Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт рулевой колонки мтз 80 своими руками

4.1.1. Ремонт рулевого управления. ГУР.

Рис. 2.3.10. Гидроусилитель руля (ГУР):
а — общий вид; 1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая сошка.

К основным дефектам гидроусилителя руля относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз).
Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей.
Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 2.3.9 — 2.3.30.

Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4 .

Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки:
1 — наставка; 2 — рулевая сошка; 3 — сливной патрубок; 4 — гайка поворотного вала.

Рис. 2.3.11. Взаимное расположение деталей датчика блокировки дифференциала:
1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель; 6 — кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11 — кран.

Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя:
1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУРа; 3 — сетчатый фильтр; 4 — редукционный клапан.

Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала:
1 — корпус ГУРа; 2 — поворотный вал с сектором.

Рис.Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу.

Рис.Рис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала.

Рис. 2.3.16. Снятие датчика блокировки дифференциала.

Рис. 2.3.17. Снятие крышки датчика блокировки дифференциала.

Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки.

Рис. 2.3.19. Снятие цилиндра ГУРа.

Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня.

Рис. 2.3.21. Снятие распределителя.

Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе.

Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка.

Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка.

Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала:
1 — втулка; 2 — цапфа; 3 — винт съемника.

Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой, гайки червяка.

Момент затяжки не более 20Н.м.

При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала:
1 — метки; 2 — поворотный вал; 3 — сектор.

Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе секретного вала и секторе:
1 — метки; 2 — рейка; 3 — сектор.

Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня.

Момент затяжки 120Н.м.

Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала:
1 — регулировочный болт; 2 — контргайка.

Заверните болт до касания с поворотным валом, а затем отверните его на 30 — 45° и зафиксируйте контргайкой.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки. Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированнoм вертикальном вале ГУРа, который должен быть в пределах 4 — 6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5 — 6МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50Н.

Ремонт рулевого управления трактора МТЗ-80

Для качественной и надежной эксплуатации грузового транспортного средства МТЗ-80 производители поместили в конструкцию трактора усилитель руля – ГУР. Он представляет собой узел, функция которого заключается в передаче вращений на рулевую сошку, которые конструкция получает от рулевого колеса. Вращения облегчают усилие во время поворота в случае управления транспортным средством на неровных дорогах. Усиление рулевого управления трактора МТЗ достигается за счет увеличения давления, которое возникает из-за нагнетания жидкости.

Во время поездки внутри узла могут возникнуть проблемы, которые способны привести к выходу из строя конструкции. Чтобы предотвратить такое развитие событий, стоит разобраться с тем, как проводить регулировку и ремонт ГУР.

Как устроен ГУР?

Корпус гидроусилителя рулевого управления выполнен из чугуна и размещен на брусе автомобильной рамы. По сторонам от узла расположен радиатор управления и стенка капота. ГУР – это мощный механизм, оборудованный червячным редуктором.

Дополнительно конструкция узла оснащена:

  • гидросистемой;
  • золотником, за счет работы которого удается достичь нужного давления и облегчить поворот;
  • шестеренчатым гидронасосом;
  • цилиндром;
  • клапаном предохранителя.

В движение конструкции приводит вращение шестерни, и в первую очередь начинает двигаться гидронасос, за которым следуют остальные элементы.

Принцип работы

В корпусе ГУР предусмотрен червяк, который дополнительно обвязывают витки. На торцевой части установлен золотник. На концах детали предусмотрены подшипники для упора конструкции. В подшипники в процессе эксплуатации узла упираются плунжеры, создавая давление. В свою очередь, с другой стороны пружины упираются в корпус, детали которого также являются частью конструкции усилителя.

За счет работы пружин удается зафиксировать положение золотника, предотвращая его смещение в разные стороны. Когда водитель трактора начинает вращать колеса, совершая маневр, сектор узла движется под воздействием червяка, который вращается витками. В результате происходит поворот вала сошки.

В процессе вращения в колесах возникает сопротивление, которое принимает червяк. Это вращение создает определенное усилие, под действием которого червяк передвигается вперед или назад по одной оси в зависимости от того, какой маневр осуществляет водитель.

Во время движения червяка одновременно с ним задействуется золотник распределителя усилия узла, который также начинает передвигаться вдоль оси. Движение золотника воздействует на потоки масла, распределяя их подачу в полости.

Если автомобиль движется прямо, золотник находится в нейтральном положении, подпираемый пружинами. Давление поступает в корпус ГУРа, который одновременно является гидробаком системы узла.

При вращении руля усилие, подаваемое на гидроусилитель, заставляет перемещаться червяк, который, в свою очередь, меняет положение золотника. С помощью предусмотренных на золотнике поясков происходит открытие магистралей полостей внутри цилиндра. В зависимости от того, в какую сторону был осуществлен поворот, одна принимает масло, а вторая становится сливом для жидкости.

Давление внутрь полости с маслом подается золотником только в том случае, когда руль начинает вращаться. Как только колесо останавливается, червяк прекращает движение, а вместе с ним тормозит и золотник, который с помощью пружин принимает изначальное положение. Масло сбрасывается в полость, которая отвечает за слив.

Дополнительные элементы

В конструкции узла предусмотрен поршень, который во время движения оказывает воздействие на рейку. Поршень связан с одним из секторов гидроусилителя и отвечает за нагнетание давления внутрь цилиндра. При подаче в одну из полостей давления за счет работы золотника происходит одновременная передача усилия рейке, которая начинает двигать сектор.

Стандартный показатель давления в гидросистеме составляет 2-4 мПа. Если владелец трактора решит повернуть руль до максимума, то давление способно подняться до 8 мПа.

Возможные поломки

Продукция Минского тракторного завода – это качество исполнения, а также превосходные технические характеристики. Однако, несмотря на заявленный производителем долгий срок службы в процессе эксплуатации трактора может понадобиться ремонт ГУРа и проведения ряда регулировок узла рулевого управления.

Среди наиболее распространенных неисправностей и поломок:

  • тугое управление руля;
  • невозможность повернуть руль трактора;
  • возникновение задержек в работе узла управления.

Чтобы устранить неисправность своими руками, стоит разобрать узел и провести дефектовку и регулировку отдельных элементов, а также заменить при необходимости сломанные детали. После ремонтных работ необходимо вернуть узел рулевого управления на место и проверить качество починки.

Читать еще:  Регулировка вом мтз 80 своими руками

Ремонт узла

Существует несколько возможных развитий сценария починки узла усилителя рулевого управления. Они зависят от типа поломки или возникшей неисправности.

Утечка масла и разгерметизация

Первый критерий, демонстрирующий наличие неисправности в узле, — это отсутствие герметичности уплотнений гидросистемы. Герметичность обеспечивает сохранность рабочего давления во время работы узла, а также предотвращает изменение величины усилия, которое действует на органы усилителя.

Если в ГУРе обнаружена утечка масла, осуществляется замена:

  • сальников;
  • колец;
  • прокладок, которые предусмотрены комплектом усилителя.

Исправность соединения деталей узла обеспечивает нормальную работу конструкции, предотвращая возникновение заклинивания или поломки.

Изменение рабочего хода

Стандартный показатель рабочего хода золотника, если рассматривать классическое движение детали в одну сторону, составляет 1,2 мм. Этого хватает, чтобы полностью открыть каналы для впуска и выпуска рабочей жидкости. Если ход нарушается, а конструкция отклоняется в любую сторону, распределитель перестает справляться со своей функцией.

Результатом неисправности становится отсутствие достаточного количества рабочей жидкости в полости, что приводит к невозможности создания необходимого количества гидравлического усиления.

Одна из причин возникновения такой неисправности – недопустимые люфты, которые возникают при некачественном соединении сборочных единиц. В сумме эти люфты негативно влияют на перемещение золотника вдоль оси. Поэтому важно отслеживать:

  1. Состояние крепления деталей между собой.
  2. Величину зазоров, образующихся в зацеплениях.

Если неправильно отрегулировать люфт и допустить изменение показателей, конструкция узла быстро износится, что приведет к поломке зубьев, витков, червяка. В случае выхода деталей из строя следует осуществить их замену новыми элементами.

Увеличение расстояния между деталями

В процессе эксплуатации между отдельными элементами, в которых не требуется обеспечение герметичности, могут увеличиться зазоры. Трактористы рекомендуют задействовать два способа нивелирования возникших зазоров:

  • Увеличение габаритов золотника вдоль одной оси. Для этого протачивают элемент и дополнительно вытачивают специальные втулки-шайбы подходящей ширины. Диаметр посадки шайб должен соответствовать диаметру выточки золотника с внутренней стороны. Усовершенствованную деталь устанавливают в конструкцию узла, предварительно подложил прокладки для организации герметичного соединения. Примечательно, но именно за счет прокладок удается компенсировать увеличенные габариты золотника. Чтобы повысить жесткость пружин, сдерживающих деталь, вытачивают дополнительные шайбы, заранее позаботившись о диаметре в 1,5 мм, и монтируют их между золотником и плунжерами.
  • Протачивание крепления крышки с целью улучшения ее крепления с корпусом гидроусилителя. В этом случае необходимо также позаботиться о диаметре, который будет больше на 4 мм по сравнению с диаметром, который предусмотрен для обоймы упорного подшипника. Преимуществом способа является отсутствие необходимости установки прокладок для обеспечения герметичности соединений. Также не потребуется вырезать шайбы под пружины.

Оба способа востребованы на практике, однако они не способны полностью починить узел, если установить их неправильно и не предусмотреть все условия для их надежной эксплуатации. Увеличенные элементы при неправильной регулировке быстро износятся и приведут к отказу ГУРа.

Регулировка

Настраивать узел можно только в том случае, если все его элементы исправны. Правильность настройки определяется фактором в виде надежной и безопасной работы усилителя во время управления трактором. Наладка проводится в несколько этапов, и каждый из них стоит рассмотреть подробно.

Регулировка червяка

До проведения регулировки необходимо проверить исправность рулевых тяг и надежность крепления привода руля. Также следует проверить состояние свободного хода рулевого колеса, показатель которого не должен быть больше 30 градусов, если двигатель работает. Если были обнаружены неисправности, необходимо их устранить и только после этого прибегать к наладке.

  1. Сначала с помощью домкрата поднимают передний мост, а также демонтируют сошку, отсоединяя ее от рулевых тяг.
  2. После ослабляют болт, который отвечают за эксцентриситет втулки.
  3. Крутят втулку до достижения упора, обеспечивая максимальное сцепление червяка с сектором.
  4. Вращают руль, определяя показатель зацепления. Делать это необходимо при включенном двигателе. Дополнительно в это время увеличивают зазор, продолжая вращать втулку против часовой стрелки.

Последний шаг заключается в затяжке болта, который крепит втулку к конструкции узла. После останется только снять мост трактора с домкрата и подключить сошку к тягам руля.

Регулировка гайки червяка

Посредством прокрутки гайки червяка удается провести нивелирование зазора, который возникает между двумя элементами: обоймами и золотником. Зазор появляется из-за выработки ГУРа или ослабления крепежного элемента. Чем больше зазор, тем хуже свободное управление руля, и в конце такая неисправность может повлечь за собой поломку узла.

Регулировка происходит следующим образом:

  • Сначала демонтируют крышку корпуса узла путем откручивания болтов.
  • Далее крепят распределитель с помощью двух болтов, располагать которые нужно по диагонали корпуса. При этом толщину фланца крышки восстанавливают за счет подложек из шайб или гаек.
  • Третий шаг заключается в затяжке регулировочной гайки. Ее зашплинтовуют до тех пор, пока золотник не упрется в обоймы, предусмотренные в подшипниках.
  • После проворачивают сферическую гайку конструкции, пока она не совпадет с отверстием, которое находится на валу. Когда это произойдет, гайку затягивают.
  • Снимают установочные болты, которые укреплялись шайбами, и возвращают крышку на место, дополнительно предусмотрев замену прокладки.
  • Четыре болта крепления крышки закручивают обратно.

С помощью правильной затяжки удается обеспечить плотное прилегание золотника к поверхности обойм, предусмотренным в подшипниках. Таким образом, элемент возвращается в нейтральное положение в случае прекращения поворота, и зазор между деталями исчезает. Стоит отметить, что перетягивать элементы конструкции не рекомендуется, так как это может повлечь за собой износ.

Регулировка хода золотника

Чтобы отрегулировать ход золотника, необходимо использовать прокладки, которые устанавливают между:

  1. Распределителем и корпусом усилителя.
  2. Распределителем и поверхностью крышки сферической гайки.

Если поворот влево требует от тракториста дополнительных усилий, то потребуется установить еще одну прокладку, толщина которой должна лежать в пределах от 0,5 до 1 мм. Ее монтируют в пространство между колонкой и распределителем. В случае, когда не удается обеспечить нормальный поворот вправо, прокладка устанавливается под крышкой гайки в форме сферы. За счет такой регулировки удается выровнять ход детали.

Когда регулировка будет выполнена, потребуется проверить давление в системе и подкрутить ряд гаек и пружин, если показателя давления будет недостаточно. Эксплуатация МТЗ-80 требует ответственного подхода и регулярной диагностики узла ГУРа.

не поворачиваются колеса на мтз 82 регулировка гура

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

подскажите по гидравлике гура, что там и как надо регулировать на мтз 82. проблема в повороте руля, в право он вообше не крутится, а в лево на половину. свободный ход 1.5 оборота у руля. и когда влево кручу колеса чуть позже поворачиваются, чем рулевое колесо.

Что то там у тебя развалилось конкретно. Сними вехнию крышку,посмотри гайку на сошке ,снизу,проверь люфт на шлицах,болтатся не должно! сверху также проверь сектор,посмотри зацепление сектор-червяк.

это уже все сделал. гайка на месте, шлицы не болтаются, зацепление сектор червяк болтается, но не критично. не могу совсем разобраться, как эта система работает и почему руль не крутиться.

у меня такое было, не поворачивал в одну сторону
разбило упорный подшиник, в распределителе гура, спереди надо снять крышку на 4 болтах

подшипники все целые, зацепление нормальное и с червячной и с цилиндром. люфтов нет. а что там стоит за датчик блокировки, какую функцию она выполняет? может быть в ней проблема?

Если всё нормально,то проверь как поворотные кулаки,то есть бортовые передачи.коли 82,поворачиваются.

сейчас все разобрал, прочистил, собрал назад, ситуация изменилась, получается в одну сторону крутится почти на два оборота, а в другую где то на 0,8 оборота. и проблема с запаздыванием осталась. руль крутонешь, колеса чуть позже. на ходу не пробовал правда. сколько вообще оборотов руля должно быть в каждую сторону?

Читать еще:  Блокировка на мтз 80 своими руками

У меня вот началось с того,что начало болтать колёса,по советам поставил схождение в ноль,хотя думаю с чего оно началось,ведь было же всё в норме.Дальше-хуже,уводил колёса в минус,свободный ход руля стал побольше,потом поехал газончика вытянуть,вытянул,ехать домой-а он вправо не поворачивает,влево как и должен,но только запаздывает с поворотом,ощущения не понятные.Кстати они по центру становились( колёса),а в право где то на пол оборота(может 0,8 как пишет автор темы)А дальше как будто руль в какой то ограничитель упирается,думал руль оторву.Пока ехал домой,думал куда должен ехать поршень гидроцилиндра при повороте влево и вправо,решил начать с него.Оказалось как и думал,срезало резьбу на штоке,гур ещё работал с запаздыванием,а вот болтанка была пока держал шплинт на гайке,естественно там люфт и был.Сейчас поеду за новым.

я у себя стразу цилиндр поменял, сейчас новый стоит, все равно руль ловить надо по дороге и в одну сторону мало крутиться. пальцы в тягах, сошку и распределитель тоже новые поставил.

Ну а длина тяг,одинаковая?Рейка правильно стоит?Может по зубьям не правильно?Блин,в продаже отдельно штоков нет..Не охота 1600 за новый вываливать

да, рейка по меткам, тяги одинаково. ну в рейке люфт есть, он там как нибудь регулируется?

Да,регулируется,выкидыванием прокладок из под датчика блокировки.Кстати,у вас как эксцентрик стоит на червяке?Т.е это там,где рулевой вал прикручивается к валу рулевой колонки,блин,проще сфоткать..щас.Если он до конца вправо,то и будет туго поворачивать,и вроде как в одну сторону не поворачивает вообще почти.Нужно смотреть.Свободный ход руля есть?Этим эксцентриком можно зажать золотник и всё.

да я этот эксцентрик как только не крутил, вообще изменений нет. а что за датчик блокировки, не пойму, какую роль он играет?

Под ним регулировочные прокладки стоят,регулируется зазор рейка-сектор,если со стороны кабины,то с левой стороны

Ай блин..А распределитель как ставили,гайку на нём затянули небось ключём,ту,что шплинтуется?Руль тугой,лёгкий?

не, распределитель от руки затянул с небольшим люфтом. руль относительно легко крутиться, только с запаздыванием и оборотов мало. ну то, что под датчиком прокладки регулировочные, я понял, сегодня попробую убрать зазор. а вот зачем он вообще нужен. если это датчик блокировки, значит он что то должен блокировать? а что и где? и как он работает. я его крутил тоже в разные стороны. изменений никаких.

Датчик блокировки управляет блокировкой дифференциала заднего моста. Блокировка включается из кабины и имеет 3 положения (викл. автомат. принудительно) В положении «автомат» датчик следит за положением передних колёс, отключает блокировку при повороте руля и включает при прямолинейном движении трактора.

как этот датчик должен быть подключен? у меня не работает блокировка.

Посмотрите в этой теме https://fermer.ru/forum/selskokhozyaistvennaya-tekhnika/136660 там есть картинки и описание устройства блокировки.

да никак руки до трактора не дойдут еще. какмаз мне мозг выносит. на трактор купил нш новый, попробую на днях поменять, может поможет.

ну тогда останется снять всю эту систему и поставить гору.

ну тогда останется снять всю эту систему и поставить гору.

если не вникать в принцип работы,то и гору не поможет.метки все в норме?метки сектор-рейка видны через заливную горловину гур

в норме. уже там все в норме, только не работает. как потеплеет и буду переставлять.

у меня на прошлой неделе в лесу трактор отказался поворачивать сначало в левую сторону,а потом через полчаса и вправо-руль колом и на ходу еле еле удаётся повернуть колёса,хорошо хоть тормоза работают-с их помощью с горем пополам добралсчя до дому.причина оказалась в заклинившем стакане во втулке бортовой.при разборке с помощью WDшки молотков,монтажек и какойто матери кое как удалось снять бортовую со шкворня(ставил осенью новый шкворень,в гильзе выноса нет)короче на шкворне наросло металлу с гильзы-непонятно каким образом-полосой примерно от 5 до 10мм.смазка присутствует-нижняя часть гильзы вся в нигроле,верхняя даже литол не успел засохнуть и резинки нормальные.короче обдербанил эти наросты,всё смазал тадом и собрал-рулевое заработало как и раньше.с дури чуть нш новый не купил-хорошо в магазе в наличии не оказалось.приехал домой проверил гидравлическую часть прибором-всё в норме,а дело оказалось в механике.первый раз в жизни с такой хренью сталкиваюсь за более чем два десятка лет работы на технике и с ней.

Ремонт рулевой колонки мтз 80 своими руками

Большой люфт руля при работающем двигателе означает, что имеет место износ соединений вала рулевого механизма, возможны увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг. Возможно ослабли подшипники червяка на валу.

Для исправления создавшейся ситуации на первом этапе проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг. Нужно устранить зазоры, поменять необходимые детали и отрегулировать механизм.

Чтобы выяснить, какова величина зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также определить усилие на ободе руля применяют обычно устройство НИИАТ-402 (см. на рис. 2.3.1).

Рис. 2.3.1. Как определить свободный ход руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — прибор НИИАТ-402; 2 рулевое колесо; 3 — рулевая колонка

Динамометр устройства размещают на руле, а указатель — на рулевой колонке. Поворачивая руль в обе стороны до пропадания зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, вычисляют свободный ход руля. Типовой свободный ход рулевого колеса лежит в пределах 25—30°, а приемлемый (допустимый) — 35°.

Чтобы определить, какое усилие развивается на ободе руля, откидывают рулевые тяги от сошки, включают двигатель и при максимальной частоте вращения коленвала тянут на себя одну из ручек динамометра устройства. По размещению на противоположной рукоятке фиксаторного кольца узнают усилие свободного поворота руля. Усилие на руле должно находиться в пределах 30—50 Ньютон.

Если люфт руля выше допустимого значения, начинают регулировать механизмы гидроусилителя. Зазоры в зубчатом сцеплении червяк-сектор (см. рис. 2.3.2) исправляют смещением регулировочной втулки 4, но вначале нужно отвернуть стопорный болт 3. При незначительном изменении свободного хода вала гидроусилителя руля, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3), а далее пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4). Он обычно должен находится в пределах 0,1—0,3 мм. Зазор доводят до ума с помощью прокладок фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Финишируют эту процедуру регулировкой зацепления червяк-сектор. В чем коварство? Нужно чтобы вращения червяка было свободным, без заеданий.

Рис. 2.3.2. Как отрегулировать зазор в зацеплении червяк—сектор поворотом регулировочной втулки МТЗ:
1 — лимб;
2 — стрелка-указатель;
3 — стопорный болт;
4 — регулировочная втулка червяка;
5 — червяк

Рис. 2.3.3. Как снять крышку корпуса ГУР МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — корпус ГУРа;
2 — крышка корпуса ГУРа

Рис. 2.3.4. Как проверить зазор между упором и рейкой трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — рейка;
2 — щуп;
3 — упор

Рис. 2.3.5. Как отрегулировать зазор в зацеплении червяк—сектор установкой прокладок МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — корпус ГУРа;
2 — датчик блокировки дифференциала;
3 — регулировочные прокладки

Тяжелый поворот трактора говорит нам о нехватке рабочей жидкости в баке, снижении ее подачи, либо ошибке в регулировки предохранительного клапана. Еще одна причина — износ или разваливание уплотнительных колец силового цилиндра.

Процедура тестирования техсостояния гидросистемы управления поворотом МТЗ основывается в вычислении давления подачи, которое развивается насосом. Определяем моменты утечек масла в распределителе и силовом цилиндре унд регулировку предохранительного клапана. Вроде все верно. Требуемые процедуры осуществляют, как правило, без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, довольствуясь в наличии такого замечательного прибора как КИ-5473 (направление дроссель-расходомер).

Режимы работы гидросистемы управления поворотом сверяют прибором при номинальной частоте вращения коленвала движка, противодавлении 5,0 МПа по известному манометру прибора и температуре охлаждающей жидкости 50—60° С. Далее не забывают о том, что нужно показания шкалы расходов прибора помножить на коэффициент 0,7 L.

Как проверить подачу рабочей жидкости к гидроусилителю руля? По рисунку 2.3.6 от коробки предохранительного клапана отделяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подключают входной рукав КИ-5473. Сливной рукав помещают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Заводят двигатель, доводят давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленвала и по шкале прибора отслеживают подачу рабочей жидкости. При низком уровне подачи, насос необходимо заменить.

При величине подачи не ниже допустимого значения, диагностируют состояние распределителя по количеству утечки масла (рис. 2.3.7).

Рис. 2.3.6. Как проверить насос высокого давления ГУРа трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
а — подключение прибора;
б — схема проверки;
1 — прибор КИ-5473;
2 — нагнетательный трубопровод насоса;
3 — заливная горловина ГУРа

Рис. 2.3.7. Как определить утечку масла в распределителе ГУРа трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
а — подключение прибора;
б — схема проверки;
1 — прибор КИ-5473;
2 — входной рукав прибора;
3 — заливная горловина ГУРа;
4 — распределитель ГУРа

Основные показатели работы распределителя ГУРа при проверке прибором КИ-5473

Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:
номинальная2,0
допустимая1,2
Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:
номинальное7,5
допустимое7,0-8,5

Чтобы подключить входной рукав прибора, сначала нужно выкрутить технологическую пробку (она расположена сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Заводят двигатель и при номинальной частоте вращения коленвала крутят руль вправо или влево до упора. Вращаем рукоятку прибора и выставляем давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов отмечаем показания. При разнице в показаниях прибора при отслеживании подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель необходимо ремонтировать.

Давление, при котором происходит срабатывание предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом определяют манометром, который вкручивают на место технологической пробки (рис. 2.3.8).

Рис. 2.3.8. Как проверить и отрегулировать давление срабатывания предохранительного клапана трактора :
1 — манометр; 2 — регулировочный винт с контргайкой

Для контроля заводят двигатель трактора и при (номинальной частоте вращения коленвала рукояткой прибора полностью закрывают слив масла Колеса при этом повернуты до отказа. Далее по манометру смотрят фактическое давление, при котором включается предохранительный клапан.

Клапан нужно отрегулировать в случае пониженного либо повышенного давления срабатывания. Для этого выкручивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, держа руль в конечном положении поворота до упора, выкручивают или вкручивают регулировочный винт до получения необходимого давления.

Если вы обнаружили, что появились резкие толчки при повороте трактора, то скорее всего ослабла затяжка гайки золотника гидронавесного распределителя, или же увеличились зазоры рулевых тяг.

Если затяжка гайки золотника ослабевает, появляются колебания передних направляющих колес. Отчетливо ощущается при передвижении на повышенных скоростях. Следует иметь в виду, что вначале нужно отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг, и только затем динамометрическим ключом затянуть корончатую гайку золотника распределителя усилием не более 20 Н*м. Дальше ее отпускают до совмещения отверстий под шплинт.

Каковы основные неисправности гидроусилителя руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82? Начнем с износа шлицев вала червяка и зубьев сектора. Далее износ зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана. Износ и несоответствие гидравлической плотности точных деталей (золотников, плунжеров, гильз).

Возможно, что при проверке состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора обнаружатся такие неисправности, которые не поддадутся устранению обычными регулировочными операциями. В таком случае, гидроусилитель руля снимают полностью и разбирают для дальнейшей технической экспертизы и замены деталей.

Как все это сделать, как грамотно провести основные операции по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля МТЗ продемонстрированы ниже на рисунках 2.3.9—2.3.30.

До демонтажа гидроусилителя руля отлейте рабочую жидкость и открутите гайку поворотного вала 4. А уже в процессе сборки гидроусилителя внимательно смотрите на усилия затяжки гаек, четкость и однозначность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, и обратите внимание на регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Сборка-разборка и прочие регулировочные операции, которые осуществляют при ремонте гидроусилителя руля, не совсем просты и требуют использования контрольно-испытательного стенда по завершению сборки для настройки всех парметров.

Отремонтированный гидроусилитель руля доводят до ума на контрольно-испытательном оборудовании КИ-4896М. При отладочных работах смотрят свободный ход руля при зафиксированном вертикальном вале ГУРа. Диапазон должен находится в пределах 4—6°. Оценивают работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5—6 МПа. Механическое напряжение на ободе руля не должно превышать 50 Ньютон.


Рис. 2.3.10. Из чего состоит гидроусилитель руля (ГУР) трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей
1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая сошка

Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — наставка;
2 — рулевая сошка;
3 — сливной патрубок;
4 — гайка поворотного вала

Рис. 2.3.11. Расположение деталей датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1, 10 — болты;
2 — крышка;
3 — пружина;
4 — золотник;
5 — толкатель;
6 — кольцо;
7, 9 — корпуса;
8 — клапан;
11— кран

Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — трубка подвода масла;
2 — корпус ГУРа;
3 — сетчатый фильтр;
4 — редукционный клапан

Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — корпус ГУРа;
2 — поворотный вал с сектором

Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Вис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.16. Как снять датчик блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.17. Как снять крышку датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУРа трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня

Рис. 2.3.21. Как снять распределитель трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — втулка;
2 — цапфа;
3 — винт съемника

Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой гайки червяка

Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала и секторе:
1 — метки;
2 — поворотный вал;
3 — сектор

Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе сектора и рейке:
1 — метки;
2 — рейка;
3 — сектор

Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня

Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала:
1 — регулировочный болт;
2 — контргайка

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector