Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Техническая характеристика газ 66

Легендарный ГАЗ 66

Во второй половине 20 века на Горьковском автозаводе производили одни из наиболее успешных советских автомобилей. Грузовик с полноприводной системой и 2 осями, получивший название ГАЗ 66, выпускался почти 35 лет. За этот период было произведено порядка миллиона моделей, выполненных в различных вариациях.

ГАЗ 66 застал не только советскую, но и российскую эпоху. Неприхотливый и неприметный автомобиль в народе назвали «Шишига». Наибольшее распространение модель получила в 1960-1990-х годах. Тогда ГАЗ 66 активно использовался в народном хозяйстве и Советской армии. Автомобиль ценили за простоту конструкции, высокую проходимость и большой ресурс работы. В некоторых областях ГАЗ 66 применяется и сегодня.

История и назначение

Разработка ГАЗ 66 началась в 1950-х годах. Первые опытные экземпляры автомобиля Горьковский автозавод представил в 1957 году. Однако серийного мотора требуемой мощности для техники не было, потому массовое производство пришлось отложить. В 1958-1962 годах предприятие производило в небольших количествах модель ГАЗ 62 с кабиной от ГАЗ 66.

Масштабная доработка модели началась в 1960-х годах. На первых этапах разработки главным конструктором был Р.Заворотный, позднее его заменил О.Образцов. При создании автомобиля активно применялся опыт, полученный в проекте ГАЗ 62. В итоге принципиально новой моделью ГАЗ 66 не стал. Машина представляла собой глубокую модернизацию ГАЗ 62, который особой популярностью на тот момент не пользовался. На Горьковском автозаводе давно пытались отказаться от предшественника, но должную замену ему готовили долго. Выпущенный ранее ГАЗ 63 оказался неудачным, и его производство пришлось завершить в 1968 году.

ГАЗ 66 поступил в серийное производство только в 1964 году. В тот период его появление было определенным прорывом в машиностроении. Небольшой грузовик с отменными характеристиками выгодно отличался от предшественников. Несмотря на то, что ГАЗ 66 был очень далек от совершенства, его популярность начала стремительно расти.

На фоне существующих конкурентов модель выделялась нестандартными решениями. ГАЗ 66 первым из советских автомобилей получил V-образный 8-цилиндровый агрегат. За счет размещения кабины над силовой установкой удалось добиться повышения площади платформы при сохранении прежней длины автомобиля. Вертикальное расположение запаски за кабиной позволило опустить основание кузова. Среди других особенностей машины значились омыватели ветрового стекла, тормозная система с гидровакуумным усилителем, цельнометаллическая платформа и гидроусилитель руля.

ГАЗ 66 – «долгожитель», выпуск которого осуществлялся на протяжении 35 лет. За этот период автомобиль неоднократно дорабатывали, улучшая функционал и добавляя новые возможности. В 1967 году облицовка передней части кабины претерпела изменения. С 1968 года грузовик стали комплектовать централизованной системой регулировки воздуха. Изменение оказалось настолько удачным, что осталось на многих автомобилях и сегодня.

В тот же период ГАЗ 66 дебютировал на Московской выставке техники, где модель удостоилась главного приза. Эксперты признали актуальность ее характеристик. Позднее автомобиль удостоился золотой награды в Лейпциге. Здесь жюри отметило его внедорожные и грузовые качества. В 1969 году ГАЗ 66 получил национальный Знак Качества. После этого начался массовый экспорт модели во все социалистические государства. Серийный выпуск автомобиля достиг небывалых размеров.

С распадом СССР популярность ГАЗ 66 начала резко снижаться. Серийное производство модели Горьковский автозавод прекратил в 1995 году. Ее место занял ГАЗ 3308. При этом партии по спецзаказам и единичные экземпляры предприятие выпускать продолжило. Последний ГАЗ 66 был произведен в июле 1999 года. За 35 лет существования модель разошлась рекордным тиражом в 965000 единиц.

Основные модификации ГАЗ 66:

  • базовый ГАЗ 66 – шасси с кабиной или грузовик с платформой (выпускался до 1966 года);
  • ГАЗ 66А – версия с лебедкой (1964-1966 года);
  • ГАЗ 66Б – авиадесантная модель со складной крышей, откидной рамкой лобового стекла и телескопической рулевой колонкой (1966-1985 года);
  • ГАЗ 66Д – шасси под установку сельскохозяйственных самосвалов и бурильных установок. Модель имела коробку отбора мощности (1961 год);
  • ГАЗ 66Ф – шасси с кабиной под армейские нужды. Дополнительно модель оснащалась лебедкой и экранированным электрооборудованием (1963-1965 года);
  • ГАЗ 66-01 – доработанная базовая модификация с централизованной системой регулирования давления воздуха (1966-1984 года);
  • ГАЗ 66-02 – версия ГАЗ 66-01 с лебедкой (1966-1984 года);
  • ГАЗ 66-03 – модель ГАЗ 66-01 с экранированным электрооборудованием без системы регулирования давления воздуха (1966-1984 года);
  • ГАЗ 66-11 – модернизированная базовая модель (1985—1996, 1998—1999 года);
  • ГАЗ 66-12 – модернизированная базовая модель с лебедкой (1985—1996, 1998—1999 года);
  • ГАЗ 66-21 – народнохозяйственная версия с деревянной платформой и двойными шинами сзади (1992-1994 года);
  • ГАЗ 66-22 – модификация ГАЗ 66-21 с лебедкой (1992-1994 года);
  • ГАЗ 66-40 – модель с турбодизелем ГАЗ-5441 (1995-1998 года);
  • ГАЗ 66-41 – модель с безнаддувным дизелем ГАЗ-544.10 (1993-1995 года);
  • ГАЗ 66-96 – шасси для вахтовых автобусов.

Модели ГАЗ 66-51, ГАЗ 66-52, ГАЗ 66-81, ГАЗ 66-91 были экспортными. Также горьковский автозавод выпускал следующие специальные автомобили на базе ГАЗ 66:

  1. ДДА-2 – дезинфекционная душевая установка;
  2. Р-142 – командно-штабная машина;
  3. АС-66 – санитарный автомобиль;
  4. ГЗСА-731 – фургон «Медикаменты», «Хлеб», «Почта»;
  5. АП-2 – машина медицинского пункта;
  6. МЗ-66 – маслозаправщик.

ГАЗ 66 предназначался, преимущественно, для сельского хозяйства и армии. Простота конструкции и повышенная проходимость позволяли использовать автомобиль на бездорожье. Этому также способствовали система регулировки давления в шинах и большой клиренс. Практически идеальная сбалансированность позволяли применять ГАЗ 66 там, где другие машины проехать не могли.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина 5655 мм;
  • ширина – 2342 мм;
  • высота – 2440 мм;
  • колесная база – 3300 мм;
  • дорожный просвет – 315 мм;
  • передняя колея – 1800 мм;
  • задняя колея – 1750 мм;
  • минимальный радиус разворота – 9500 мм.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 3470 кг;
  • грузоподъемность – 2000 кг;
  • разрешенная максимальная масса – 5940 кг.

Автомобиль способен преодолевать брод глубиной 800 мм. Максимальная скорость составляет 90 км/час. Средний расход горючего на скорости 60 км/час – 20 л/100 км. При общем объеме топливного бака в 210 л (2 бака по 105 л) это обеспечивает неплохой запас хода, позволяющий покрывать большие расстояния.

Двигатель

На ГАЗ 66 устанавливался 4-тактный V-образный карбюраторный двигатель ЗМЗ-513, работающий на бензине. Мотор имел жидкостное охлаждение. Собирали силовую установку на Заволжском моторном заводе. По некоторым параметрам агрегат был похож на предшественников, но имел и заметные отличия. В конструкции ЗМЗ-513 появился ряд уникальный решений, а сам он выделялся компактными габаритами. Блок цилиндров и головку блока цилиндров для мотора изготавливали из алюминия.

Характеристики мотора ЗМЗ-513:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 125 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 284,5 Нм;
  • степень сжатия – 7,6;
  • количество цилиндров – 8;
  • тип используемого топлива – бензин А-76.

В 1990-х годах появились версии ГАЗ 66 с дизельной силовой установкой ГАЗ 544, которая имела больший ресурс работы и высокую производительность.

Характеристики мотора ГАЗ 544:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 85 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 235 Нм.

Позднее Горьковский автозавод стал производить двигатели ГАЗ 5441 с турбонаддувом и воздушным охлаждением. Их использовали для установки на ГАЗ 66. Особенностью агрегата был небольшой расход топлива (около 17 л на 100 км пути).

Характеристики мотора ГАЗ 5441:

  • рабочий объем – 4,15 л;
  • номинальная мощность – 115 л.с.;
  • степень сжатия – 16;
  • количество цилиндров – 4.

Устройство

ГАЗ 66 основывался на рамной конструкции. Модель выпускалась в заднеприводном и полноприводном исполнении. Последняя вариация получила значительно большее распространение. Надежная рама, сделанная из высокопрочной стали, позволяла устанавливать 2 ведущих моста, мотор с трансмиссией, большую кабину и различные кузова.

Передняя и задняя подвески автомобиля были зависимыми и имели схожее строение. Монтировались на продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами. Благодаря этому модель имела плавный ход. Однако наличие самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах и одинарных рессор сзади сказывались на прочности конструкции. Перегружать ГАЗ 66 было крайне нежелательно.

Грузовик имел важную особенность – сбалансированность центра тяжести при компактных размерах. Нагрузка на заднюю и переднюю оси была практически одинаковой. Данное преимущество позволяло автомобилю спускаться на все колеса без завала кабины.

На ГАЗ 66 устанавливалась механическая 4-ступенчатая трансмиссия с синхронизацией на 3 и 4 передачах. В ее состав входили одинарная гипоидная главная передача, однодисковое сцепление с гидроприводом и 2-ступенчатая раздаточная коробка передач. Расположение трансмиссии было довольно необычным. Она находились справа и сзади от водительского кресла, потому управление автомобилем требовало определенных навыков и для новичков казалось неудобным.

Грузовик также оснащался раздаточной коробкой передач, используемой для усиления крутящего момента и распределения его между передним и задним мостами. Она предусматривала возможность включения и отключения переднего ведущего моста. Конструктивно раздаточная коробка включала промежуточный вал и ведущий вал с подвижным зубчатым колесом для подключения понижающей и прямой передачи.

Читать еще:  Экскаватор ек 270 05 технические характеристики

Тормозная система состояла из барабанных механизмов с диаметром 380 мм, двупроводного пневмовывода для тормозов прицепа и двухконтурного гидравлического привода с разделением по осям и гидровакуумным усилителем в каждом контуре, повышающим эффективность работы. Стояночный тормоз (барабанный, трансмиссионный) монтировался на раздаточной коробке и оснащался механическим приводом. В качестве запасного тормоза выступал каждый контур основной тормозной системы.

На ГАЗ 66 в базовой модификации устанавливались 18-дюймовые шины. Более поздние версии получили регулировку давления воздуха. Для автомобиля использовались дисковые колеса с разъемным ободом и креплением на 6 шпильках.

Рулевое управление было представлено глобоидальным червяком с трехгребневым роликом и разнесенным гидравлическим усилителем.

ГАЗ 66 комплектовался стандартным электрооборудованием с напряжением 12 В. Оно включало аккумулятор 6-СТ66-ЭМ, генератор Г287 и другие элементы.

На большинство модификаций ГАЗ 66 устанавливалась лебедка, приводящаяся в действие посредством коробки отбора мощностей через промежуточную соединяющую опору и 2 кардана. По своим параметрам она превосходила электрическую конструкцию. Особенно явно ее достоинства проявлялись в процессе передвижения в сложных погодных и дорожных условиях. Тяговая нагрузка лебедки составляла 3,5 тонны. Ее отличали простота конструкции, благодаря которой поломок практически не происходило. Применять лебедку разрешалось в грязной и влажной среде. Дополнительно она оборудовалась тормозом.

Автомобиль комплектовался цельнометаллической 2-местной кабиной, которая монтировалась над силовой установкой. В отличие от предшественников ГАЗ 66 получил омыватель ветрового стекла и отопительную систему, что существенно повышало комфорт работы. Дополнительно в салоне устанавливалось подвесное спальное место (гамак, который крепился на четырех крючках), позволяющее отдохнуть при длительных перевозках. Внутренне пространство кабины выделялось лаконичностью. Салон нельзя было назвать большим, но он позволял комфортно размещаться водителю и пассажиру. Сама кабина имела ряд ощутимых недостатков. Капот автомобиля сильно нагревался, передавая часть тепла внутрь. В зимнее время подобная особенность была очень кстати, а вот летом снижала степень комфорта.

Салон ГАЗ 66 позаимствовал у прежних моделей с минимальными изменениями. Водительское кресло получило регулировки по углу наклона спинки и по длине. У пассажиров подобных удобств не было. Также появились места для крепления ремней безопасности. Для осмотра мотора кабину откидывали вперед, между водительским и пассажирским креслом располагался несъемный кожух, закрывающий агрегат, потому рычаг трансмиссии располагался в непривычном месте (сзади и справа от водителя).

Базовая версия ГАЗ 66 была довольно универсальной. В качестве кузова использовалась стандартная металлическая платформа больших размеров. По бокам размещались скамейки для перевозки людей. Кузов имел один откидной борт (задний), переднюю и боковые съемные решетки и специальные места для крепления дуг. Для защиты от осадков использовался классический тент.

Цена нового с консервации и б/у ГАЗ 66

С производства ГАЗ 66 сняли в 1999 году, потому на рынке подержанных автомобилей данных моделей сравнительно немного. При этом б/у грузовик можно приобрести по вполне небольшой цене. Машина имеет неограниченные возможности в плане проходимости, и, несмотря на солидный возраст, может пригодиться в различных сферах. Затраты по доработке ее для дальнейшей работы будут минимальными, но вот превратить ГАЗ 66 в автомобиль для продолжительных путешествий с комфортом точно не получится.

Средняя стоимость машины на ходу составляет 100000-400000 рублей. Бортовые модификации оцениваются в 200000-250000 рублей (1997-1999 года выпуска). Версии с КУНГами обойдутся дороже – от 350000 рублей.

Грузовые автомобили ГАЗ-66

Автомобиль ГА3-66 — грузовой автомобиль с двумя осями и грузоподъемностью в 2 тонны, с мощным приводом на обе оси и повышенной проходимостью. Был выпущен на замену автомобилю ВАЗ-63.

Классическая модификация автомобиля ГАЗ-66

Модификации ГАЗ-66

Есть несколько модификаций грузовика ГАЗ-66.

  1. 01 — обустроен системой регуляции давления в колесах.
  2. 02 — оборудован армейской лебедкой и системой регуляции давления в шинах.
  3. 04 — присутствует электронное управление с экраном.
  4. 15 — есть все вышеперечисленное и армейская лебедка.
  5. 11 — считается базовой классической моделью.
  6. 40 — оборудован турбо дизельным двигателем.
  7. 31 — установлены самосвальные шасси.
  8. 41 — установлен безнадувной дизельный двигатель.
  9. 40 – установлен турбо дизель ГАЗ-5441.
  10. 92 — сделан специально для северных регионов страны.
  11. 96 — оборудованы автобусные шасси.

Конструкторы произвели автомобиль с повышенной устойчивостью и мощностью.

Повышенная проходимость ГАЗ-66

Основные технические характеристики автомобиля

  • Обладает грузоподъемностью до 2000 кг;
  • Может перевозить максимально 5900 кг;
  • Модель вместе с лебедкой имеет длину 5,806 м, ширину – 2,322 м, а высота авто без грузов — 2,520 м;

чертеж устройства грузового автомобиля ГАЗ 66 с размерами

Технические характеристики двигателя

Объем двигателя — 4250 см3, работает на бензине марок АИ-76 и АИ-80. Автомобиль рассчитан даже на тяжелые условия эксплуатации и развивает мощность до 120 лошадиных сил при 3200 оборотах в минуту.

Так выглядит двигатель ГАЗ-66

Технические характеристики коробки передач

ГАЗ-66 разрабатывался специально для работы в сложной местности. Коробка передач механическая, четырехступенчатая. Автомобиль успешно преодолевает крутые склоны. Если ехать по дороге с хорошим покрытием, водитель имеет возможность отключить передний мост для экономии топлива.

На автомобиль устанавливают 2 бака по 105 литров, что дает возможность проехать до 800 км, если скорость 25 км/ч. Но при работе в реальных условиях цифры выходят другими.

Схема коробки передач автомобиля ГАЗ-66

Установлены шины размером от 12 до 18. Специальная резина уместна при работе автомобиля на крутых горных дорогах. Вездеход Газ 66 успешно преодолевает грязь, слякоть, воду, каменистую поверхность. Для разворота самосвала требуется окружность не менее 19 метров, но данная проблема не существенна.

История создания и развития автомобиля

Первый образец автомобиля был выпущен 53 года тому назад и был эволюцией модели ВАЗ-63, выходившего с конвейера за 4 года до этого и ГАЗ-63, выходившего с 1948 по 1968 годы. Серийно ГАЗ 66 начал выходить с 1964 года. В 1968 году изобрели систему контроля давления в шинах.

В 1966 года автомобиль получил первый приз на выставке сельскохозяйственной техники в Москве. В следующем году уже была победа на международной выставке в Лейпциге.

Скорая помощь на базе ГАЗ-66

Автомобиль ГАЗ-66 – это маневренный, неприхотливый и мощный агрегат, поэтому его использовали в сельском хозяйстве. Машиной часто пользовались геологи при открытии месторождений руд и полезных ископаемых.

ГАЗ 66 доставлял первые буровые установки в труднодоступные места. На машине возили тяжелые приборы, инструменты и аппаратуру. Нефтяники и газовики России также интенсивно использовали авто.
Машину активно применяли воздушно-десантные войска Советского Союза.

В 1995 году перестали производить модифицированный ГАЗ-66-11. Вместо него вышел ГАЗ-3308. Последняя на сегодня версия — ГАЗ-66-40 выпущена в 1999 году. Всего было выпущено почти 966 000 экземпляров автомобиля.

Краткое описание

ГАЗ-66 отличается высоким уровнем мощности, надежности и износостойкости. Проходит по любым дорогам с тяжелыми грузами. Авто способно перевозить 2 тонны груза по бездорожью.

Блокировка дифференциалов переднего и заднего мостов осуществляется автоматически, большие просветы и регуляция давления в колесах создают отличную проходимость (диски колёс устроены по особой схеме), для накачивания шин установлен специальный аппарат с приводом от движка. Двигатель газ 66 оборудован подогревателем перед запуском.

В рабочем состоянии используется тормозная система газ 66 с раздельной гидравликой и вакуумным усилителем, а на стоянке используют барабанные тормоза с трансмиссией. Гидравлический усилитель управляется с помощью руля.

Министерство Обороны в 90-е годы прошлого века начало продажу законсервированной ранее техники.

военный образец ГАЗ-66 с кунгом

Кабина

Для ремонта двигателя кабину можно откинуть вперед на шарнирах, кожух между пассажирским и водительским сиденьями не снимается, прикрывая двигатель, поэтому рычаг раздатки ГАЗ-66 располагается справа сзади от водителя, что крайне неудобно.

Для отдыха водителя в кабине авто есть подвесная брезентовая койка — гамак.

Характеристики кузова авто

Длина кузова составляет 5,8 м, ширина – 2,3 м, высота – 2,5 м, что делает авто одним из самых компактных самосвалов в мире; база колёс – 3,3 метра.

Чертеж автомобиля ГАЗ-66

Автомобиль сможет увезти 2 тонны даже на сложной местности без повреждений.

Кабина находится высоко, что повышает качество обзора для такого безкапотного самосвала. Но, по отзывам водителей, постоянно работать на такой высоте сложно. Кабина крайне маленькая, поэтому во время езды по пересеченной местности есть риск получения травм от ударов о внутренние части кабины. Доступ в моторный отсек затруднен. Но самосвал автоматически выигрывает равномерным распределением веса и своими компактными размерами, а также широкой функциональностью, которая есть у модели ГАЗ-66 кунг. Автомобиль может быть укомплектован разной техникой, армейской лебедкой, сварочным аппаратом.

Управляемость

Высокую проходимость автомобиля обеспечивают самоблокировка дифференциалов и довольно крупный просвет в 31,5 сантиметра, что позволяет преодолевать водоемы, превышающие по глубине клиренс.

В машине установлена разделительная гидравлическая тормозная система, которая не даст передвигаться с включенным накатом. Но гидравлический усилитель на руле позволяет легче справляться со сложными поворотами.

Читать еще:  Экскаватор погрузчик jcb 4cx технические характеристики

Одна их главных особенностей автомобиля: идеальное размещение центра тяжести, поэтому нагрузка просто не ощущается.

Цены на ГАЗ-66

Данный грузовик давно снят с производства, поэтому цены на него отличаются. Автомобиль на ходу, без дополнительного оборудования, например лебедки, но требующий ремонта, может обойтись до 130 000 рублей. Чем ниже цена, тем больше покупателей. Встречаются и модернизированные варианты с разнообразной техникой и дополнительной аппаратурой. Стоить такой вариант может до 250 000 рублей.

Технические характеристики ГАЗ-66: габариты, вес и другие рабочие параметры машины

Во второй половине XX века, в течение тридцати пяти лет, в Горьком на ГАЗе выпускался один из самых успешных автомобилей советского времени — грузовик с двумя осями и полным приводом марки ГАЗ-66.

В период с 1964 по 1999 год было произведено чуть менее одного миллиона этих транспортных средств в различных модификациях.

Описание базовой модели

Платформой вездеходу ГАЗ-66 послужил собиравшийся в пятидесятые годы на заводе в Горьком ГАЗ-62.

Эта машина обладала характерной для того времени конструкцией кабины с матерчатой сворачивающейся крышей и съемными надставками дверей.

Создатели нового полноприводного автомобиля сохранили общую компоновку кабины, находящуюся над двигателем. Только теперь она стала цельнометаллической.

Запаску разместили вертикально за кабиной, перед кузовом. В результате при укороченных общих размерах всего автомобиля удалось увеличить размер грузовой платформы и понизить ее посадку, тем самым облегчив погрузку/разгрузку.

Кузовная платформа грузовика была металлической с деревянными решетчатыми и откидным бортами с задней стороны. В кузове имелись складывающиеся скамейки для перевозки людей.

Первый базовый ГАЗ-66-1 обладал грузоподъемностью в две тонны. Различные модификации на этом шасси выпускались до середины восьмидесятых годов.

А здесь описаны технические характеристики полуприцепов «Кегель».

За это время для нужд Вооруженных Сил, сельского хозяйства и районов с труднопроходимыми дорогами были созданы такие модификации, как:

  • «66А» с лебедкой;
  • «66Э» или «66-03» — машина, у которой оборудование было экранировано;
  • модификация, предназначенная для десантирования с военно-транспортного самолета, под маркировкой «66Б». Она имела складывающуюся крышу, откидывающуюся переднюю рамку с триплексом и РУ с колонкой складывающейся конструкции;
  • единичные испытательные образцы — ГАЗ-4 с колесной формулой 6х6 и «66П» в качестве седельного тягача.

Отличительной особенностью первых автомобилей ГАЗ-66-1 было отсутствие автоматической подкачки воздуха в колеса.

В середине восьмидесятых с конвейера сошел модернизированный вариант этого вездехода под маркировкой ГАЗ-66-11.

На нем установили компрессор с питанием от двигателя для автоматического поддержания нужного давления в колесах, что, согласно отзывам владельцев, достаточно удобно.

Благодаря технической характеристики автомобиля, такой как грузоподъемность в четыре тонны, на базе ГАЗ-66 можно было устанавливать КУНГи и спецоборудование в разных комплектациях. В книгах можно найти следующие параметры автомобиля:

  1. Геометрические размеры машины — 5 655 (без спецоборудования в виде лебедки)х2 322х2 490 (по кабине) в миллиметрах.
  2. Дорожный просвет составляет 315 мм.
  3. Наибольший возможный вес машины — 5 940 кг.
  4. Колесная база у этого автомобиля — 3 300 мм, колея — 1 800 мм.
  5. Радиус при развороте обеспечивает хорошую маневренность и составляет 9,5 метров, что меньше, чем у многих легковых автомобилей, более компактных по размеру.
  6. Восемнадцатидюймовые шины и герметичные агрегаты машины и двигателя обеспечивают возможность преодоления брода глубиной в 80 см.
  7. В качестве трансмиссии — синхронизированная КПП с четырьмя передачами и раздатка с прямой и понижающей передачами, которая также имеет способность отключать передний мост.

Сцепление однодисковое. Усилия передаются с помощью трех валов и шести карданов.

Дифференциалы имеют способность к повышенному трению, кулачкового типа. Поскольку передние колеса являются ведущими, то в их приводе используются ШРУСы.

  • Подвеска впереди и сзади зависимая, рессорная. Концы рессор находятся на резиновых опорах. На обоих мостах имеются амортизаторы.
  • Рулевое управление — червячное с роликом. На РУ установлен гидроусилитель.
  • Привод у тормозной системы сделан с гидровакуумным усилителем. Тормоза на колесах колодочного типа.
  • Стартер СТ-130Б, аккумулятор 6-СТ66-ЭМ. Напряжение бортовой сети 12В.
  • В топливные баки можно залить 210 литров.
  • КУНГ различной комплектации

    Данные автомобили обладали следующими особенностями и техническими характеристиками:

    1. «66-12» — это модель модернизированного грузовика с установленной лебедкой и КОМ.
    2. «66-14» — с такой маркировкой в течение одиннадцати лет выпускалось шасси с экранированными электрическими проводами и агрегатами, а также КОМ.
    3. «66-15» — машина с экранированным оборудованием и механической лебедкой.
    4. «66-21» — вариант автомобиля для нужд народного хозяйства со сдвоенными задними колесами и деревянной грузовой платформой.


    «66-31» — под такой маркировкой выпускалось шасси, на которое ставились самосвальные платформы на Саранском заводе.

    Такие самосвалы с полным приводом для потребностей сельского хозяйства имели наименование ГАЗ-САЗ-3531 и обладали хорошими техническими характеристиками.

  • «66-92» — это вариант машины для северных широт со сложным климатом.
  • «66-96» — шасси для установки КУНГа вахтового автобуса.
  • Шасси «66-11», на которые монтировались специализированные КУНГи или кузова, получали отдельную маркировку. Например, для народного хозяйства производились:

    • передвижные мастерские для ремонта сельскохозяйственной техники;
    • для медицинских нужд – клиники на колесах;
    • хозяйственные фургоны для перевозки хлебобулочных изделий, почтовых отправлений или медикаментов;
    • передвижная буровая установка;
    • вахтовые автобусы с теплым кузовом — НЗАС-3964 и Волгарь-39461;
    • выпускался также полноприводный вариант автобуса ПАЗ-672 — ПАЗ-3201.

    По этому адресу вы узнаете наиболее распространенные модели полуприцепов «Грюнвальд».

    Наибольшее количество таких специальных автомобилей производилось для армейских нужд:

    • командирская и штабная машина-вездеход Р-142;
    • маслозаправщик МЗ-66 и спиртозаправщик такого же типа;
    • медицинский автомобиль для транспортировки больных и раненых — АС-66;
    • передвижной санитарный пункт — мобильная перевязочная АП-2;

  • ДДА-2 — дезинфекционная установка с душевой кабиной;
  • на шасси ГАЗ-66 была смонтирована реактивная пусковая установка — БМ-21В.
  • Выводу этого автомобиля из штатного армейского расписания способствовали боевые действия в Афганистане.

    Оказалось, что при реальном подрыве на мине экипаж машины, находящийся в кабине, получал значительные повреждения. Это происходило из-за того, что кабина находится над колесами, то есть в зоне подрыва.

    В девяностых годах на базе этого вездехода был сконструирован ГАЗ-3308 «Садко», на котором силовая установка располагалась впереди.

    Тем не менее в десантных и пограничных войсках ГАЗ-66 используется до сих пор благодаря своим уникальным качествам.

    Варианты двигателя для автомобиля

    Маркировка ДВС — ЗМЗ 66-06 производства Заволжского моторного завода.

    В течение двух лет, с 1991 по 1993 год, выпускался вариант «66-16» с ДВС ЗМЗ-513.10 для эксплуатации в особо сложных условиях. Мощность этого двигателя 125 л. с. при крутящем моменте 294Нм на оборотах 2 000.

    В начале девяностых годов XX века на «66-й» ставили дизельный ДВС ГАЗ-544, эти машины имели маркировку «66-41». Этот дизель обладал мощностью 85 л. с. Крутящий момент при этом 235 Нм на оборотах 1 600.

    В дальнейшем стали монтировать дизель с турбонаддувом марки ГАЗ-5441. Такой вариант автомобиля имеет маркировку ГАЗ «66-40» и обладает улучшенными техническими характеристиками.

    Этот дизель с турбонаддувом на оборотах 1 600 обладает мощностью 116 л. с. и выдает расход топлива 17 л при 25 л на карбюраторных ДВС.

    Конструктивные особенности раздатки

    Раздаточная коробка на машине предназначена для того, чтобы усиливать крутящий момент и распределять, а также передавать его на передний и задний мосты.

    Кроме того, в РК «66-11» имеется конструкция для отключения и включения переднего ведущего моста.
    Конструктивно она включает в себя:

    • ведущий вал, на котором имеется подвижное зубчатое колесо для подключения прямой и понижающей передачи;
    • вал промежуточный. Он тоже имеет зубчатые колеса. Одно колесо включает понижающую передачу, второе, подвижное, служит для включения мостов;
    • имеется вал привода для заднего моста;
    • вал привода переднего моста;
    • управляющий механизм, имеющий рычаги переключения и тяги.

    Раздаточные коробки на ГАЗ-66 сегодня продаются по цене от 12 тыс. рублей.

    Что представляет собой лебедка

    На «ГАЗ-66» модификаций 02, 05, 12, 15, 52 (экспортный вариант) устанавливалась механическая лебедка, которая приводилась в движение с помощью коробки отбора мощности через два кардана и промежуточную соединяющую опору.

    Такая лебедка по всем параметрам превосходит электрическую конструкцию, особенно учитывая сложные условия эксплуатации машины.

    Длина троса на лебедке 50 метров, толщина — 16 мм. Тяговая нагрузка на прямом тросе составляет порядка три с половиной тонны. Лебедка оборудована тормозом.

    Механическая лебедка на «66» достаточно проста и мало подвержена поломкам. Ее можно использовать во влажной и грязной среде, не боясь эту лебедку сломать.

    С 1999 года этот полноприводный автомобиль не выпускался, и новые можно найти только при продаже конверсионных машин. Такие ГАЗы-66, особенно с КУНГами, продаются по цене от 400 тыс. рублей.

    Бортовые автомобили имеют цену значительно ниже — от 250 тыс. рублей. Машины, которые были в употреблении, на рынке оцениваются по-другому и стоят от 70 до 200 тыс. рублей.

    В следующем видео более подробно рассказана история создания и эксплуатации автомобиля ГАЗ-66, а также рассмотрены его общие технические характеристики:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    ГАЗ 66

    ГАЗ 66 без преувеличения можно назвать самым популярным малотоннажным грузовиком-вездеходом Советского Союза, а потом и России. В Вооруженных Силах СССР он стал самым массовым двухосным полноприводным автомобилем для грузовых перевозок. За 35 лет производства в различные отрасли народного хозяйства и на военные нужды было отправлено около миллиона экземпляров. Главным конструктором, под руководством которого был создан автомобиль стал Александр Дмитриевич Просвирин. Специалисты в области автомобилестроения считают, что прообразом ГАЗ 66 стал немецкий Mercedes-Benz Unimog как универсальное транспортное средство с повышенными характеристиками проходимости. Первые немецкие «Унимоги» были разработаны сразу после войны и дали начало целому семейству грузовиков-вездеходов. Газ 66 в этом плане также не отстал от немецкого аналога. Предшественником также являлся автомобиль ГАЗ-63, однако он имел стандартную на то время переднемоторную компоновку. По сравнению с ГАЗ-63 новый внедорожник имел несравненно лучшую боковую устойчивость и проходимость. Первый серийный ГАЗ 66 покинул ворота Горьковского автозавода в июле 1964 года дав старт выпуску более двадцати модификаций в различных вариантах исполнения и комплектации. От созвучия «66», в народе автомобиль получил название «Шишига». Популярность автомобиля очень быстро росла и в армии, и в народном хозяйстве. До сих пор ГАЗ 66 остается единственным грузовым автомобилем, состоящим на вооружении армии и способным десантироваться на парашютных системах с самолетов военно-транспортной авиации.

    Навигация по статье

    Назначение

    Естественной стихией ГАЗ 66 является бездорожье. Совершить дальнюю поездку даже по обычной трассе без заметной усталости водителя не удастся. Однако для работы в качестве вахтового автобуса, скорой помощи, почтовой машины, хлебовоза, выездной торговой точки или пожарной машины между населенными пунктами на проселочных дорогах, особенно в период распутицы, ГАЗ 66 вне конкуренции. В вооруженных силах ГАЗ 66 используется в качестве тягача для буксировки вооружения, перевозки людей и военных грузов, установки на шасси артиллеристских систем и систем РЭБ. Наиболее часто на шасси устанавливаются специализированные КУНГи под передвижные мастерские, узлы связи (командно-штабные машины), медицинские пункты, дезинфекционно-душевые камеры и другие нужды. Посмотрев любой художественный фильм «про десантников» или «про пограничников» советского периода с большой долей вероятности можно встретить на экране ГАЗ 66, вне зависимости от того, в каком регионе происходит действие. Особенно хорошо, по мнению военных, машина показала себя в условиях песчаных пустынь Средней Азии и в Забайкалье где по проходимости Газ 66 мог сравниться с верблюдом или гужевой повозкой.

    Модификации

    На базе ГАЗ 66 выпущено множество машин, конечное назначение которых определяется установленной надстройкой. На шасси грузовика собраны самосвалы для сельского хозяйства (ГАЗ-САЗ-3511, ГАЗ-КАЗ-3511), передвижные технические мастерские для комбайнов и тракторов (3902, 3903, 39021, 39031), автофургоны «Хлеб», «Почта», «Медикаменты» (ГЗСА-731, 983А, 947 и т.д.), вахтовые автобусы (НЗАС-3964, Волгарь -39461), не получивший распространение седельный тягач ГАЗ-66П и десятки других вариантов и комплектаций. К основным модификациям ГАЗ 66 можно отнести:

    • ГАЗ 66-1 – первая модификация, выпускавшаяся до 1968 года и не имеющая системы централизованной подкачки шин;
    • ГАЗ-66б – десантный вариант оборудованный телескопической складывающейся рулевой колонкой, складывающейся крышей и откидной рамкой ветрового стекла;
    • ГАЗ66-01 – наиболее распространенная, базовая версия, выпускавшаяся с 1968 по 1985 год с централизованной системой подкачки шин;
    • ГАЗ-66-11 – модернизированная базовая модель, производимая в виде грузовика с платформой и шасси с кабиной. Одна из таких машин до сих пор выполняет роль авиационного тягача на легендарном тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов»;
    • ГАЗ-66-92 – северный вариант исполнения, оборудованный утепленной кабиной с двойными стеклами и дополнительным отопителем, АКБ повышенной емкости, лебедкой и противотуманными фарами. С 1987 по 1995 год выпускался небольшими опытно-промышленными партиями;
    • ГАЗ-66-50, ГАЗ-6651, ГАЗ-66-65 – модификации для стран с тропическим климатом;
    • ГАЗ-66-31 – шасси для самосвальных кузовов. Отличительной особенностью является двойная ошиновка колес заднего моста. Оснащен коробкой отбора мощности;
    • ГАЗ-66-41 – автомобиль, оборудованный безнаддувным дизельным двигателем ГАЗ-544.10 мощностью 85 л.с. Выпускался с 1993 по 1995 год в двух комплектациях: с лебедкой и без нее;
    • Газ-66-40 – грузовик повышенной грузоподъёмности (2,3 т), с турбированным дизельным двигателем ГАЗ-5441 мощностью 116 л.с. Выпускался с 1995 по 1998 год в комплектации с лебедкой и без нее.

    Приемником ГАЗ 66 на производственном конвейере стал новый автомобиль ГАЗ 3308 «Садко» с целой линейкой дизельных моторов и измененной компоновкой. При этом конструкция двухосного шасси сохранила преемственность.

    Технические характеристики

    ГАЗ 66 – классический двухосный внедорожник с полным приводом. Сбалансированная рамная конструкция позволяет перевозить грузы массой до 2-х тонн. Для обеспечения доступа к двигателю двухместная цельнометаллическая кабина откидывается вперед на шарнирах. Плавность хода машины обеспечивает передняя и задняя рессорная подвеска, оборудованная парой гидравлических амортизаторов двойного действия каждая. Концы рессор закреплены в резиновых подушках.

    Основные параметры автомобиля ГАЗ-66

    • Масса грузовика – 3470 кг;
    • Разрешенная максимальная масса автомобиля – 5940 кг;
    • Габаритные размеры автомобиля – длина 5806 мм (с лебедкой), ширина 2322 мм, высота по тенту 2520 мм;
    • Клиренс – 315 мм;
    • Ширина колеи – передние колеса 1800 мм, задние колеса 1750 мм;
    • Распределение нагрузки по осям – передняя ось 47%, задняя ось 53%;
    • Максимальная скорость движения с полной массой – 90 км/ч;
    • Радиус поворота – 9,5 м;
    • Глубина преодолеваемого брода – 0,8 м;
    • Емкость топливных баков – 210 литров;
    • Контрольный расход топлива при движении со скоростью 60 км/ч – 20 л/100 км;
    • Запас хода по топливу – 800 км;
    • Используемые марки бензина – А-72, А-76, А-80;

    На автомобиле применяются специально разработанные шины увеличенного профиля с развитыми грунтозацепами размером 12.00-18. Колеса с разъёмным ободом позволяют снижать давление в шинах до 0,5 кг/см2, осуществляя при этом движение по слабым грунтам со скоростью до 10 км/ч. Установлено, что ГАЗ 66 способен преодолевать песчаные подъемы с уклоном 23*.

    Трансмиссия и тормозная система

    Все модификации ГАЗ 66 оснащены механическими четырехступенчатыми коробками передач с синхронизаторами на 3-й и 4-й передаче. Сцепление – сухое, однодисковое. Главная передача одинарная гипоидная. Рабочая тормозная система имеет барабанные тормозные механизмы на всех колесах. Привод – гидравлический, с гидровакуумным усилителем. Стояночный тормоз – механический на трансмиссию. Раздаточная коробка – с понижающей передачей и отключаемым передним мостом.

    Особенности и эксплуатация

    Основными отличительными чертами ГАЗ 66 специалисты считают согласованное расположение центра тяжести и высокую надежность узлов ходовой части и трансмиссии. Именно эти качества позволяют использовать грузовик в десантных войсках. При осуществлении десантирования уравновешенная машина практически идеально приземляется на все колеса, а все узлы и детали без повреждений выдерживают десантирование. Однако в деле прекращения производства ГАЗ 66 важную роль сыграла слабая противоминная зашита, вернее сказать ее отсутствие. При наезде на мину, по опыту афганской войны, экипаж гарантировано погибал. К сожалению, и в гражданском исполнении к шестьдесят шестому были претензии, но они уже высказывались относительно комфорта. Очень маленькая кабина с неудобным, находящимся сзади справа от водителя, рычагом переключения передач не располагали к дальним путешествиям. Да и при езде по ухабам и рытвинам был велик риск посадить себе шишку или набить ссадину о стекло и стенки кабины, выполненную в стиле социалистического минимализма. Невзирая на неудобства, отсутствие капота и наличие системы обдува и омывки стекол обеспечивали отличный обзор для водителя, что особенно было важно в условиях бездорожья. Среди оригинальных решений, можно отметить наличие в машине специального подвесного места (гамака) для отдыха водителя. На некоторых модификациях ГАЗ 66 крыша выполнялась брезентовой, а верхняя часть кабины снималась. Получался своего рода грузовой кабриолет. Такие машины ценятся в наши дни у людей, занимающихся раритетными экземплярами автомобильной техники.

    Видео

    Двигатель

    В разные периоды производства на различных модификациях ГАЗ 66 применялись как карбюраторные моторы, так и атмосферные и турбированные дизеля. Основная масса машин, выпущенная Горьковским автозаводом, комплектовалась двигателем ЗМЗ-66.

    Основные характеристики ЗМЗ-66

    • Тип – карбюраторный, четырехтактный, жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов:
    • Количество и расположение цилиндров – 8, V-образное;
    • Рабочий объем – 4,25 л;
    • Максимальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин – 115 л.с. (84,6 кВт);
    • Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала – 2000-2200 об/мин – 284,4 Нм (29 кгс.м);
    • Степень сжатия – 6,7.

    Так как автомобиль ГАЗ 66 больше не производятся, можно приобрести только автомобиль с пробегом. Цена на армейские версии начинается от 100 тыс.руб. Автомобили, прошедшие переоборудование, ремонт и модернизацию могут стоить до 1 млн. руб.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×