Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История развития ландшафтного дизайна

История развития ландшафтного дизайна

Как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут дать точный ответ. Если говорить о самом названии, то ему всего-то около 200 лет.

А такое понятие, как «обустраивать пространство вокруг своего дома, высаживать деревья и растения», скорее всего, существует с момента возникновения земледелия. По разным данным оно возникло около 9-13 тысяч лет назад.

Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.

В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.

Однако в нашем современном понимании ландшафтный дизайн – это, всё-таки, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.

Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.

В каждой стране свой стиль

В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране.

Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.

Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков.

Древние сады

Например, в Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.

История развития ландшафтного дизайна

В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.

Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.

В Фивах – древнем городе Греции – широкое распространение в то время получила пергола. Это было такое «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали разные виды роз.

В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию специальных парков наподобие сегодняшних заповедников, которые были густо населены различными видами животных: кабанами, львами, парнокопытными. Но создавались эти парки отнюдь не для защиты животных, а для охоты на них.

И персы, чтобы обеспечить себе больший комфорт в процессе охоты, стали разбивать в парках клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди, делившие парк на зоны с разным ландшафтом.

В таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и исконных религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.

Сады Средневековья и Нового времени

Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала неким рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, высаживались раскидистые деревья, высокорослые кустарники, создавались искусственные водоёмы.

В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. Примерно в это же время в Европе разделились понятия сад и парк. Сады стали использовать больше для уединения, отдыха. А парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, иллюминационные вечерние праздники.

К XVIII веку модное тогда в Европе регулярное направление сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек в них продумывались таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми пейзажами.

История ландшафтного дизайна в России

В России ландшафтное искусство развивалось практически в одном темпе с европейским. Однако наиболее свежие течения в России появились, когда Пётр I «прорубил» окно в Европу.

История ландшафтного дизайна. Фото 2

В XVII веке в России появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Особенно популярны были парки-лабиринты, дорожки которых разделялись высокой живой изгородью. А в скором времени клумбам с душистыми цветами пришли на смену цветники с луковичными растениями: нарциссами, тюльпанами, гиацинтами – этакий привет из дружественной Голландии.

Ландшафтный дизайн Новейшего времени

Надо сказать, что смена направлений, стилей, в какой бы то ни было стране, никогда не совершалась стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения. В особенности такое наслаивание заметно в период XIX века.

Двадцатый век внёс серьёзные преобразования не только в историю развития ландшафтного дизайна, но и в садовую архитектуру. Появились новые феерические постройки, благодаря которым граница между домашним интерьером и садовым ландшафтом стала практически незаметной.

Читать еще:  Как отремонтировать деревянную балку перекрытия своими силами

Сегодня в мире встречаются сады любого направления и стиля. Какого-то безусловного преобладания того или другого стиля не существует. Более того, приветствуется смешение нескольких стилей и использование каких-то креативно обработанных элементов.

Однако история развития ландшафтного искусства на этом не остановилась, она совершенствуется и по сей день. Поскольку людям постоянно приходят на ум какие-то новые идеи. Каждый создаёт сад на свой вкус, и в итоге появляются новые стили. Так и происходит дальнейшее развитие этого прекрасного искусства.

История ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение «ландшафтная архитектура» впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.

В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов — существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).

В 10-8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65-8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад — присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.

В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.

Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад — небольшой земельный участок — символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия. ландшафтный дизайн сад пейзажный

Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19-20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей — ландшафтного дизайна и архитектурного.

История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17-19 веков не существовало понятия «дизайнер» или «архитектор», и эта профессия называлась «устроитель садов и парков». Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры дизайна парков и садов того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна и раскрывает его суть цитата того времени: «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.

Ландшафтный дизайн — это не просто умение преобразить дизайн сада и придать ему красоту и эстетическую ценность, это настоящее искусство создания гармонии вашего «Я» с той природой, которая вас окружает. Думаю, эта статья про ландшафтный дизайн в картинках поможет вам научиться лучше разбираться в этом сложном виде дизайна.

Сады окружают человека с древних времён. Соответственно, широкое распространение получило и садоводство, со временем начинают цениться декоративные цветы и деревья. Но ландшафтный дизайн возник в XX веке, в Западной Европе, преимущественно в сильно заселенных и индустриализированных странах с целью внести гармонию между урбанистической структурой города и зелеными насаждениями внутри него.

Так как же осуществляется ландшафтный дизайн? Начинается всё с подготовки местности, где будут проводиться работы. Затем занимаются художественным проектированием, то есть созданием плана работ. При его составлении соблюдают определенные правила, такие, как:

  • * Посадка растений одного вида и близкородственных растений производится рядом друг с другом.
  • * Избегается симметрия и посадка растений в линию, так как это нарушает их кустистость.
  • * Делается поправка на климат региона, в котором производятся работы. Например, если климат засушливый, используют засухоустойчивые деревья и кустарники.

Ландшафтный дизайн содержит в себе множество элементов:

  • * Здания, которые являются центром ландшафтной композиции, цель которой — визуально убрать неестественность квадратных форм конструкций, сгладить их давление на природную среду, произвести маскировку дефектов здания.
  • * Газоны, которые состоят из различных трав, а также тропинки и дорожки, их разделяющие.
  • * Зеленые насаждения, такие как отдельные кустарники, деревья, или цветы, а также их комбинаций таких, как клумбы, сады.
  • * Различные крупные элементы декоративного типа. Таким элементом может быть бассейн, пруд, озеро ручей, возможно дажефонтан, или скульптура.
  • * Мелкие детали (Светильник, свечи и т.д.).
Читать еще:  Особенности дизайна в стиле хай тек

Искусно подобранная цветовая гамма ландшафтного дизайна способна сделать впечатляющим любой, даже весьма простой и малобюджетный проект. И, напротив, неудачно подобранная цветовая гамма может разрушить впечатление от самого дорогостоящего и креативного ландшафтного дизайна.

Цветовая гамма ландшафтного дизайна складывается из множества элементов, которые условно можно разделить на четыре основные группы.

  • 1. Элементы естественного ландшафта, куда входят деревья, кустарники, травы, водоемы, тропинки, песчаные или каменистые берега в их «диком», «первозданном виде». Все то, что дизайнер решил оставить для придания естественности будущему ландшафтному проекту. Данным элементам присущи относительно неяркие, спокойные цвета, оттенки и сочетания, которые способны меняться в зависимости от погоды и времени года.
  • 2. Элементы специального, декоративного ландшафта, куда входят разнообразные искусственные водоемы, рощи, аллеи, сады, палисадники, альпинарии и многое другое. Здесь ландшафтный дизайнер проявляет свою власть и креативность, имея возможность манипулировать цветами и оттенками. Он может принять решение высадить аллею из вечно зеленых растений, а может задумать аллею из красиво желтеющих и опадающих осенью деревьев, тем самым «запланировав» на осень роскошный листопад. Ландшафтный дизайне имеет возможность «играть» цветовыми гаммами, зная когда и как цветут садовые деревья, садовые цветы, а также специальные растения для искусственных водоемов.
  • 3. Архитектурные элементы, куда входит, прежде всего, сам загородный дом, вернее цветовая гамма его фасада, колонны, вертикальные маркизы, беседки, мосты и мостики. Все эти элементы не могут и не должны существовать отдельно от общей цветовой гаммы ландшафтного дизайна. Дом, или беседка не должны выглядеть, как случайное, лишнее цветовое пятно, диссонирующее с общим художественным впечатлением. Они должны гармонично вписываться в ландшафт, а ландшафт призван служить достойным и выгодным обрамлением загородного дома. Так, пользуясь принципами контрастности, можно с помощью темно-зеленых растений еще больше подчеркнуть светлый цвет дома, подчеркнуть его размеры. Дом будничного, сероватого цвета можно оживить и сделать более уютным с помощью ярко-цветущих растений.
  • 4. Другие элементы, куда входят такие элементы ландшафтного дизайна, как садовые и парковые дорожки, фонари, скульптуры, качели, клумбы и так далее. Цветовая гамма подобных элементов также важна. В вопросе цветовой гаммы нет и не может быть мелочей. Так, например, с помощью ярких цветовых пятен в ландшафтном дизайне можно маскировать его недостатки, с помощью определенного сочетания цветов можно зрительно увеличивать пространство возле загородного дома, создавать необходимое эмоциональное настроение.

Также в ландшафтном дизайне могут использоваться приподнятые настилы. Деревянные настилы могут быть отличной заменой кирпичу или же камню. Древесина, не прошедшая обработку, отлично сочетается с растительностью и кустами, а при дополнительной окраске сможет добавить ярких красок в ваш сад. Настилы строятся из заготовленных заранее панелей или же обычных брусьев из дерева. Каждую деталь предварительно обрабатывают специальным составом, предотвращающим гниение.

Думаю, ландшафтный дизайн в картинках позволит изменить ваш сад и сделать его украшением вашего земельного участка!

История развития ландшафтного дизайна

УДК 712.3

ББК

Р е ц е н з е н т:

Заремук Р.Ш. — заведующая научным центром сортоизучения и селекции садовых культур и винограда ФГБНУ «Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства, доктор с.-х. наук, доцент

Матузок Н.В. – профессор кафедры виноградарства КубГАУ, доктор с.-х. наук, профессор

Максименко А.П.

Ландшафтный дизайн / А.П. Максименко, Д.В. Максимцов. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 139 с.

ISBN

В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы современного ландшафтного дизайна в соответствии с требованиями к обустройству и озеленению сада.

Учебно-методическое пособие для студентов (бакалавр, магистр), обучающихся по направлению «Садоводство» специализации «Ландшафтный дизайн и декоративное садоводство».

По тематическому плану внутривузовских изданий учебной литературы на 2016 г.

УДК 712.3

ББК

©А. П. Максименко, Д.В. Максимцов, 2016

©ФГБОУ ВПО «Кубанский

ISBNуниверситет», 2016

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СТИЛИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА. 6

1.1. Античный период. 7

1.1.2. Ассиро-Вавилонское садово-парковое строительство. 8

1.1.3. Садово-парковое искусство Древней Греции. 8

1.1.3. Сады Древнего Рима. 9

1.1.5. Эпоха Средневековья (готический стиль). 10

1.1.5. Сады арабов Испании. 11

1.1.7. Сады эпохи Возрождения. 12

1.1.8. Садово-парковый французский стиль (барокко – конец XVI-середина XVIII вв.) 20

1.1.9. Ландшафтное искусство Дальнего Востока. 22

1.2.1. Советский период. 23

1.2.2. Ландшафтный дизайн в России. 28

1.3 Стили ландшафтного дизайна. 35

Контрольные вопросы для самопроверки. 40

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА. 42

2.1. Принципы и методы проектирования. 42

2.2. Основные требования ландшафтного дизайна. 45

2.2.1. Методика предпроектной оценки территорий. Ландшафтный анализ 45

2.3. Общие положения. 45

2.4 Задание на проектирование объекта. 47

2.5. Комплекс предпроектных работ. 49

2.5.1. Инвентаризация на садово-парковых объектах. 50

2.6 Стадийность и этапы проектирования. 55

2.7. Требования к проектированию, составлению и оформлению проектной документации 60

2.8. Авторский надзор. 66

Контрольные вопросы для самопроверки. 67

ГЛАВА 3. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ И ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН 69

3.1. Особенности проектирования малых архитектурно-ландшафтных форм. 69

3.2. Функциональное зонирование. 70

3.3. Варианты планировки. 73

3.4. Варианты ландшафтного дизайна. 74

3.4.1. Ландшафтный дизайн для небольших участков. 74

3.4.2. Ландшафтный дизайн с акцентом на воде. 76

Читать еще:  Материалы для крыши

3.4.3. Формирование растительных композиций. Виды и их особенности.. 83

3.4.4. Каменный сад. 104

3.4.4. Висячие сады. 107

3.5. Элементы ландшафтного дизайна. 108

3.6. Современные тенденции преобразования рельефа. 110

3.7. Ландшафтный дизайн доступной среды. Современные тенденции формирования открытых пространств для маломобильных групп населения. 111

3.8. Организация пешеходных путей движения и транспортного обслуживания 117

Контрольные вопросы для самопроверки. 121

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ЛАНДШАФТНОМУ ДИЗАЙНУ. 122

Библиографический список литературы. 137

ВЕДЕНИЕ

Учебное пособие по ландшафтному дизайну разработано в соответствии с учебным планом, программой и предназначено для подготовки бакалавров и магистров по направлению «Садоводство».

Основная цель учебного пособия – приобретение теоретических знаний и развитие творческих подходов, а также практических навыков студентам к проектированию объектов ландшафтной архитектуры различных по характеру использования, создать правильное представление о возможностях разработки проектов внешнего благоустройства и озеленения территорий в соответствие с существующими нормами и правилами. В учебном пособие уделяется внимание анализу объектов ландшафтной архитектуры. Ряд теоретических положений рассматривается в историческом ракурсе, даются ссылки на зарубежный и отечественный опыт создания парков XIX-XX веков в городах Европы и Америки.

Изложение теоретического материала рассматривается с позиций современных градостроительных представлений о формировании систем озеленения как частей планировки городов и отдельных объектов ландшафтной архитектуры.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СТИЛИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

Античный период

Зачатки садово-паркового искусства относятся к X-XIII вв. до н.э. Сначала сады носили чисто утилитарный характер: состояли из огорода, плодового сада и виноградника. Разбивку садов осуществляли в основном в регулярном стиле. Внутри сады были огорожены по периметру живыми изгородями. В садах выращивали такие культуры как яблоня, груша, гранат, персик, маслина, апельсин, виноград, овощи и цветочные растения.

Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило огромный импульс благодаря завоевательным походам Александра Македонского с высокоразвитым садовым искусством Азии была включена в греческую архитектуру.

Египет

Ландшафтный дизайн в Древнем Египте формировался в регулярном стиле. Широкие улицы имели прямоугольный рисунок, соединяющий дворцы и храмы. Таким образом, композиции развертывались в плоскости. Сады Древнего Египта создавались при храмах и дворцах. Вдоль улиц высаживались аллеи из пальм, ближе к храмам устанавливались фигуры сфинксов. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались редкие ввезенные растения – инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.

Сады Древнего Египта были выполнены в регулярном стиле: квадратный участок обнесен стеной, по периметру высажены деревья, всю центральную часть сада занимает виноградник, устроены прямоугольные бассейны для содержания рыбы и водоплавающих птиц. В начале сада располагали жилой дом, в глубине – беседки. Устраивались также сады при храмах.

В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими, композиционно-планировочными канонами:

— регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;

— формирование замкнутых композиций;

— наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;

— использование ритма как композиционного приема;

— применением аллейных и рядовых посадок;

— использование экзотов в ассортименте древесных растений.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

История развития ландшафтного дизайна в Китае

В Китае отношение к садам особое. Китайцы особенно трепетно относятся к природе. К 16-17 вв. в Китае были созданы сотни садов и парков. На садово-парковое искусство сильно повлияла философия китайских мудрецов и ученых. Каждое растение и каждый элемент в китайском саду символичен.

К 17 в сложились классические черты китайского дома-сада. В китайском саду нет ничего регулярного и все подчинено природе. Хороший СА в Китае отличается соразмерностью и уместным сочетанием частей. Сочетание камня и воды остались в традиции садовых парков до сих пор и являются устойчивым символом мироздания. Естественность и соответствие местному ландшафту – это две основных неотъемлемые характеристики, на которых основан весь китайский сад.

Из элементов садово-паркового искусства — заросшие травой дорожки, чистые ручьи, дикие камни и конечно декоративные деревья, кустарники и цветы. В садах Китая не было газона, а все свободное место засаживали цветочными культурами. Из видов растений наиболее распространёнными были плодовые деревья, цветы, лекарственные растения, хвойные растения (такие как сосна). Наиболее распространёнными был и остается бамбук – считается символом животворной пустоты. Также из растений высаживались персик, груша, ивы, магнолии, бананы, ароматные кустарники. Из цветочных и кустарниковых культур – пион, хризантемы, гортензии, жасмин, нарциссы, гиацинты, гранаты, орхидеи, лотос и другие.

В саду также создавались уголки для любования в разные времена года: зимой любовались на сосны, сливы и морозоустойчивые многолетники, весной – на цветение вишни, жимолости, миндаля, роз, фиалок и нарциссов, летом – на лиственные деревья, осенью – на хризантемы.

Искусственные горки из камней – это также важный элемент китайского сада.

История развития ландшафтного дизайна в Японии

Все сады и парки Японии являются отражением религии Японии – буддизма. Первые сады Японии были созданы в 7 в, они представляли собой миниатюрные ландшафты. Также широко были распространены сады-символы с гармоничным сочетанием элементов живой и неживой природы. Мастер 8-9 вв. Сосеки разработал 12 стилей японских садов: сады-скалы, сады-водопады, сады-камни, сады-деревья и др. Так зародились два основных направления японских садов: сад плоского типа и сад холмистого типа. Из растений в Японии наиболее распространёнными являются сосны, бамбук, сакура, слива, осока, ирисы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×