «Предметы русского быта» Всем доброго времени суток! В марте у нас проходили недели знакомства детей с русским бытом, традициями. В течении двух недель мы с ребятами.

Мини-музей «Предметы русского быта» В этом году темой для самообразования я взяла «Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с историей и культурой русского.

Беседа «В гости к бабушке. Предметы быта в русской избе» В гости к бабушке. Задачи:Образовательные:формировать представления о предметах быта в русской избе-печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло,ведро,.

Плетёные изделия

Плетёные изделия из различных материалов были известны людям древнего мира. Находки археологов в Египте, на Ближнем Востоке и в Европе показывают, что ещё в период неолита изготовляли плетёные предметы из мягких растительных материалов: травы, тростника, папируса и других. Составляя из этих материалов жгуты, их последовательно накладывали друг на друга кольцами, спиралями или параллельно и скрепляли поперечными мягкими связками. В античную эпоху для плетения стали использовать ветки деревьев и кустарников, особенно ивы, корни деревьев и другие материалы.

Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных гибких ветвей различной толщины плёл он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое разнообразное назначение. Без корзин, этих универсальных плетёных сосудов, трудно представить себе быт руского крестьянина. Незаменимы были они при сборе урожая и хранении продуктов. В корзинах, сплетённых из белого окоренного прута, носили женщины на речку полоскать белье. Были и такие, с которыми отправлялись в дальнюю дорогу.

Почти каждый сельский житель мог при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приёмы плетения. Отдельные мастера плели корзины на любой вкус и не только для себя, но и на продажу. В зависимости от назначения им придавали самые разнообразные формы, украшали плетёными узорами из окрашенных прутьев. Различные приёмы плетения, передаваемые из поколения в поколение, постепенно совершенствовались, становясь более рациональными.

В сравнительно недалёком прошлом плетёные изделия являлись предметами первой необходимости. Занимая большое место в быту многих народов, они обладали чертами яркого национального своеобразия. Особенно широкое распространение получили во второй половине 19 и начале 20 веков, когда большой популярностью пользовались корзины, плетёная мебель, коляски для кукол и другие изделия, изготовлявшиеся в мастерских Франции. В качестве сырья французские мастера использовали тонкую окоренную лозу, покрывали её разными красителями, позолотой, серебром.

Популярность плетёных изделий была настолько велика, что мотивы и отдельные элементы техники плетения имитировали в фарфоре, использовали изображение корзин или отдельных плетёных полос в композициях архитектурного декора. Перекрёстное плетение, применяемое при изготовлении изделий из лозы, в принципе послужило основой для возникновения техники ткачества.

Плетёные изделия носят универсальный характер. Их широко применяют не только в домашнем обиходе, но и в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях человеческой деятельности. В 19 веке, когда началось бурное развитие многих отраслей промышленности, упаковочные корзины, изготовляемые из лозы, своей дешевизной и удобством форм вытеснили деревянные ящики. Плетение становится модой, распространяется во всех странах, с зарождением и развитием капитализма переходит на промышленную основу. Во Франции это ремесло перемещается из Парижа в периферийные департаменты, охватывая значительную часть населения. В Пруссии и Баварии плетением занимаются десятки тысяч человек. Для обучения плетению организуются школы со сроком обучения 2–3 года. Такие школы были созданы во многих странах.

Мода на плетение охватила и Россию, где исстари у крестьян бытовали сделанные из ивового прута плетёные предметы. Предполагается, что корзиноплетение возникло в районах рек и озёр и служило первоначально для нужд рыболовства; рыбаки изготовляли верши, нереты, мережи и другие орудия лова. Постепенно плетение из лозы охватило почти всю территорию Европейской части России. Наиболее крупные центры плетения были сосредоточены в Московской, Тверской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Ярославской, Нижегородской, Смоленской, Вятской, Казанской, Оренбургской, Пермской, Уфимской, Подольской и других губерниях.

Ассортимент товаров в начале 20 века (до первой мировой войны) был очень велик: всевозможная мебель (стулья, столы, кресла, диваны, кушетки, качалки, шезлонги, купальные будки, детские коляски и кровати, ширмы, этажерки, газетницы, цветочницы, нотницы), дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), так называемый мелкий товар (корзиночки самого различного назначения – для бумаг, ключей, перчаток, рукоделия, цветов и фруктов, хлебницы, сухарницы, плетёные тарелочки, красивые коробочки для кондитерских изделий), а также игрушки (погремушки, разные машины, кукольные мебельные гарнитуры, посуда и пр.).

Читать еще:  Особенности всесезонных теплиц

Коллекция образцов плетения начала 20 века находится в Звенигородском историко-художественном музее. На художественных достоинствах плетёных изделий этой коллекции сказались прежде всего вкусы того времени: большое увлечение традиционными приёмами и создание стиля модерн. В лучших предметах коллекции чувствуется продуманность в пропорциях линий и формы, ритме плетения, фактуре и цвете материала. Последний имел очень большое значение: часто форму, рисунок и отделку изделий определял именно материал. В плетении мелкого товара в одном предмете нередко употребляли разные материалы, причём не из конструктивной необходимости (каркас почти всегда делали из ивы или камыша). Зачастую это являлось главным художественным достоинством товара.

Кроме традиционного ивового прута (чищеного, колотого или шмыгованного), бересты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогоза, использовали много импортных материалов, таких, как педдиг (обработанная сердцевина камыша), листья кокосовой и мавританской пальм, рафия (луб игольчатой пальмы того же названия), луфа (растительная губка, добываемая в Греции), кокос (наружная оболочка плодов кокосовой пальмы).

Всё сырьё мастера специально обрабатывали, отбеливали, красили в различные цвета. В изделиях они сочетали окрашенные и неокрашенные материалы, часто употребляли для отделки цветной целлулоид, шёлковые и хлопчатобумажные ленты с рисунком, набивные многоцветные ткани для подкладки, точёные деревянные детали. Есть в музее корзиночки, окрашенные масляной краской и расписанные по фону орнаментом, букетами цветов и надписями на иностранных языках. Звенигородская коллекция, в которую входят и иностранные изделия, представляет большой интерес для изучения мастерства плетения.

Из книги «Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы». Автор В. И. Назарова.

В настоящем издании в доступной форме представлены сведения о материалах, используемых для плетения, и инструментах; подробно описана технология изготовления изделий; даны пошаговые рекомендации по основным видам и способам плетения.

Также в книге описаны способы изготовления различных художественных изделий из дерева.

Ещё книги по теме:

«Плетёный интерьер своими руками». Составитель Лихонин А.С.

Справочное пособие по конструированию и изготовлению плетеных изделий. Широкому кругу читателей.

«Плетение из прутьев». Автор Паола Романелли

Из прутьев можно сплести всё: корзину для грибов, эффектную сумочку для дамских мелочей, разнообразные кашпо для цветов, ящички для кухонных принадлежностей, подставки для посуды, абажуры и даже манеж для любимой собаки.

Эта книга поможет вам стать настоящим мастером. Вы узнаете, как заготовить необходимый материал, познакомитесь с различными техниками плетения и сможете собственными руками изготовить потрясающие изделия, которые принесут радость вам и вашим близким.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Статья: «История плетения из газетных трубочек»

Разговор с Александром Мясниковым. Специально для проекта «Инфоурок»

«Как сделать летний отдых ребенка безопасным?
Угроза второй волны коронавируса»

в Международный день защиты детей

1 июня 2020г. 19:00 (МСК)

История плетения из газетных трубочек.

Техника плетения известна с давних времен, есть даже легенды о колесницах, плетеных из ротанга. Вполне закономерно предположить, что техника плетения возникла в разное время в долинах рек, где можно найти длинные гибкие ветки, тростник, бамбук, иву, камыш, тик, абака (волокна текстильного банана, манильская пенька), ивовый куст мимбра, сезаль (волокно из листьев мексиканской агавы),… а также где есть гибкие и достаточно длинные корни растений. Могут быть использованы также водоросли и конский волос. В южных странах широко применялись, и используются сейчас, ветки ореха, ротанговая пальма, а также некоторые другие виды пальмовых и ивовых растений. Часто можно встретить изделия из соломы, но этот материал не такой прочный, и в основном используется для производства декоративных предметов или циновок. Сейчас можно встретить плетение из искусственного ротанга – синтетического искусственного волокна, или простого пластика, который не боится погодных условий и устойчив к климатическим нагрузкам.

В современном индустриальном мире плетеные предметы, кроме внешнего изящного вида, имеют большую ценность еще и потому, что изготавливаются практически все — вручную. Хотя и машинное плетение тоже можно встретить. Кроме того, плетеные аксессуары легкие, прочные, достаточно долговечные, и экологически чистые. Именно из-за целого набора разных качеств, плетеные изделия и получили такое широкое распространение. Принято считать, что в Европе мода на плетеные предметы обихода появилась благодаря морским путешествиям и в частности, благодаря Англии – после колонизации Индии. В России было широко популярно плетение из ивовой лозы, предположительно, изначально изготавливались для ловли рыбы, а затем стали делать корзины и уже потом, в 19 веке пришла мода на плетеную мебель. В начале 20 века плетеные предметы можно было встретить практически в любом интерьере, как Европе, в Америке, так и в России.

Основная технология плетения дошла до наших дней практически без изменения, однако в Европе виды современного плетения используются более сложные, чем, например, изготовленная в странах Азии или Латинской Америки. Для создания одного плетеного предмета у мастера, если тот работает вручную, уходит от недели до нескольких месяцев. Несмотря на веками сложившиеся виды плетения, каждый мастер вкладывает в изделие что-то свое, неповторимое, что становится его « визитной карточкой ».

На Руси было распространено плетение корзинок из лозы. Каждый крестьянин мог похвастаться надежной корзиной, которую он сплел своими руками. Профессиональные корзинщики творили просто чудеса! Они выплетали корзинки из лозы любой сложности: большие и маленькие, круглые и прямоугольные, с простым плетением и сложным, овальные и конические, с крышками или без них. Простое грибное лукошко, хозяйственные корзины, дорожные сундуки, детские колыбели, посуда и плетеная мебель — украшали древний быт. Изделия из лозы и сегодня являются украшением любого интерьера и также применяются в хозяйстве. Только вот мастеров лозоплетения сегодня гораздо меньше, чем в тогдашние времена. Если вам не по силам (или не по карману) плести из лозы, то попробуйте сначала освоить плетение из газет.

Читать еще:  Подготовка садовых ромашек к зиме

Лозоплетение

Искусство плетения различных предметов из лозы и других материалов

  • Вид обработка дерева
  • Техники плетение из лозы
  • Материалы лоза
  • Изделия изготовление предметов быта

История ремесла

Плетение, как ремесло имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем металло- и деревообработка. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты.

Корзинки, центр народных ремёсел «Вятка» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

С помощью плетения строились стены домов. По одной из версий плетение явилось прародителем ткачества. Люди начали плести из доступных природных материалов ещё когда у них не было оборудования и инструментов для создания более сложных предметов для жизни и хозяйства.

Русский «плетюшечный» промысел

В России лозоплетение как промысел развилось позднее, чем в других странах. Поначалу появилась мода на плетёную мебель в Европе. В Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии создавались музеи, школы лозоплетения, выпускались учебные пособия, ива стала растением, специально культивируемым на плантациях.

Плетёная мебель Edal, GNU 1.2

В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. Завезенные из Европейских стран изделия из ивы пользовались широким спросом владельцев поместий. Возникновение такого спроса и стимулировало российских крестьян на пробу нового ремесла плетения из лозы.

К 1913 г. плетением занимались уже 37 тысяч кустарей в 17 губерниях, а в 1920 г. был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей и прочих изделий.

Кофетница Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в Московской, Вятской губернии и Звенигородском уезде.

Строительство железных дорог способствовало развитию торговли, а изделия из лозы являлись прекрасной упаковкой для перевозимых товаров.
В 1840 г. в Нижегородской губернии, в с. Богородском, был организован промысел, где работало около 500 мастеров, которые за сезон плели более 240 тыс. корзин.

Развитие промысла

Начали организовываться фабрики по производству плетёных изделий. Появились мастера, способные удовлетворить самый взыскательный спрос.

Народные умельцы создавали, используя простые материалы и доступные способы их обработки, высокохудожественные предметы плетёной мебели, ярко отражающие национальные черты быта и художественные вкусы народов различных регионов нашей страны.

Плетёные изделия в интерьере Путеводитель по русским ремёслам, CC BY 3.0

Плетёные изделия производились как для богатых, так и для бедных слоёв населения, соответственно повышенной и низкой стоимости.

Ассортимент товаров был очень велик: различная мебель — кресла, диваны, столы, стулья, этажерки, ширмы, кровати, цветочницы и другое. Дорожные принадлежности — сундуки, чемоданы, сумки, саквояжи, игрушки, посуда, кукольная мебель, погремушки и так далее.

Подробнее об ивовой лозе

Плетением можно заниматься используя различные материалы, в том числе и не обязательно природные. Всё же, самый популярный материал для плетения — ивовый прут.

Ива — это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста ее видов, но для плетения подходят далеко не все. Самые подходящие — белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому — ракитник.

Ивовые прутья Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Для плетения подходят однолетние или двухлетние побеги. В природе заросли ивы обнаружить не трудно: она растет по берегам озер и рек. Однако, найти длинные безлиственные прутья, пригодные для плетения корзин и мебели не простая задача.

В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же её выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. В наше время научились, выращивая лозу, получать определенную гибкость, толщину и окраску прута. И кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. Поэтому культурные сорта во всех отношениях лучше.

Промысел в наше время

Промысел лозоплетения актуален и сейчас. Плетёные изделия модны и практичны. Они экологически чисты. Как и прежде, есть спрос на плетёную мебель. Люди охотно пользуются корзинами, плетёными хлебницами, вазами и другими бытовыми вещами.

Плетёное бра, авт. Олег Михайлов Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В Одинцовском районе работает Кобяковская фабрика по лозоплетению. Много умельцев на Кубани, в Московской и Кировской областях. Плетением изделий из лозы занимается «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» (Киров). Сохранением и развитием старинных традиций лозоплетения занимаются и на мебельной фабрике «Корунд» (Нагорск).

Популярны школы, курсы лозоплетения, есть информация по самообучению в интернете.

Фотогалерея

Полезная информация

Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Название материала — «лоза» произошло от виноградной лозы, из которой плели корзины. Часто материалом для плетения служит ивовый прут. Техника плетения из лозы может быть самой разнообразной.

Древности

При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно.

В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры, хранится в музее Треве.

Художники в эпоху Возрождения сохранили на своих полотнах совершенство интерьера и быта, сплетенного из ивового прута: повозки, колыбели, корзины, шкатулки, хлебницы, которое было достигнуто в Средние века.

Специальные школы

Развитию промыслов способствовали школы по обучению плетения. Одной из первых в 1880-х годах XIX столетия была открыта школа при бумагопрядильных фабриках Вознесенской мануфактуры, в 25 км от ст. Пушкино Ярославской железной дороги. Такие же мастерские с производственным обучением были от крыты в Киеве, Полтаве, Черкассах, под Курском, в Молдавии.

Вязёмы и Петелино

Одним из мест, где лозоплетение является традиционным промыслом считается Одинцовский район Московской области, где есть целые деревни и посёлки, названия которых связаны с плетением корзин.

Это Большие и Малые Вязёмы — там плели, то есть вязали корзины, названные по имени речки Вязёмки, вдоль которой растут разные виды лозы. Это и Петелино, где жили и работали петельщики — так называли в старину людей, которые плели корзины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector