О чём молчат камни постигаем тайны японского сада камней
Домашнее хозяйство
Сайт о нашей жизни
Японский сад камней
Японский сад камней – неординарное украшение ландшафта дачного участка, позволяющее создать экстравагантный декор с особым смыслом и неповторимой атмосферой Востока. Такие композиции не требуют особых затрат и не представляют повышенной сложности при сооружении своими руками. Но философский подход к оформлению – основной секрет успешного создания японского сада камней на даче.
Базовые принципы композиции
Камню в Японии издавна придавали особо значимую роль. Изначально японцы создавали каменные сады при монастырях и храмах как оазисы для медитации. Впоследствии такие композиции нашли широкое применение в ландшафтном дизайне. Но японцы до сих пор рассматривают каменные сады как элемент для достижения гармонии с внешним миром.
В основе же создания таких композиций (в особенности при подборе значимых деталей) лежат принципы дзен-буддизма и фен-шуй. Поэтому при оформлении японского сада камней следует учитывать, что в нём непременно должны присутствовать элементы 4-х стихий: вода, воздух, земля и огонь. Последний, как правило, включают посредством окружения готовой композиции каменистого сада декоративными фонариками.
Крупные камни олицетворяют скалы, горы и утёсы, мелкие – служат аналогом водоёма. Отсутствующую воду в композиции нередко заменяют изображением волн на песке или выкладывают подобие потоков мелкой галькой. Камни служат воплощением энергии инь, тогда как символичная «вода» — это энергия янь. В целом весь сад камней символизирует свободу, бесконечные просторы и изящную красоту природы.
Неотъемлемым атрибутом японского сада камней являются и тсукубаи – подобие каменистой чаши. Изначально они служили для омовения рук, а сейчас выполняют декоративную функцию.
Окружают каменистую композицию керамическими скульптурами и высаженной низкорослой растительностью. Нередко вокруг такого «сада» для медитации создают живую изгородь из бамбука или плетущихся растений. Для завершения идеального оазиса для отдыха и медитации вблизи сада камней располагают беседку в японском стиле.
Интересный факт! Японское название сада камней переводится буквально как «сухие горы и воды», что наглядно прослеживается в таких композициях, где вода присутствует в виде рисунков на песке, а каменные пирамидки служат имитацией горных вершин.
Выбор камней и принципы их расположения
Как и при создании традиционного рокария, важную роль в оформлении каменистого японского сада играет выбор декоративных камней для композиции. Японцы признают лишь природные материалы, предпочитая создавать композиции из туфа, гранита, базальта. Можно использовать различные вариации, но не стоит сочетать камни разного происхождения (например, вулканические и речные).
При выборе камней особое внимание следует уделить их форме, окрасу, фактуре. Они могут быть изогнутых форм и абсолютно плоскими, но при этом хорошо сочетаться друг с другом, и при объединении в композиции создавать особую картину, способствующую расслаблению.
При создании композиции следует учитывать основные рекомендации по оформлению.
- Одно из базовых правил японского «сухого» сада – ассиметричное расположение камней. В композиции должны присутствовать как вертикальные, так и горизонтальные элементы.
- Не стоит размещать рядом камни похожих форм и размеров, но их цветовая гамма должна быть одинаковой для всей композиции.
- Обычно камни в японском саду располагают отдельными группами, чаще всего по 3 штуки, но никак не параллельно друг другу. Иногда используют и одиночные валуны. Камни можно выкладывать и в форме фигур (например, журавля или черепахи).
- В групповых каменных композициях лучше использовать нечётное количество элементов. Количество уровней в фигурках из камней должно быть в пределах от 3 до 5.
- В любой композиции японского «сухого» сада количество горизонтальных камней должно преобладать над их вертикальным расположением. Свободные участки песка должны быть соизмеримы пространству с нагромождением камней.
- С каждой новой точки обзора расположение каменистых композиций должно представать под иным углом, смотреться по-новому.
В качестве центральной фигуры можно использовать камень с наиболее интересной формой (например, в виде носа корабля) или пирамидку из камушков разных размеров. Нагромождённые друг на друга крупные булыжники нередко используют для создания подобия небольшого заборчика, обрамляющего всю композицию.
В качестве источника вдохновения для создания японского сада камней можно рассмотреть самое популярное такое сооружение в Японии – сад Реандзи. В его композиции используются одни лишь камни. Здесь нет растительности, воды и каких-либо украшений. Вся площадка размером 30 на 10 м заполнена 15-тью крупными булыжниками, поросшими мхом, которые, будто острова, окружены «морем» из белоснежного гравия.
Любопытно, что с любой точки смотровой площадки посетители видят лишь 14 камней, тогда как последний всегда оказывается вне поля зрения. Считается, что 15-й камень видят лишь те, кто постиг дзен. В большинстве же случаев в традиционных японских садах камни и песок воплощают идею путешествия человека к центру своей души.
Создание сада камней своими руками
Это украшение ландшафта не считается сложным в исполнении, но требует хорошо продуманной композиции, ведь в противном случае весь особый смысл японского сада камней будет утрачен. Участок лучше выбирать на северной стороне дачи, чтобы солнце не создавало блики от камней.
Шаг 1. – Следует сделать набросок будущей композиции на бумаге.
Шаг 2. – Необходимо подготовить избранный участок на даче, где будет располагаться сад камней. Для этого удаляют на нём все сорняки. Затем снимают 15 см верхней части грунта. По периметру участка укладывают кирпичи.
Шаг 3. – На дно засыпают песок. Толщина его слоя не должна быть более 5 см. Оставшуюся часть заполняют галькой, гравием, белым песком. Для уплотнения этот слой сверху поливают водой.
Шаг 4. – Теперь можно переходить к оформлению основной части композиции из камней, которые на треть вдавливают в песок и размещают так, чтобы они создавали интересную картину со смыслом. Между камней на песке вычерчивают плавные волнообразные линии, символизирующие воду.
Важно! Перед тем, как приступить к установке камней, на участке лучше всего прорисовать семиугольную звезду, краевые точки которой будут выступать местами для обзора композиций под разным углом.
Шаг 5. – Завершающая часть работы включает расположение декоративных элементов для украшения каменистого японского сада. Устанавливают керамические статуэтки и фонарики, высаживают подходящие растения для обрамления всей композиции, чтобы создать по-настоящему укромный уголок отдыха на даче.
Разновидностями японского сада камней считаются рокарий и альпинарий. В обоих вариантах камни играют ведущую роль в композиции, но в первом случае её располагают на ровном месте, а во втором – на возвышенности. Растительность в рокарие используется по минимуму, тогда как для альпийской горки она играет не менее важную роль, чем сами камни.
Но не обязательно создавать на даче обширный сад камней. Если хочется внести чуть атмосферы Востока в оформление, можно использовать и мини-композиции.
Настольные сады камней сейчас в тренде. Коробку или ящичек наполняют песком, располагая в нём гальку и маленькие булыжники. Такую композицию можно расположить и в гостиной, и в японской беседке на дачном участке.
В чём секрет японского сада камней: Как погрузиться в традиции дзен-буддизма и найти путь к просветлению
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как появились в Японии сады камней
Японский сад прошел долгий путь развития – от роскошных пространств, предназначенных для развлечения знати и украшения резиденций аристократов, до полных скрытого смысла уединенных и тихих уголков для медитации. Как и все исконно японское, традиции создания садов пришли на острова из Китая, со временем трансформировавшись в самобытное и неповторимое явление. Определяющую роль здесь играл буддизм – территории вокруг храмов организовывали так, чтобы они способствовали медитации и единению с природой.
Первые японские сады, созданные по новым принципам, возникли еще в VIII веке. Это уже были пространства, где подчеркивалось совершенство окружающей природы, и вмешательство в естественный ландшафт ограничивалось лишь целями существования таких садов – медитация, созерцание, отстраненность от суеты и человеческих забот.
Природа Японии, особенно острова Хонсю, где зарождались традиции создания японского сада, отличается особенной красотой, разнообразием, изменчивостью в зависимости от сезона. Она и вдохновляла создателей садов на поиски гармонии между порядком и хаосом, правилами и спонтанностью.
Первое руководство по японскому садоводству – «Сакутэйки» — появилось в XI веке. Эта рукопись представляла собой запись давно существующей традиции, которая передавалась устно от предыдущего поколения к следующему.
С XII века японская культура находилась под влиянием дзен-буддизма, популярного среди самураев, военной аристократии. А вскоре – с XIV века, когда начался период Муромати – стали получать распространение сады камней, « карэсансуй » (сухие горы и воды), которые создавались при буддийских храмах. Основное назначение японского сада камней – служить площадкой, пространством для медитации, молчаливого постижения истины. По японской философии природа как нельзя лучше способствует самопознанию.
Знаменитые японские сады камней
Некоторые сады сохранились с давних времен, включая самый, пожалуй, знаменитый в мире – сад Реандзи в Киото.
Это одна из тех достопримечательностей, что для туриста-европейца служит источником недоумения и некоторого любопытства, а для японца – драгоценным культурным наследием. В саду камней Реандзи, расположенном на территории большого храмового комплекса, нет ни деревьев, ни кустарников, ни водоемов. Довольно небольшое пространство – прямоугольная площадка тридцати метров в длину и десяти в ширину – заполнено белым гравием и группами больших камней, окруженных мхом.
Черных камней – пятнадцать, они как будто находятся на пяти островках, окруженных «морем» из белого гравия. Поверхность сада с помощью граблей приведена в такое состояние, что напоминает не то морскую рябь, не то волны – они окружают каждый «островок»; тонкими и частыми параллельными бороздами расчерчена основная площадь. С одной стороны сада – терраса, куда проходят посетители, с трех сторон он окружен глинобитным забором.
Особенность черных камней в том, что, в каком бы месте террасы ни находился зритель, он всегда видит лишь четырнадцать камней. Один всегда выпадает из поля зрения. Переместившись, можно увидеть и его, но одновременно «невидимым» станет какой-то другой камень. В этом и заключается главный секрет популярности сада Реандзи – ведь это место предлагает туристам самый настоящий фокус. Но истинный смысл такого эффекта, разумеется, далек от цели развлечь посетителей.
Единственного объяснения «секрета пятнадцатого камня» нет, и каждый может предлагать свою интерпретацию этого феномена. По старинной легенде, пятнадцатый камень, что скрыт от глаз человека, скрыт в его душе, а потому невидим. И созерцать все камни может лишь тот, кто воспарит над собой, достигнув духовного прозрения (действительно, увидеть пятнадцатый камень можно при взгляде на площадку сверху). Возможно еще, так воплощается взгляд японцев на познание – сколько бы ни открывала наука, всегда будет оставаться то, что ей недоступно.
Для японца же сад Реандзи – не способ увидеть любопытный визуальный эффект, а место, посетив которое, можно провести время наедине с собственными мыслями.
Другой знаменитый сад камней в Японии – при храме-монастыре Сайходзи – славится своими мхами, которых здесь насчитывается более ста видов. Мох заполнил пространства сада в те времена, когда храм, основанный еще в VIII веке, оказался заброшен из-за междоусобных войн. Сад Сайходзи был первым из созданных в новом стиле дзен-буддизма – в XIV веке.
Почти все пространство сада заполняют мхи – они окружают пруд и каменные островки «сухого сада», сада камней. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию с монастырем, поток туристов вредит растительности Сайходзи.
На территории сада Гингаку-дзи, созданном в XV веке, сооружена своя «гора Фудзи», позже пошла мода на такое же сооружение в других садах камней, в Японии, и по всему миру.
А сад храма Дайсэн-ин, по легенде, символизирует путешествие по реке жизни – по каменному «водопаду», через излучины к открытому «морю».
Символы японского сада камней
Несмотря на то, что «сухой сад» кажется на первый взгляд хаотичным собранием, а иногда нагромождением разного рода камней, существуют правила, по которым это место должно создаваться – правила, выполняемые уже на протяжении нескольких столетий. Камни располагают группами, часто по три в каждой, что символизирует буддийскую триаду.
Гравий или песок выравнивают граблями, делая бороздки – вдоль длинной стороны сада и вокруг больший камней.
С каждой новой точки обзора сад камней должен представать перед наблюдателем в новом, уникальном виде. Поэтому еще один главный принцип организации сада – его асимметричность. Иногда, чтобы добавить саду спонтанности, помимо групп камней на гравии оставляют отдельные, одиночные.
Сады камней распространены не только в Японии, эта традиция давно стала модной, перекочевав и в другие страны. Создать «сухой сад» стремятся не только на территориях парков, но и в частных домовладениях, а еще – в уменьшенном варианте – в доме. Возможно, как одна из многих составляющих очарования японской культуры, культуры Востока, сад камней становится способом взглянуть на привычные вещи и явления под другим углом, подчеркнуть красоту обычного, малого.
А может быть, через созерцание не то хаоса, не то гармонии гравия, песка, камня и мха происходит обращение к человеческому подсознанию, чему способствует и медитативная работа граблями, выравнивающими гравийную или песчаную площадку.
Другой старинной японской традицией, тоже связанной с философией дзен-буддизма и популярной во всем мире, стала чайная церемония, не прием пищи, но отдельный способ медитации.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Секрет японского сада камней раскрыт
Теперь, вооружившись киркой и лопатой, всякий почитатель дзен-буддизма может разбить на своём приусадебном участке маленький сад камней. Главный секрет его устройства, кажется, удалось раскрыть.
Лесничий Кузьмич из «Особенностей национальной охоты» каждое своё утро начинал с лёгкой медитации в саду камней, возведённом (по всей видимости) по рецептам древних японских мастеров.
Неудивительно, что этот колоритный дядька, проживающий вдали от страстей цивилизации, относился к окружающему его миру с позиций не столько деяния, сколько созерцания.
Японская традиция создания «эзотерических» садов, ставших впоследствии идеальными источниками медитативной релаксации, ведёт свой отсчёт примерно с 10-12 века нашей эры и достигает своей вершины уже к 14-16 векам.
В отличие от своих западных коллег, японские садоводы изначально руководствовались не отвлечёнными соображениями об идеальном саде, а вполне чётко очерченными концепциями дзен-буддизма, хорошо известного своим пристальным вниманием к человеческой психике.
Притом, что общие принципы построения японского сада давно и хорошо изучены специалистами, механизм их непревзойдённого психотерапевтического воздействия до сих пор оставался загадкой.
Действительно, композиция всегда составляется из нечётного количества камней: «три-два-два» или «два-три-два». Группы камней всегда образуют как минимум один треугольник. Если треугольников больше, то они всегда имеют общую вершину. Здесь всё понятно. Но медитации здесь причём?
Загадку, похоже, удалось разгадать группе исследователей из Киото — древней столицы феодальной Японии.
Компьютерному анализу был подвергнут сад камней Храма Рюондзю в Киото: один из самых знаменитых и загадочных архитектурных комплексов этого рода, созданный между четырнадцатым и шестнадцатым веками неизвестным мастером и ежегодно посещаемый сотнями тысяч туристов.
Гипотезы относительно смысла, вложенного архитектором в своё творение, высказывались самые разные. Кто-то полагал, что абстрактный рисунок должен изображать тигрицу, переплывающую море со своими детёнышами. Кому-то виделись китайские иероглифы, означающие слово «сердце».
В этот раз учёные, вооружённые мощным компьютером, кажется, расставили всё по своим местам. Проанализировав расположение камней, машина обнаружила, что внешне хаотичная мозаика каменных глыб образует рисунок. кроны дерева.
Рисунок этот не виден глазу, но прекрасно воздействует на подсознание, вызывая ощущение единения с природой. Но лишь при условии, что наблюдатель смотрит на сад с нужной точки.
Крона, как видно на фотографии, представляет собой нечто близкое к фрактальной структуре, хорошо известной читающей публике: буддистский мастер расположил камни вдоль невидимых линий так, что их «точки бифуркации» лежат в точности в центре треугольника, образованного каждой из групп трёх отдельно взятых камней.
Для того чтобы проверить свою догадку, исследователи пытались произвольным образом изменять положение камней, но каждый раз видели, что чётко выверенный рисунок дерева неизменно разрушался.
По мнению Герта Ван Тондера (Gert Van Tonder), Майкла Лайонза (Michael Lyons) и Йосимити Эидзима (Yoshimichi Ejima), занимавшихся исследованием сада, именно этот скрытый от неподготовленного глаза рисунок является главной причиной необычного целительного эффекта, оказываемого творением неизвестного мастера на психику современного человека.
Японский сад камней – тайна загадочных символов природы +38 фото
На фото представлена часть японского сада камней.
Японский сад камней является полной противоположностью европейского сада. Основная его композиция состоит из множества камней, несущих тайный смысл. Увлечение японцев каменными садами логически обосновывается тем, что они живут на островах вулканического происхождения, которые почти полностью состоят из горных массивов. Так же не стоит забывать о том, что религия жителей Поднебесной – буддизм, философия которого направлена на черпания сил для духа в природе, частью которой являются камни. Постараемся раскрыть этот секрет гармоничности и красоты каменного японского сада.
Философия дзен в отношении японского каменного сада
На фото показан пример японского каменного сада, сделанного своими руками.
Японский сад камней называют еще дзен-садом либо Карэсансуй (в переводе, карэ – сухой, сан – гора, суй – вода). Он очень тесно связан с доминирующим в Японии дзен-буддизмом, который просветляет при помощи медитации, размышления и созерцания. Внешняя гармония и эстетика считается только способом познания Души Вселенной. В «молчащих» камнях скрыта вековая мудрость, которую может познать только тот, кто «умеет видеть прелесть в обыденном и изящество в простоте».
Сначала каменные сады создавали рядом с храмами для медитации, но позже традицию создания таких садов начали использовать и для украшения приусадебной территории обычного населения. Но все равно, даже в светском саду можно было познать тайный смысл камней при помощи медитации и обретения полного спокойствия. Японские жители верят, что камни своим видом существования могут научить спокойствию, молчанию, терпению и созерцанию. Возможно это звучит и странно, но у каждого камня, по мнению японских мудрецов, есть свой характер, душа, путь и предназначение, собственно как и у человека!
Как правильно обустроить каменный сад своими руками?
На фото пример обустройство каменного сада в своем дворе.
Всю основную площадь рекомендуется засыпать песком либо мелкой галькой. На покрытую поверхность в хаотическом порядке расставляют камни. Но не все так просто. Для незнающего человека сад камней так и останется загадкой, а вот для того, кто знает, сад станет местом для рассмотрения чего-то большего, мудрого. Поэтому жители Поднебесной считают, что если сад обустроить камнями уникального окраса, с отверстиями либо видимыми признаками древности, то такие камни обязательно придадут приусадебной территории новой положительной энергетики.
Следует обратить внимание на то, что каждый камень имеет свою определённую смысловую нагрузку, поэтому, как считают японские жители, необходимо уметь общаться с камнями и даже договариваться. Именно из-за этого, в древности, монахов которые подбирали камни в японский каменный сад, называли «монахами, договаривающимися с камнями».
Японские мудрецы делят камни на:
- Смотрящие вниз и вверх
- Лежачие и прямостоячие
- Прислоняющиеся и поддерживающие
- Догоняющие и убегающие
Что касается расположения камней относительно садового участка, то должна обязательно присутствовать асимметрия. Еще один немаловажный факт – нечетное количество камней в саду. Для создания гармоничной композиции используется расположение камней в форме треугольника.
Водная поверхность в каменном саду
На фото показан эффект водной поверхности в каменном саду. Расходящиеся концентрические круги как-бы «по воде», но на песчаной гальке.
Каменный сад так же не приветствует воду в ее природной форме. Для создания искусственных водоемов используют мелкую гальку, гравий и песок. Всю садовую площадку изначально засыпают перечисленными материалами и создают на ней волны при помощи грабель. Распространенный рисунок волн – концентрические круги.
Растительный мир японского каменного сада
Растительный мир японского каменного сада с использованием бонсай деревьев.
Так же как и в случае с водой, растений в каменном саду должно быть немного. Лидером среди озеленения японских садов считается бамбук, который по дзен-буддизму олицетворяет принцип «мусин» (разум, не занятый мыслями, не тревожит сердце эмоциями и становится ко всему гибким, открытым и эластичным). Среди остальных растений, которыми разрешается украсить каменный сад, выделяют сливу, сосну и мох.
Дополнительное украшение для каменного сада
На фото малая архитектурная форма, для японского сада камней.
Кроме камней и растений, разрешается дополнить японский сад различными малыми архитектурными формами. Популярными элементами декора считаются декоративные фонарики, мостики-хаси, каменные башни, статуэтки, каменные дорожки, а также тсукубаи (каменные чаши с водой). Главное что бы таких элементов украшения сада было как можно меньше и они гармонировали с основной композицией.
38 фото примеров оформления в стиле японского сада камней, смотрите в нашей фото галерее и берите себе на заметку:
Видео-экскурсия по японскому каменному саду
Советую так же к прочтению статьи о китайском садовом стиле и пейзажном садовом стиле!