Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легенды и предания о кипарисе

Легенды и предания о кипарисе

Берников Артем
Балашова Ксения

Краткое содержание мифа

Кипарис (либо Сильван) в греческой мифологии прекрасный юноша, любимец Аполлона. По одной из легенд Боги по просьбе Кипариса превратили его в дерево печали, чтобы он мог вечно тосковать по своему случайно убитому другу-оленю. По другой версии Кипарис стал деревом, стремясь избежать преследований со стороны Аполлона.

На острове Кеос в Карфейской долине жил олень, посвященный нимфам. Прекрасен был этот олень. Ветвистые его рога были вызолочены, жемчужное ожерелье украшало его шею, а с ушей спускались драгоценные украшения. Олень совсем не испытывал страха перед людьми. Он заходил в дома поселян, охотно позволял им гладить себя. Все жители любили этого оленя, но больше всех любил его юный сын царя Кеоса, Кипарис, любимый друг стреловержца Аполлона. Кипарис водил оленя на поляны с сочной травой и к звонко журчащим ручьям; он украшал могучие рога его венками из душистых цветов; часто, играя с оленем, вскакивал юный Кипарис, смеясь, ему на спину и разъезжал на нём по цветущей Карфейской долине.

«Аполлон, Гиацинт и Кипарис» Александр Иванов, 1831-34 гг. Москва, Третьяковская галерея

Однажды в жаркий летний полдень, когда солнце нещадно палило, и весь воздух был полон зноя, олень укрылся в тени кустов от полуденного жара. Случайно там, где лежал олень, охотился Кипарис. Не узнал он своего любимца, так как его закрывала листва, и, бросив в него острое копьё, поразил насмерть. Ужаснулся Кипарис, когда увидал, что убил своего любимого оленя. В горе он хочет умереть вместе с ним. Напрасно утешает его Аполлон. Горе Кипариса неутешно, он молит сребролукого бога, чтобы тот позволил ему грустить вечно. Внял ему Аполлон и превратил юношу в дерево. Кудри его стали тёмно-зелёной хвоей, тело его одела кора. Стройным деревом — кипарисом стоял юноша пред Аполлоном; как стрела, уходила его вершина в небо. Грустно вздохнул Аполлон и промолвил:

— Всегда буду я скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь же всегда со скорбящими!

С тех пор у дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры, на которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил.

Образы и символы мифа

Олень — символическое животное культур древнего мира. Из-за своих ветвистых, древоподобных, обновляющихся рогов олень символизировал омоложение жизни, новорождённость и ход времени. Ветвистые рога оленя также могут символизировать лучи Солнца.

Стрела — оружие дальнего действия, которое пронзает. Стрелы часто связывали с лучами Солнца, а также с охотой. В общем и целом можно установить связь стрелы с такими символическими значениями, как импульс, быстрота, угроза и целенаправленность. В жаркий полдень Кипарис импульсивно и целенаправленно пронзил копьём животное, когда охотился, но ясно видеть цель ему мешали листья. В современной символике стрела – лишь указатель направления, “как стрела, уходила его вершина в небо”, остался Кипарис вечно скорбеть между земным и небесным миром.

Кипарис — хвойное вечнозелёное дерево с кроной в форме пламени. В образе Кипариса отразился период, когда люди, отождествляя себя с природой, очеловечивали и одушевляли её. В данном мифе Кипарис — мистический символ смерти и траура, олицетворение печали и скорби. Но также он стал символизировать возрождение и жизнь после смерти.

Вечнозелёный Кипарис считается символом вечной любви.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Древнеримский поэт Овидий в своём произведении «Метаморфозы» передал легенду о Кипарисе.

По легенде кипарис считался деревом траура и был посвящён богу подземного царства Аиду. В античные времена древние греки обсаживали кипарисами храмы и дворцы. У дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры, на которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил. А самых знатных граждан хоронили в кипарисовых гробах, что показывало очень высокий статус человека.

Читать еще:  Когда срезать пионы на зиму

С приходом христианства символика кипариса поменялась, из символа смерти он стал символом вечной жизни. В Библии кипарис называется среди деревьев, растущих в райском саду.

Восхищались кипарисом не только древние. О нём писал Пушкин. Впервые легенда о кипарисе была рассказана в «Крымских письмах» Евгенией Тур (1854 год) и повторена Бартеневым в статье «Пушкин в южной России» (1866 год).

«Тебя, чистый, юный, летящий вверх кипарис, тотчас узнаю я, всестатная красота!» Гёте

«Кипарисовая древесина стойка и сохранна.
И, кажется, самому времени неподвластна.
Кто Духом Божьим к смерти подготовлен,
Тот к вечной жизни мудро устремлен»

Хохберг, 1675.

В искусстве известна картина Александра Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831-34 гг.), которая находится в Третьяковской галерее в Москве.

Социальное значение мифа

Миф о Кипарисе – один из известных мифов о превращении людей в растения. С кипарисом связано несколько разных легенд, с помощью которых раньше объясняли появление этого прекрасного дерева.

У одних народов кипарис с древних времён считается деревом грусти, печали и даже смерти, а у других — юности, благородства и грации. Однако во всех культурах к кипарису относились с почтением и уважением. Вечнозелёное и долголетнее дерево с его прочной древесиной было знаком долголетия и бессмертия.

И по сей день бессмертный кипарис отражает скорбь и хранит память о юноше, пожелавшем вечно скорбеть о своём горе.

Дерево было настолько наделено магическими свойствами, что его древесина считалась вечной. И сейчас мы связываем вечнозелёный Кипарис с символом вечной любви.

Легенда о кипарисе

Когда-то слышала, друзья,
Печальную легенду я:
Про царский, красочный дворец.
Жил молодой там принц – юнец.

Носил он имя Кипарис,
Красив был, строен, как нарцисс.
Как сказка, тот дворец стоял,
Был неприступен среди скал.

Текла бурливая река,
На горных склонах облака
Лежали на белых боках,
И водопад шумел слегка.

Лес бурной зеленью своей
Сползал в долину меж камней.
Светило солнце, и луна
Была загадками полна.

И птиц заморских голоса
Дарили трели по лесам,
А с гор тех, где дворец стоял,
И моря гладь, и ветра шквал-

Всё было видно, как в Раю.
И жил там, молодость свою
Принц, посвящая чтенью книг,
Прогулкам в лес, но был и миг,

Играл на скрипке, её звук
Нёс ветер от дворца. Наук
Он набирался, был красив,
И, в общем, кажется,- счастлив.

Одна была всего беда,
Что никогда, да, никогда
Друзей никак иметь не мог.
Он от людей был так далёк.

Имея прелести всех благ,
Не мог их завести никак.
Он скромен был, не из повес,
Любил цветы и луг, и лес,

Любил охотиться порой,
Неся колчаны стрел с собой.
Однажды он гулял в лесу.
Стряхнув с сапог своих росу,

Проделавши немалый путь,
Спустился к речке отдохнуть.
Как вдруг услышал голос он,
Но был не голос то, а стон.

На звук пошёл наш молодец.
И вдруг он видит, наконец,
Как умирала мать – олень.
Свои рога, уткнувши в пень,

Стеная в муках, родила
Она сыночка мал-мала.
В глазах тревога, полных слёз,
Была в них просьба и вопрос:

«Не убивай меня, спаси,
Уже не в силах я носить
Дитя своё, от раны я
Давно уже бессильная».

Вздохнула тяжко: «Мочи нет…»
И умерла, покинув свет.
Принц не пуглив был, подбежал,
А рядом с ней малыш лежал.

«Он стал сироткой, Боже мой»!
И принц принёс его домой.
Они сдружились навсегда,
И друг без друга никуда.

Не расставались ни на час.
Года идут, и как-то раз,
В один весенний, ясный день
Блеснул рогами наш олень.

Рога из злата у него,
И возлюбил тогда его,
Наш принц сильнее во стократ,
Он был ему и друг, и брат.

Читать еще:  Кедр или сосна интересные факты о кедре и сосне

Купаться к речке с ним ходил,
И с луком по лесу бродил,
Стрелял он зайцев, кабанов,
Принц счастлив был так, нет и слов!

Однажды пасмурный был день,
И Кипарис, а с ним олень,
Вновь в лес отправились гулять,
Чтоб там фазанов пострелять.

В лесу и пасмурно, и тень,
Забрался с чащу наш олень,
Нет солнца, не блестят рога,
И день как будто бы угас,

Нависла туча над землёй,
Застила солнце пеленой.
Бежала белка по стволу,
И Кипарис пустил стрелу.

Куда попал, не видел он,
Лишь тяжкий он услышал стон.
Когда рассеялась вся мгла
И с солнца туча уползла,

Увидел принц наш за кустом,
Чего не перенёс потом.
Убит его олень был – друг.
Рога, под солнцем вспыхнув вдруг

Горели золотом: «Бог мой».
Из раны кровь лилась рекой.
И не было страшнее бед,
Чем друга потерять, и свет

У принца меркнуть стал в очах.
Он плачет днём и по ночам,
За ним он плачет уже год,
Нет утешенья для него.

Стал он угрюм и нелюдим,
В тоске живёт совсем один.
Однажды утром на заре
Придворных чудо во дворе

Повергло всех в смертельный шок.
А это бедный принц – дружок,
Чтоб искупить свой страшный грех,
Стал древом на глазах у всех.

Оно стрелой стремилось ввысь,
То был наш гордый Кипарис,
Как будто он взывал к душе.
Она на небесах уже

Должна оленя увидать,
А тот простить мог и понять.
Стоит печальный Кипарис,
На небо смотрит, а не вниз.

На море смотрит, на луну,
И думу думает одну:
Чтоб встретить друга по весне.
Легенде верь той или нет,

Стоит он многие века,
Видать, не встретились пока,
Но он надеждою живёт,
По-прежнему прощенья ждёт.

Всегда зелёный, как в строю,
Тоску, печаль несёт свою.
Поверьте, люди, в сказку ту,
Он сам нам дарит красоту.

И каждый ли готов из нас,
Отдать для друга в страшный час
Здоровье, славу и почёт,
И жизнь, коль в жилах кровь течёт?

Легенда о тополе, гранате, кипарисе (Крым)

Легенда о том, как появились в Крыму три дерева: тополь, гранат, кипарис.

На морском побережье в четырнадцати верстах от Алушты жил рыбак с женою. Это были честные, трудолюбивые и очень добрые люди, готовые приютить путников, поделиться последним куском с бедными.

Что и говорить, окрестные жители глубоко уважали рыбака и его жену. Добрая слава шла о них в Крыму, А рядом с доброй шла слава худая — о детях этих честных людей, о трех дочерях родных.

Старшую дочь звали Тополиной. На вид она была безобразной, маленького роста, неуклюжая. А по характеру — злая-презлая. Чтобы досадить соседям, она подслушивала чужие тайны, а потом разглашала их по всему побережью. День и ночь проклинала своих родителей за свое уродство, за крошечный рост.

Вторая дочь. Граната, помешалась на розовом цвете. Она упрекала отца и мать за то, что не красавица и что у нее не розовые щечки. Вот если бы она была как роза, все прохожие останавливались бы и смотрели на нее с восхищением.

Младшая, Кипариса, была красива и обладала веселым нравом. Но под влиянием старших сестер тоже насмехалась над отцом и матерью. Мол, родили ее на свет божий не днем, а ночью, оттого она такая резвая и смешливая.

Тяжело было родителям слышать упреки детей своих. Но что поделаешь? Любовь родительская слепа и беспомощна. Старики молча сносили проделки дочерей, терпели от них насмешки. И, чтобы избежать неприятностей, часто уходили в горы. Там они жили по нескольку дней. Однажды, когда они были дома, в хижину ворвались все три дочери. Разозленные каким-то уличным происшествием, они набросились на отца и мать и начали их избивать.

Читать еще:  Лианы в нашем саду

— О небо, — взмолились родители. — Есть ли силы, которые смогли бы защитить нас от наших детей.

Не успели они произнести эти слова, как раздался голос:

— Тополина! Ты клянешь своих родителей за то, что карлица. Так стань же высочайшим деревом, которое всегда будет без цветов и плодов. Ни одна птица, кроме ворона, не будет вить на тебе гнезда.

— Граната! Твое желание тоже сбудется. Ты станешь деревом с розовыми цветами, и всё будут останавливаться и восхищаться ими. Но никто не наклонится, чтобы понюхать эти красивые цветы, потому что они не будут иметь запаха. Плоды твои, ярко-красные в середине, не насытят никого и не утолят ничьей жажды, потому что они не будут созревать.

— Кипариса! Тебя постигнет участь твоих сестер. Ты сетовала на свой веселый нрав — ты станешь растением красивым и печальным.

Перепуганные насмерть девушки бросились из хижины. За ними выбежали родители. Но детей своих они увидели: во дворе стояли три дотоле неизвестных дерева.

Одно взметнуло ввысь свои ветви, словно хотело стать еще выше, другое было усыпано розовыми цветами, а третье застыло в грустном молчании. И назвали люди эти деревья именами трех дочерей — тополь, гранат и кипарис.

Темный строгий силуэт кипариса служит украшением Южного берега Крыма. У многих народов кипарис— дерево грусти, печали, смерти, но одновременно и символ юности, благородства.

В Крым кипарис был завезен еще в античные времена греками. Они украшали этим деревом города, храмы, пещеры. Второй раз кипарис появился в конце XVIII века в Никитском ботаническом саду, откуда распространился по всему южному побережью.

В 50-х годах XX века было уничтожено 75 тысяч взрослых деревьев, потому что распространилось мнение, что кипарисы способствуют развитию туберкулезной палочки. На самом деле приятный запах кипарисовой хвои и древесины губительно действует на многие болезнетворные микроорганизмы. Смолами кипариса лечили раны и язвы.

О появлении кипариса в Крыму существует еще одна легенда, в которой говорится о девушке, отчаявшейся дождаться своего возлюбленного из дальнего плавания. Она стояла на скале, смотрела в морскую даль, а потом проросла в землю корнями, превратившись в красивое неизвестное ранее дерево.

Кипарис

С древних времен человек полюбил кипарис за его грациозность, приятный аромат, ценную древесину и целебные свойства. Кипарисами был украшен Иерусалимский храм. В античные времена древние греки и римляне высаживали кипарисы в садах, вокруг храмов и дворцов.

С античных времен у одних народов кипарис ассоциировался со смертью и похоронами, а у других символизировал юность и грацию. Недаром о статном мужчине говорят, что он строен, как кипарис.

В греко-римской культуре существовал миф о сыне царя Кеоса – Кипарисе. Согласно этому мифу на острове Кеосе в Карфейской долине жил златорогий олень. Всем нравилось грациозное животное, но больше всех его любил Кипарис. Как-то в жаркий день олень спрятался от изнуряющего зноя в кустах. На беду в это время сын царя Кеоса решил поохотиться. Он не заметил своего лучшего друга, и метнул в ту сторону, где он лежал, копье. Отчаяние охватило юношу, когда он увидел, что убил своего любимого оленя. Горе Кипариса было неутешным, поэтому он попросил богов превратить его в дерево. Боги внемли молитвам, и он стал стройным вечнозеленым растением, которое стало символом скорби и траура.

В Древней Греции кипарис был эмблемой бога подземного царства Аида, поэтому древние греки и римляне у дверей дома, где кто-то усоп, вешали ветвь кипариса. Согласно античной мифологии из древесины кипариса были сделаны стрелы Купидона, палица Геракла и скипетр Юпитера.

В Китае это дерево символизировало бесконечность существования человеческой души.

В христианской традиции кипарис, наоборот, олицетворялся с вечной жизнью и был символом выносливости. В Библии кипарис наряду с кедром и пихтой упоминается как райское дерево.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector