Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мои розарии создавались многие годы

Мои розарии создавались многие годы

Розарий — моя любимая молитва. Чудесная молитва! Удивительная в своей простоте и глубине. Действительно, под покровом слов «Радуйся, Мария» пред очами нашей души предстают основные моменты жизни Иисуса Христа. Они заключены в радостных, скорбных и славных тайнах и приводят нас к живому единству со Христом через, можно сказать, Сердце Его Матери. В то же время сердцем мы заключаем в «десятки» молитв Розария личные трудности, проблемы, переживаемые нашей семьей, народом, Церковью и всем человечеством; события нашей жизни и жизни ближнего, особенно тех, кто нам наиболее близок, кого мы носим в своем сердце. Таким образом в простой молитве Розария пульсирует ритм жизни человека. (св. Иоанн Павел II)

Розарий Девы Марии, постепенно сложившийся во втором тысячелетии под воздействием Духа Божия, – любимая молитва многих святых, поощряемая Учительством Церкви. Благодаря своей простоте и глубине она остается и в нынешнем, третьем тысячелетии молитвой, имеющей большое значение и приносящей плоды святости. Она органично включена в духовный путь христианства, спустя две тысячи лет не утратившего своей первоначальной новизны и слышащего, как Дух Божий призывает его «выплыть на глубину» (Duc in altum!), чтобы говорить и даже «кричать» миру о Христе как о Господе и Спасителе, как о «пути, истине и жизни» (Ин 14, 6), как о «цели человеческой истории, точке опоры, в которой сходятся идеалы истории и цивилизации». Розарий, мариологический по форме, в действительности является молитвой с христологическим содержанием. В простоте своих элементов он сосредотачивает глубину всей евангельской вести, являясь, можно сказать, ее кратким изложением. В нем звучит эхо молитвы Марии, Ее непрестанное «Величит душа Моя» в ответ на искупительное дело Воплощения, начавшееся в Ее девственном лоне. С Розария христианский народ начинает школу Марии, приобщающую к созерцанию прекрасного лика Христа и переживанию глубины Его любви. Посредством Розария верующий достигает обилия благодати, словно получая ее прямо из рук Матери Искупителя.

св. Иоанн Павел II, Апостольское послание Rosarium Virginis Mariae

Славные тайны (воскресенье и среда)

  1. Воскресение Господне

В первый момент пустая гробница вызвала ужас. Женщины, которые увидели отодвинутый камень и пустой гроб, подумали только о том, что кто-то украл тело Иисуса. Появление Воскресшего среди учеников убедило их, что Он на самом деле жив. Господь даёт им доказательства того, что Он жив. Он является им в разных обстоятельствах, чтобы они могли убедиться, что всё, сказанное им о Своей смерти и воскресении – правда.

  1. Вознесение Господне

Своим Вознесением Воскресший Господь указывает нам, в чём состоит наша надежда. Он ещё раз показывает нам, что небо – это наш настоящий дом, а земная жизнь – неустанное странствие к нему. Возвращаясь к Отцу, Иисус возносит на небесные высоты человеческую природу, которую Он, преобразив, сохраняет и после воскресения. Так Он убеждает нас, что и наша человеческая природа предопределена к небесной славе.

  1. Сошествие Святого Духа

Христос объявил ученикам о грядущем сошествии Святого Духа, Который будет вести Церковь дорогами человеческой истории. Святой Дух – это источник силы, света и утешения для всех крещёных. Он обогащает нашу жизнь Своими дарами, придаёт сияние вере и делает её живой и деятельной. Будем же просить Святого Духа о даре послушания Его вдохновениям, чтобы мы могли хорошо распорядиться Его благодатью.

  1. Успение Пресвятой Девы Марии

По окончании Её земной жизни, Дева Мария была взята на небо не только душой, но и телом. Святая над святыми, она радуется полным общением со Своим Сыном. Она следует за Ним как первая из искупленных. Верная служительница Господа и ученица Своего Сына. Её вознесение в небеса – это естественный результат Её жизни, полностью отданной Богу.

  1. Коронование Марии небесной славой

Церковь почитает Марию, взятую на небеса, видя в её возвышении над людьми и ангелами прекрасный и щедрый жест Божьей благодарности. Бог награждает тех, кто Его любит и кто Ему верен. Корона славы всегда больше, чем заслуги человека. За то, что мы отдаём Богу в течение нашей жизни, получим во сто крат больше. За наши временные земные труды, страдания и молитвы мы получим все небеса и всю вечность.

Радостные тайны (понедельник и суббота)

Бог, осуществляющий по Своему милосердию дело спасения, приглашает к сотрудничеству Марию. Первоначальное смущение, и, возможно, даже страх перед непонятным будущим и необходимостью отказаться от собственных намерений, отступают перед послушанием и доверием. Познав Божьи планы, Мария принимает их в духе детской доверчивости. Как Авраам и другие ветхозаветные исполины веры, Она полностью отдаёт Себя в распоряжение Богу. Своим «ФИАТ» Мария учит нас, что подлинная вера выражается в послушании, основанном на доверии. Подлинная вера – это желание идти за Богом туда, куда Он ведёт.

  1. Посещение Марией Елизаветы

Познав на собственном опыте Божье милосердие, Мария идёт к Своей родственнице Елизавете, чтобы ей помогать. Ею движет желание послужить той, которая нуждается в помощи и поддержке, потому что ожидает появления на свет долгожданного ребёнка. Слова, произнесённые Марией на пороге дома Елизаветы – это гимн прославления Божьего милосердия, Божьей доброты и верности человеку. Мария учит нас наблюдать, как Бог действует в разных жизненных ситуациях.

Христос, Любовь Отца, принявшая человеческую плоть, приходит в мир в очень трудных условиях. Бог смиренно разделяет судьбу самых бедных. Он может родиться, где угодно, даже среди полной нищеты. Он скрывает Своё божество и могущество, чтобы все – и святые, и грешники, смогли набраться смелости и приблизиться к Нему. И бедные пастухи приходят к Нему первыми. Любовь Марии и Иосифа – вот, что делает убогую Вифлеемскую пещеру более достойной принять Сына Божьего, чем самый роскошный дворец.

  1. Иисуса посвящают Богу в Храме

Мария и Иосиф верны предписаниям Закона. Они приходят в Храм, чтобы поблагодарить за рождение Иисуса и посвятить Его – своего первородного сына, Богу. Они поступают как люди благочестивые и богобоязненные, которые умеют радоваться Божьим дарам. И нам нужно заботиться о своём благочестии, помня, что благочестие – это дар Святого Духа, который ведёт нас к святости.

  1. Отрока Иисуса находят в Храме

Родители искали Иисуса в великой тревоге, расспрашивая родственников и знакомых, куда Он мог подеваться. Так они первыми получили горький урок: Сына Божьего нельзя удержать при себе, приставить к своим делам. Он должен быть в том, что принадлежит Небесному Отцу. Сын Божий всегда находится в храме, где звучит Его слово. Поэтому, если Ты Его потерял из виду, иди в храм

Тайны светлые (четверг)

  1. Крещение Иисуса в Иордане

На Иордане Бог подтвердил сыновнее достоинство Иисуса. Он – «образ Бога невидимого» и свидетель милосердия, которое Небесный Отец хочет даровать грешникам. Принимая от Иоанна крещение покаяния и обращения, Иисус отождествляет Себя с израненным человеком, становится в один ряд с теми, кто нуждается в прощении и исцелении. Возлюбленный Сын Божий не пренебрегает слабыми людьми, а принимает на Себя дело, порученное Ему Отцом: всех привести к Нему.

  1. Первое чудо в Кане

На свадьбе в Кане Галилейской Иисус явил Свою славу, совершив первое чудо ради новобрачных. Он поддержал радость свадьбы, позволил празднику продолжаться, а молодых спас от позора перед гостями. Этот первый жест милосердия по отношению к нуждающимся был совершён Иисусом по просьбе Его Матери. Мария говорит и нам: «Сделайте всё, что скажет вам Мой Сын». Послушание этому совету открывает нас навстречу великим Божьим делам и благодатям.

  1. Провозглашение Царства Божьего

Милосердие Божье проявляется и в том, что Бог хочет, чтобы мы жили в правде. Поэтому Он не одобряет творимого нами зла и не потакает человеческим слабостям. Он не хвалит за мнимые успехи и не замалчивает неудобные вопросы. Христос начал Свою проповедь с того, что сказал людям правду: правду о них самих. Он говорит эту правду с любовью и заботой, напоминает о необходимости обращения и обновления сердца. Только встав в правде перед собственной совестью, мы можем открыть в себе присутствие Божьего Царства. Только правда делает возможной подлинную веру и ведёт к единению с Богом.

  1. Преображение на горе Фавор

Апостолы увидели славу Иисуса Христа. И это было настолько прекрасно, что им захотелось навсегда остаться на горе Преображения в созерцании и поклонении. Однако Иисус возвращает их в трудную реальность. Время славы ещё не наступило. Нужно ещё прожить время труда, молитвы и страдания. Это и есть время нашего странствия вместе с Иисусом к небесам. Время следования за Ним и послушания Ему.

  1. Установление Евхаристии

Евхаристия – таинство Христовой любви. Она выражает самое сокровенное желание Божьего Сына: всегда оставаться с нами. Иисус жаждет причастности, единения с каждым человеком. И делает его возможным со смирением и кротостью. В простоте евхаристического хлеба и вина Он скрывает не только Своё божество, но и Своё человечество. Те, которые верят в таинство, совершившееся в горнице Тайной Вечери, обретут самое драгоценное из сокровищ – встречу с Эммануилом, с Богом, Который с нами.

Читать еще:  Когда и как сажать газон своими руками

Тайны скорбные (вторник и пятница)

  1. Молитва в Гефсимании

Божья любовь не отступает, ни перед какими страданиями. В Гефсиманском саду Иисус страдал, осознавая неимоверную тяжесть и непостижимый ужас уготованных Ему страданий. Его душа тоскует и скорбит смертельно… Но Он не сдался и не отступил. Он снова подтвердил Свою верность воле Отца, и в ней обрёл силы принять страдание и смерть ради спасения многих.

Ради милости к нам Иисус не щадит Себя. Люди сочли Его худшим, чем разбойник и убийца. Но Он без возмущения принимает и это унижение, и жестокое бичевание у позорного столба. Каждый удар плети терзает Его тело. Палачи хотели истерзать и Его душу, но Он превращает унижение и позор в жертву любви, присоединяясь ко всем, кто несправедливо унижен, изранен и отвергнут.

  1. Коронование тернием

Иисуса «короновали» тернием неблагодарности и презрения. Это был ответ людей, которые очень быстро забыли обо всех дарах, полученных от Божьего Сына. Милосердие к людям – вот причина, по которой Он соглашается принять унижения и издевательства. Человеческое презрение не может лишить Иисуса Его царского достоинства и власти. Он остаётся Царём, несмотря на то, что люди не признают этого. Ведь Его царство «не от мира сего». В нём действуют совсем другие законы, чем в земных империях.

  1. Несение креста

Иисус несёт крест, тяжесть которого равна тяжести всех наших грехов и всех их последствий. Это тяжесть неверности, которая толкает нас к разрыву отношений с Богом и обрекает на духовную смерть. Это тяжесть всего человечества со всеми его разбитыми надеждами, разочарованием и отчаянием. Крест на плече Иисуса – это мост, который даёт нам, грешным людям, шанс преодолеть пропасть между нами и святым Богом.

  1. Смерть Иисуса на кресте

В последние мгновения Своей земной жизни Иисус воззвал к Небесному Отцу и отдал в Его руки Свой дух с полным осознанием того, что Он выполнил всё необходимое для искупления человечества. Умирая, Иисус молился. Этим Он указал и нам, каким образом нужно переступать порог вечности. Своею смертью Иисус освятил саму смерть, сделав её моментом окончательного вверения себя Богу.

материалы приготовлены КАТЕХЕТИЧЕССКОЙ КОМИССИЕЙ Преображенской епархии в Новосибирске

От рокария до розария

До недавнего времени я не собирался размещать эту статью здесь, считая её малоинтересной для широкого читателя. Написана она почти год назад и рассказывает о посещении ботанического сада завсегдатаями Ставропольской краевой библиотеки для слепых имени В.Маяковского. Мне подумалось, что сегодня, когда все мы вынуждены сидеть дома и когда стали вдруг актуальны онлайн-концерты, спектакли, экскурсии, моя статья тоже придётся ко двору.

Самая длинная улица Ставрополя носит имя вождя мирового пролетариата. Долгие годы это была и моя улица. На всём своём протяжении она разная: то узкая, то широкая, то сбегающая под уклон, то ровная, как дощечка, то тенистая, словно из папиной любимой песни Юрия Антонова, то запруженная и заставленная машинами. С некоторыми её частями связаны городские идиомы, а некоторые вообще получили собственные названия. Например, об одном и том же районе можно сказать: «Тебе в конец Ленина надо» и «Я живу на Ботанике» — всем ставропольчанам будет понятен намёк на расположенную там психбольницу и раскинувшийся по соседству ботанический сад. Его-то и собрались посетить члены клуба любителей активного досуга «Пилигрим» из числа сотрудников и читателей «Маяковки»! Не скажу наверняка, сам ли я такой фантазёр, или моя жизнь действительна богата на совпадения, но в начале лета 2019 года всё сошлось воедино! Я читал Даниила Гранина и ставший традиционным диктант в Пушкинский день писали по Гранину, его документальный роман посвящён советскому биологу и генетику Н.В. Тимофееву-Ресовскому (автор даже использовал в качестве заглавия позднее прозвище своего героя – Зубр) и мне представился случай окунуться в царство Флоры!

Бывать в ботаническом саду можно круглый год: одни больше любят цветы середины весны, другие – конца лета, третьим вообще нравится осенняя пора. У завсегдатаев библиотеки, сужу по себе, вошло в привычку отправляться туда в конце мая или начале июня. Все назубок знают, что территория ставропольского ботанического сада составляет 132 гектара, находится он на западной окраине города и ограничен опушками Круглого леса и Русской лесной дачи — как бы занимая «просвет» между ними. История его строительства и становления неразрывно связана с именем профессора В.В. Скрипчинского; знаменательно, что в этом году сразу отмечаются 110-летний юбилей со дня рождения самого учёного и 60-летие его детища! Живя в центре города, имею возможность регулярно прогуливаться или посиживать на скамейке в Театральном сквере, который иногда называют малым ботаническим садом. Но мне, вдохновлённому книгой, где упоминаются и фигурируют почвовед Докучаев, создатель науки биогеохимия Вернадский и генетик Вавилов, страстно захотелось приобщиться к миру растительному с научной стороны.

Моё желание реализовалось не полностью, хотя мама, как всегда, зачитывала информацию с табличек, а во главе группы, за которой пришлось погоняться, обнаружился настоящий «учёный муж». Причина нашего опоздания была банальна: день проведения экскурсии выпал на 7-е число, когда мы с родителями получаем пенсию, благо почтальон пришла раньше обычного! Обливаясь потом в жарком, влажном и оттого необычайно густом воздухе оранжереи, чувствуя, как хлещут по лицу большущие листья невидимых и неведомых «пальм», я сперва ополчился против занудного голоса и резковатой, не рассчитанной на слепых, манеры вести экскурсию этого ботаника. Никто к нему не обращался, а я не рискнул спросить, как его имя и отчество. По узким проходам между кадками с растительной экзотикой идти приходилось цепочкой, порой до меня долетали лишь обрывки фраз. Например, около бассейна с площадью «зеркала» в 50 кв м, имитирующего тропический водоём, я расслышал: «Если бы вы пришли неделей раньше, застали бы цветение водяных гиацинтов. Впрочем, они не пахнут». Не подозревая об угрозе свалиться в воду, я, помнится, как раз предпринимал очередную тщетную попытку увидеть окружающие нас «джунгли» глазами детсадовца, что ходил здесь когда-то с открытым от удивления ртом, и вдруг осёкся. «Не пахнут»? Запахи, вот за что надо цепляться! Уж их никто не опишет так, как могу почувствовать сам! Словно прочитав мои мысли, неутомимый гид по выходе из теплицы станет настойчиво предлагать нам сорвать и понюхать ту или иную веточку, соцветие. Мама складывала их в свою сумочку, а я, уже довольный, почти ощущал себя натуралистом. Впрочем, о приятном – чуть позже.

«Сейчас мы пройдём к рокарию», — с этими словами наш «профессор» устремился вперёд. Боясь что-нибудь ненароком затоптать, я намеренно остался поодаль, но отправил маму с поручением всё фотографировать и запоминать! Честно говоря, ни тогда, ни после, когда нашёл в Интернете сухое объяснение этого мудрёного, созвучного «розарию» термина, я так и не получил ясного представления, так и не сложил впечатления и факты в «картинку». Судите сами: «Небольшой по размеру каменистый сад, элемент ландшафтного дизайна. Значительную долю поверхности отведённого под него участка занимают относительно крупные камни, которые укладывают или параллельными линиями, или в хаотичном, естественном, стиле. Обычно используют одну породу камня. В рокарии выращивают низкорослые, стелющиеся и подушковидные растения». От себя могу добавить, что с языка эсперанто «roko» переводится как скала, утёс. На данном этапе экскурсии – назовём его теоретическим — никто ничего, разумеется, не рвал, поэтому и особых впечатлений, повторюсь, у меня не осталось.

Следом по программе был привал, экскурсовод даже разрешил задавать ему вопросы. Любитель пернатых, я чуть было не поинтересовался, какие птицы «водятся» на территории ботанического сада. Но тут кто-то упомянул о популярных на Западе японских садах камней и, к моему ужасу, разговор снова завертелся вокруг рокария и т. п. Оказывается, на сей раз тоже не обошлось без Поднебесной, где местность гористая и много ручьёв. Как я понял, первые такие сады появились в VII веке и создавались они исходя из китайских натурфилософских представлений. Камню и воде, олицетворяющим мужское и женское начала, уделяется первостепенное значение. Иногда роль воды вынужденно выполняет белая галька. Со временем функция «домашнего оберега» была утрачена, и сегодняшние публичные сады камней – это место для размышлений и моциона. Задумка же рокария в том, что летом глаз должны радовать цветущие растения — эдельвейсы, горечавки, — а зимой – причудливо выложенные камни. Рассказ нашего «профессора», который передаю по памяти, неожиданно украсила байка об одном додельнике — фамилию намеренно опускаю — из Главного ботанического сада РАН. Будучи уже немолодым заслуженным человеком, он покривил душой против природы и якобы в угоду кому-то отдал под сад камней участок ивняка. Но «ландшафтный изыск» не смотрелся на фоне дубов, искони росших в районе столичной Ботаники. Экскурсовод со смехом упомянул о памятнике «размером с кошку», что стал ответом самих учёных на злокозненный поступок их коллеги.

Читать еще:  Миксбордер своими руками фото идеи красивого и яркого оформления

Вернёмся, однако, к запахам. Я не буду перегружать текст названиями прочих отделов ботанического сада, потому что воспринимал экскурсию, скорее как увлекательную прогулку в сапогах-скороходах, чем просто лекцию на ногах! Мы блуждали по «неведомым дорожкам» лесного участка, то и дело ныряя в самую гущу, соприкасаясь со всеми его ярусами разом, и нюхали, нюхали! Потом выходили к воссозданному участку не то луга, не то степи и снова нюхали. Ничего удивительного: ведь в районе Ставрополя проходит естественная граница лесостепной и степной зон, климат благоприятствует произрастанию всех древесных и кустарниковых пород средней полосы, а также частично растений южных районов. Увлекательный и несколько суматошный процесс напоминал священнодействие при покупке одеколона: раньше я любил приходить вместе с мамой в магазин и подолгу подбирать соответствующий сезону и настроению аромат! Знакомой продавщице нравились свежие цитрусовые нотки, маме, напротив, были по душе сладковатые, а мне всегда хотелось мужественной «горчинки». Так вот, запах цветков валерьяны оказался на удивление приятным и неназойливым, хотя совершенно не переношу тошнотворный душок всем известного седативного средства. В отношении бирючины — кстати, именно это растение правильно называть волчьей ягодой — наши с мамой мнения разошлись. Будь мы пчёлами, я наверняка полетел бы на интенсивный запах с той самой «горчинкой», а маме он показался терпким и потому отпугнул бы! Разные «травки» вызывали у меня разные же эмоции. Так, шалфей пах резко, хватило одного вдоха, а иссоп, который, по словам неотлучного провожатого, можно класть в борщ, я «раскушал» сразу. Насчёт последнего мама снова была не согласна: для неё пахнущий в прямом смысле слова пряно иссоп никак не ассоциировался с кухней. Главным разочарованием неожиданно стала некогда воспетая Софией Ротару лаванда. То ли нам попалась почти отцветшая былинка, то ли я на время утратил прежнюю остроту обоняния. Принято считать, что у слепых небывало обостряются оставшиеся за отсутствием зрения чувства. Лично я не усматриваю в этом чего-то сверхъестественного. Даже зрячие люди под покровом ночи поневоле обращают внимание на стук дождя или шум ветра, на тиканье часов или тарахтенье старого холодильника, а оправившись от банальной простуды, вдруг замечают, как много привычных запахов ускользало от них, когда был заложен нос. Вдобавок я склонен делить всех без исключения «нюхачей» исходя из гендерного принципа: женщины, думается мне, более восприимчивы и моментально составляют мнение об аромате, мужчины могут либо вообще не придавать ему значения, либо подолгу к нему привыкать, перенося сложившееся впечатление на самого носителя запаха.

Кульминацией прогулки по ботаническому саду стало посещение розария! Недавно сплочённая группа рассыпалась: зрячие «пилигримы» задались целью сфоткать розу каждого сорта, а незрячие, оказавшиеся даже в более выигрышном положении, смогли без спешки оценить всю глубину утончённого аромата царицы цветов. Помню свою эйфорию, когда вбирал полной грудью нагретый солнцем и напоённый «дыханием» роз воздух, когда наклонялся и дотрагивался до разнообразных по форме и размеру цветочных головок, что были одинаково размягчены жарой. Уколоться не боялся, наоборот, неприязненно подумал о тех, кто делает из этих самых лепестков варенье. Мне вдруг захотелось во всеуслышание процитировать подходящее к случаю место из недавно выписанного отрывка: «Запахи приходили неожиданно и так же неожиданно исчезали, и каждый был окрашен в свой цвет. Сладко-терпкий аромат розовых кустов, тягучий, будто сваренный в меду, самый яркий из всех запахов мира, казался янтарным. » Нет, это не гранинские строки, но ощущения мои они отражают вполне. Уходить совсем не хотелось, слабым утешением стали два магнита на холодильник с белым пионом и красной розой.

Троллейбус вёз нас в обратном направлении по улице Ленина. Район Ботаники остался позади, скоро будет остановка «Дружба», когда-то названная так в честь не существующего ныне кинотеатра (здесь выходим, если направляемся в библиотеку), а ещё дальше, где троллейбусных линий уже нет, — идущий под снос двор моего детства. Вот там запахов всегда было хоть отбавляй! Зимой пахло морозной свежестью или подтаявшим снегом, весной – фиалками и сиренью, летом – яблоками с дерева, что росло над нашей крышей, и вареньем из них, наконец, осенью – колотым грецким орехом и палым листом.

Непосредственно во время экскурсии одна женщина, знакомая с моими публикациями, спросила, не напишу ли и об этом мероприятии. Польщённый, я прикидывал, как построю свой рассказ, а на краешке сознания маячила вычитанная именно у Гранина мысль: «Одно дело заповедники, крохотные резервации, из милости оставленные природе, другое дело природоохранная деятельность». Мне близка такая постановка вопроса, но если человек никоим образом не связан с наукой и вообще смотрит на всё обывательски, то без городских рощ, скверов и дендрариев чувство любви к природе, ответственности за неё ему никак не привьёшь. Начало же ботаническим садам в России положили «аптекарские огороды»: уже при Иване Грозном заморские растения собирали и культивировали с практической целью изготовления лекарств.

Позже моя «вдохновительница» пришлёт по электронной почте несколько фотографий, которые будут разительно отличаться от постановочных кадров. Описывая мне их, мама, впервые ставшая жертвой папарацци, не сможет скрыть досады. Я же подумаю о том, что поездки и экскурсии являются для нас, членов клуба любителей активного досуга «Пилигрим», не меньшим лекарством, чем растения из аптекарского огорода для наших предков!

Мои розарии создавались многие годы

Rosarium Virginis Mariae

СВЯТОГО ОТЦА ИОАННА ПАВЛА II
ЕПИСКОПАМ, ДУХОВЕНСТВУ И ВЕРНЫМ
О СВЯТОМ РОЗАРИИ

Епископам, пресвитерам и диаконам, монашествующим и всем верным

1. Розарий Девы Марии (Rosario Virginis Mariae), постепенно сложившийся во втором тысячелетии под воздействием Духа Божия, — любимая молитва многих святых, поощряемая Учительством Церкви. Благодаря своей простоте и глубине она остается и в нынешнем, третьем тысячелетии молитвой, имеющей большое значение и приносящей плоды святости. Она органично включена в духовный путь христианства, спустя две тысячи лет не утратившего своей первоначальной новизны и слышащего, как Дух Божий призывает его «выплыть на глубину» (Duc in altum!), чтобы говорить и даже «кричать» миру о Христе как о Господе и Спасителе, как о «пути, истине и жизни» (Ин 14, 6), как о «цели человеческой истории, точке опоры, в которой сходятся идеалы истории и цивилизации» 1 .

Розарий, мариологический по форме, в действительности является молитвой с христологическим содержанием. В простоте своих элементов он сосредотачивает глубину всей евангельской вести, являясь, можно сказать, ее кратким изложением 2 . В нем звучит эхо молитвы Марии, Ее непрестанное «Величит душа Моя» <«Magnificat»)в ответ на искупительное дело Воплощения, начавшееся в Ее девственном лоне. С Розария христианский народ начинает школу Марии, приобщающую к созерцанию прекрасного лика Христа и переживанию глубины Его любви. Посредством Розария верующий достигает обилия благодати, словно получая ее прямо из рук Матери Искупителя.

Римские Понтифики и Розарий

2. Этой молитве придавали огромное значение многие из моих предшественников. Особая заслуга в этом отношении принадлежит Льву XIII, который 1 сентября 1883 обнародовал энциклику Supremi apostolatus officio 3 , торжественным провозглашением которой положил начало многочисленным публичным выступлениям, посвященным этой молитве, указывающим на нее как на действенное средство против болезней общества. Среди пап прошлого столетия, отличавшихся усердием в распространении молитвы Розария, я хочу вспомнить блаж. Иоанна XXIII 4 , но более всего — Павла VI, который в апостольском обращении Marialis cultus подчеркнул, в духе II Ватиканского собора, евангельский характер Розария и его христологическую направленность.

Сам я тоже не упускал возможности поощрять частое чтение молитвы Розария. С юношеских лет эта молитва занимала важное место в моей духовной жизни. Моя недавняя поездка в Польшу, а прежде всего, посещение санктуария в Кальварии, живо напомнила мне об этом. Молитва Розария сопровождала меня в минуты радости и испытаний. Ей я препоручил многие заботы и тревоги, в ней я всегда находил поддержку. Двадцать четыре года назад, 29 октября 1978, спустя две недели после избрания на Апостольский Престол, открывая свое сердце, я сказал так: «Это моя любимая молитва. Дивная молитва! Удивительная в своей простоте и глубине. [. ] Можно сказать, что Розарий — это своего рода молитвенный комментарий к последней главе конституции Lumen gentium II Ватиканского собора, в которой говорится о предивном присутствии Матери Божией в тайне Христа и Церкви. Действительно, на фоне слов молитвы «Радуйся, Мария» перед нашим внутренним взором проходят главные моменты жизни Иисуса Христа. Вместе они составляют радостные, скорбные и славные тайны. Можно сказать, что они вводят нас в живое общение с Христом через Сердце Его Матери. В то же время наше сердце может собрать в этих десятках «Радуйся, Мария» молитвы Розария все события жизни отдельных людей, семьи, народа, Церкви и человечества, личную судьбу, судьбы ближних и тех, кто нам близок, кто находится в нашем сердце. Так в простой молитве Розария пульсирует ритм человеческой жизни» 5 .

Читать еще:  Пион травянистый особенности выращивания уход размножение

Этими словами, мои дорогие братья и сестры, я придал первому году моего Понтификата повседневный ритм Розария. Сегодня, в начале двадцать пятого года служения в качестве преемника Петра, я хотел бы это повторить. Сколько милостей за эти годы я получил от Пресвятой Девы через Розарий! Величит душа моя Господа! — Я хочу вознести мое благодарение Господу словами Святейшей Матери. Под Ее защиту я отдал мое служение преемника Петра: Весь Твой (Totus tuus)!

Октябрь 2002 — октябрь 2003: Год Розария

3. Поэтому, вслед за размышлениями апостольского послания Novo millennio ineunte, в котором я пригласил Народ Божий после переживания Юбилея «вновь начать от Христа» 6 , я почувствовал необходимость представить размышления о Розарии, чтобы они стали мариологическим завершением этого апостольского послания, призывая к созерцанию лика Христа вместе с Его Пресвятой Матерью и под Ее руководством. Ибо чтение Розария — это не что иное, как созерцание вместе с Марией лика Христа. Чтобы особо отметить этот призыв, по случаю приближающегося 120-летия упомянутой энциклики Льва XIII, желательно, чтобы в различных христианских общинах в течение года особым образом предлагали эту молитву и открывали ее ценность. Поэтому я провозглашаю период с октября этого года по октябрь 2003 Годом Розария.

Вверяю это пастырское предписание инициативе отдельных церковных общин. Я хочу, чтобы оно не нарушило пастырские планы отдельных Церквей, а скорее дополнило их и упрочило. Надеюсь, что оно будет воспринято с должным расположением. Если вновь открыть истинное значение Розария, он приведет верующих к сердцу христианской жизни, даст повседневную и в то же время плодотворную духовную и воспитательную возможность личного созерцания, формирования Народа Божия и новой евангелизации. Я счастлив повторить это по случаю радостного воспоминания другой годовщины, а именно, 40-летия начала Вселенского II Ватиканского собора (11 октября 1962), огромной благодати, предуготованной Духом Божиим для Церкви нашего времени 7 .

В ответ на возражения против Розария

4. Своевременность этой инициативы объясняется различными соображениями. Одно из них связано с острой необходимостью противостояния некоторому кризису Розария. В современном историческом и богословском контексте этой молитве грозит несправедливое умаление ее ценности, поэтому о ней редко говорят молодому поколению. Некоторые считают, что центральное положение Литургии, справедливо подчеркнутое II Ватиканским собором, обязательно приведет к уменьшению значения Розария. В действительности, как отметил Папа Павел VI, эта молитва не противопоставляется Литургии, а является опорой для нее, поскольку направляет к ней и вторит ей эхом, помогая переживать ее в полноте внутреннего участия и видеть ее плоды в повседневной жизни.

Возможно, кое-кто опасается, что она недостаточно экуменична из-за своего ярко выраженного мариологического характера. Но она относится к самому широкому горизонту почитания Божией Матери, очерченному Собором. Это почитание, направленное к христологическому центру христианской веры, таково, что «когда почитают Мать, [. ] обязательно познают, любят, прославляют и Сына» 8 . Вновь открытый должным образом Розарий становится поддержкой, а не преградой для экуменизма!

5. Однако самой важной причиной для того, чтобы вновь призвать к молитве Розария, является ее огромная ценность: она помогает верующим в исполнении задачи созерцания христианской тайны, которую я предложил в апостольском послании Novo millennio ineunte как истинную и постоянную «педагогику святости»: «Существует потребность в христианстве, отличающемся, прежде всего, искусством молитвы» 9 . Когда в современной культуре, несмотря на множество препятствий, возникает, отчасти под влиянием других религий, потребность в новой духовности, как никогда важно, чтобы наши христианские общины стали «настоящими школами молитвы» 10 .

Розарий относится к одной из лучших и наиболее проверенных традиционных форм христианского созерцания. Это типичная медитативная молитва, появившаяся на Западе и соответствующая определенным образом «молитве сердца», или «Иисусовой молитве», возникшей на почве христианского Востока.

Молитва о мире и о семье

6. Некоторые исторические обстоятельства делают возвращение к молитве Розария особенно актуальным. Первое из них — это крайняя необходимость молить Бога о даре мира. О Розарии много раз говорилось моими предшественниками и мной самим как о молитве о мире. В этом тысячелетии, начавшемся со страшных событий террористического акта 11 сентября 2001 года, в тысячелетии, в котором ежедневно происходят кровавые акты насилия, вновь обрести Розарий означает погрузиться в созерцание Того, Кто «есть мир наш, соделавший из обоих [народов] одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду» (Еф 2, 14-15). Поэтому нельзя читать молитву Розария, не чувствуя себя соучастником служения делу мира, с особенным вниманием к столь дорогой сердцу христиан земле Иисуса, страдающей по сей день.

В равной степени острую необходимость в молитве и заботе испытывает семья, составляющая часть общества, подстерегаемая на идеологическом и практическом уровне разрушительными силами, заставляющими опасаться за будущее этого фундаментального и неотъемлемого института, а потому и за судьбу всего общества. Возвращение к Розарию в христианских семьях в рамках более широкого пастырства семей должно стать эффективной помощью против разрушительного воздействия этого эпохального кризиса.

«Се, Матерь твоя!» (Ин 19, 27)

7. Многочисленные знаки свидетельствуют о том, насколько Пресвятая Дева и сегодня через эту молитву хочет проявлять материнскую заботу, которой умирающий Спаситель препоручил всех чад Церкви в лице возлюбленного ученика: «Жено! се, сын Твой!» (Ин 19, 26). Девятнадцатому и двадцатому веку известно много случаев, когда Матерь Христа различными способами давала почувствовать Свое присутствие и услышать Свой голос, чтобы призвать Народ Божий к этой форме созерцательной молитвы. Особым образом я хочу вспомнить о признанных Церковью чудесных явлениях в Лурде и Фатиме 11 , святых местах, сохраняющих большое значение в жизни христиан и притягивающих многочисленных паломников, которые ищут утешение и надежду.

Вслед за свидетелями

8. Невозможно перечислить всех святых, нашедших в Розарии подлинный путь к святости. Достаточно вспомнить св. Людовика Марию Гриньона де Монфора, автора ценного труда о Розарии 12 , и нашего современника о. Пия из Пьетрельчины, канонизировать которого мне недавно выпало счастье. Истинный апостол Розария, блаженный Бартоломей Лонго, обладал особой харизмой. Его путь святости опирался на услышанное в глубине сердца: «Кто проповедует Розарий — спасен!» 13 . Он почувствовал себя призванным построить в Помпеях храм, посвященный Деве Марии Святого Розария, на фоне развалин античного города, некогда едва затронутого христианской вестью и погребенного в 79 году извержением вулкана Везувия, выступившего из-под пепла много веков спустя, чтобы свидетельствовать о светлых и темных сторонах древней цивилизации.

Всеми своими трудами, в особенности произведением «Пятнадцать суббот», Бартоломей Лонго развил христологический и созерцательный дух Розария, находя особенную поддержку и ободрение в лице Льва XIII, «Папы Розария».

Мои розарии создавались многие годы

Мария принадлежит к числу тех, кто жил на Земле, успешно преодолел испытания, и невзгоды своего времени и закончил земную школу. Она принадлежит к числу тех, кто может научить нас, как приблизиться к Реальному Я, как стать единым с Богом,- тех, кто может показать нам, что кроме привычных проявлений личности Бога, называемых нами словами Отец, Сын, Святой Дух, Христос, Будда, божественное может также носить одеяние Матери.

Богородица Дева, радуйся,
Благодатная Мария, Господь с тобой.
Благословенна ты в женах
И благословен плод чрева твоего, Иисус.
Пресвятая Мария, Матерь Божья,
Молись о нас сыновьях и дочерях Божьих,
Ныне и в час нашей победы над грехом,
Болезнью и смертью.

Я ЕСМЬ Свет сердца,
Сияющий во тьме существа
И превращающий все
В золотую сокровищницу
Разума Христа.

Я ЕСМЬ излучающий Любовь в мир,
Чтобы стереть все ошибки
И сломать все преграды.

Я ЕСМЬ мощь беспредельной Любви,
Умножающейся,
Чтобы стать победной,
Миром бесконечным.

Я ЕСМЬ дающий здесь прощение,
Прочь гоню страх и сомнения
Всех навек освобождая,
И Победой окрыляя.

Я взываю полновластно
О прощеньи ежечасно,
Сущему всему прощая,
Милость всюду изливаю.

Я ЕСМЬ Фиолетовый Пламень
В действии ныне во мне!
Я ЕСМЬ Фиолетовый Пламень-
Свет, поклон мой тебе!
Я ЕСМЬ Фиолетовый Пламень
В могучей космической силе!
Я ЕСМЬ Божественный свет,
Вечно сияющий в мире!
Я ЕСМЬ Фиолетовый Пламень,
Как солнце всюду пылаю!
Я ЕСМЬ Сила Бога святая,
Свободой всех наделяю!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×