Что такое тяговый класс трактора - Дачный журнал садовода
Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое тяговый класс трактора

Типаж тракторов. Тяговые классы тракторов

В отличие от мировой практики, где размер трактора принято характеризовать мощностью двигателя, в России для этого используется его номинальное тяговое усилие, зависящее от типа ходовой системы и эксплуатационной массы. Номинальное тяговое усилие в настоящее время стандартизовано по тяговым классам в соответствии с ГОСТ 27021-86. Как показала практика, именно этот параметр считается наиболее стабильным и определяет возможности агрегатирования трактора с машинами-орудиями, имеющими разную ширину захвата и, следовательно, тяговые сопротивления, а такой показатель, как мощность, используемый за рубежом, является менее стабильным и во многом зависит не только от типа движителя, но и от скорости машинно-тракторного агрегата (МТА) и почвенных условий. В основу построения типажа положена возможность частичного перекрытия диапазонов тяговых усилий тракторов в смежных классах при оптимальном минимально обоснованном количественном составе моделей в каждом классе. Иначе говоря, типаж отечественных тракторов это по существу типоразмерный ряд выпускаемых (или разрабатываемых) тракторов, сгруппированных по принятым в России тяговым классам (0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6).

Тяговые классы и соответствующее им номинальное тяговое усилие приведены в таблице.

Таблица. Тяговые классы тракторов (классификация тракторов по тяговому усилию)

Номинальное тяговое усилие, кН

Типаж, или система тракторов, — это технически, технологически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов, рекомендуемых в производство. В каждом тяговом классе существуют базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплуатация тракторов.

Модель — машина с определенными конструкцией и расположением агрегатов. Базовой называют наиболее распространенную и универсальную модель тракторов, имеющую специализированные модификации.

Модификация — видоизмененная базовая модель. Она специализирована по назначению и унифицирована с базовой моделью. Марка трактора — условное кодовое название модели определенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут буквенные знаки, обозначающие сокращенное название завода-изготовителя, первые буквы определенного слова или характерное для трактора слово и через черточку — цифру, указывающую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели.

Необходимо отметить, что сегодняшний типаж характеризуется отсутствием в его наиболее массовых тяговых классах 1,4.. .3 целого ряда необходимых сельскому хозяйству тракторов, тогда как в недалеком прошлом еще в СССР типаж тракторов был больше приближен к оптимальному благодаря наличию в нем следующих важных моделей тракторов:

  • колесные тракторы 4К4а классической компоновки из Белоруссии тяговых классов 1,4.2 (ПО «МТЗ», Минск);
  • колесные тракторы схем 4К4а, 4К4б и 4К4б&apos, а также гусеничные с Украины тяговых классов 1,4 (ПО «ЮМЗ», Днепропетровск) и 3 (ПО «ХТЗ», Харьков).

Поэтому, учитывая, что ПО «МТЗ», ПО «ЮМЗ» и ПО «ХТЗ» оказались теперь за пределами России, мы вынуждены по всему ряду тяговых классов сегодня самостоятельно создавать свое тракторостроение, прежде всего на базе существующих в стране тракторных заводов ОАО «ВМТЗ», ОАО «ЛТЗ», ОАО «ВгТЗ», ОАО «Алттрак», ЗАО «ПетТЗ» и др., закрывая имеющиеся в отечественном типаже тракторов «белые пятна».

Кроме того, в существующем типаже тракторов не предусмотрены такие необходимые сельскому хозяйству типоразмеры высокой мощности, как, например, колесные тракторы 4К4а классической компоновки в тяговых классах 5.6 мощностью свыше 280 л.с., колесные тракторы 4К4б’ с шарнирно-сочлененной рамой в тяговых классах 6.7 мощностью свыше 400 л.с., гусеничные тракторы в тяговых классах 5.7 мощностью свыше 200.300 л.с., а номенклатура колесных тракторов 4К4а средней мощности в диапазоне 180.280 л.с., выпускаемых ЗАО «АгроТехМаш» малыми партиями, является пока весьма ограниченной и не может удовлетворить потребности рынка в тракторах такого типа.

Ряд тракторных заводов (ВМТЗ, ПетТЗ, «АгроТехМаш») в последние годы стали все шире выпускать тракторы отдельными сериями из нескольких типоразмеров одного типа, мало различающихся между собой по эксплуатационной массе, т. е. принадлежащие одному тяговому классу, но существенно — по мощности двигателя (как это распространено в мировой практике), поэтому в России все активнее стали применять более удобную для потребителей двухпараметрическую классификацию типажа тракторов: по номинальному тяговому усилию (основной параметр) и по мощности двигателя (дополнительный параметр).

Постепенное улучшение положения в отечественном тракторостроении, в основном связанное с образованием мощных корпоративных структур, охватывающих производства новых типоразмеров на большинстве тракторных заводов, привело к тому, что заводы сейчас стали строить свою техническую политику более приближенной к оптимальному или так называемому перспективному типажу тракторов.

Реальная потребность на перспективу в большой номенклатуре колесных и гусеничных тракторов различных типоразмеров и мощностей, существенно превышающей номенклатуру существующего типажа тракторов, выпускаемых отечественными заводами, объясняется огромными масштабами России и ее регионов, многообразием почвенно-климатических зон, значительным разбросом размеров площадей возделываемых культур, разной специализацией сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих тракторы, и др.

Так как тракторы белорусского и украинского производства широко распространены в России, то при дальнейшем анализе мы их также включили в анализируемый типоразмерный ряд.

Рассмотрим основные модели и некоторые модификации сельскохозяйственных тракторов различных тяговых классов.

Тракторы тягового класса 0,2

Мини-тракторы тягового класса 0,2 (Т-012, АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-15 и др.) предназначены для работы на мелкоконтурных, селекционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно аг- регатировать с плугом, косилкой, культиватором, прицепной тележкой и другими орудиями и машинами, изготовленными специально для них.

Мини-трактор, или малогабаритный трактор, — это универсальное мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или гусеничным движителем.

Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором. Условно мотоблок можно отнести к тяговому классу 0,1.

Тракторы тягового класса 0,6

Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,6 (Беларус-320, Т-30А, ХТЗ-2511, ВТЗ-30СШ, СШ-25, Т-16МГ и др.) служат для выполнения междурядной и предпосевной обработок, посева, посадки овощных культур и садов, ухода за посевами, уборки сена, транспортных работ и могут приводить в действие стационарные машины.

Самоходные шасси — это разновидность трактора, на раме которого смонтирована грузовая платформа для перевозки грузов или навешены рабочие органы сельскохозяйственных машин и орудий, а также агрегаты для работы в коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси СШ-25 и Т-16МГ используют в овощеводстве, садоводстве, полеводстве и животноводстве.

Тракторы тягового класса 0,9

Тракторы тягового класса 0,9 (Бела- рус-422, ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, ВТЗ-45АТ, Т-28Х4М и др.) благодаря широкому диапазону передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее колес применяют на многих сельскохозяйственных работах (предпосевная обработка, посев, борьба с вредителями, междурядная обработка и уборка пропашных, технических и овощных культур, вспашка легких почв на малой площади и уборка сена), а также на транспортных работах и для привода стационарных машин.

Тракторы тягового класса 1,4

Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80.1, МТЗ-82, Беларус-923, ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-60АБ и др.) эффективно используют при возделывании и уборке технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями они служат для вспашки, культивации, боронования, посева, посадки, междурядной обработки и заготовки кормов, разбрасывания удобрений, перевозки, а также приводят в действие стационарные машины.

Для работы в различных условиях выпускают тракторы 25 модификаций марки «Беларус». Они отличаются комплектацией. Например, трактор «Беларус-922» имеет двигатель мощностью 89 л.с и все ведущие колеса. У него синхронизированная коробка передач с постоянным зацеплением шестерен и несколькими диапазонами передач, которые переключаются на ходу, как у автомобиля.

Все базовые модели в тяговых классах 0,6; 0,9 и 1,4 — это колесные универсально-пропашные тракторы. В число их модификаций входят тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким агротехническим просветом и горные тракторы для работы на склонах.

Тракторы тягового класса 2

Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и виноград- никовый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С, колесные тракторы «Беларус-1221», ЛТЗ-155, ЛТЗ-95 и универсальное шасси «Беларус» ШУ-356.

Читать еще:  Схема проводки трактора т 25 цветная

На тракторе «Беларус-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.

Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нем объединены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов — от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора — модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического.

Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ.

Управляющий модуль — это пост управления, расположенный в кабине. Его можно повернуть на 180° для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.

Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах.

У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет. Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.

Тракторы тягового класса 3

Тракторы тягового класса 3 (гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, ВТ-100, ВТ-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, Т-150, ХТЗ-180Р, ХТЗ-200 и колесные ВТ-130К, Т-150К, Т-15К, ХТЗ-12 предназначены для основной обработки почвы, посева и уборки урожая, а также для транспортных работ. Колесные тракторы имеют все ведущие и одинаковые по размеру колеса.

Трактор ДТ-175М имеет двигатель мощностью 170 л.с. В трансмиссию включен гидротрансформатор для автоматического изменил скорости движения в зависимости от тягового сопротивления орудия.

Дизель трактора ВТ-130 регулируется по мощности (145 л.с. и 120 л.с). Мощность (145 л.с.) обеспечивается за счет турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха. Кабина откидывается набок и снабжена системой автоматизированного контроля работы трактора. Гусеничные тракторы ВТ-130 и Т-150 унифицированы по основным сборочным узлам с их колесными модификациями ВТ-130К и Т-150К.

Тракторы тягового класса 4

Тракторы тягового класса 4 представлены базовой моделью — гусеничным трактором Т-4А с шестицилиндровым дизелем мощностью 130 л.с. Ширина колеи 1384 мм, дорожный просвет 362 мм, скорость движения 3,47…9,52 км/ч, масса 8145 кг. Предназначен для проведения работ общего назначения. Разработан модернизированный трактор для степных зон Т-402А, с двигателем Д-461-11, мощностью 160 л.с. Эти тракторы служат для выполнения энергоемких работ. Их применяют на полях большой площади.

Тракторы тягового класса 5

Тракторы тягового класса 5 применяют для выполнения почвообрабатывающих, транспортных и других сельскохозяйственных работ.

Базовая модель — колесный трактор К-701, унифицированная — К-701М. Оснащен 12-цилиндровым дизелем мощностью 305 л.с. Скорость движения вперед 3,66…30 км/ч, назад 6,4…23 км/ч, ширина колеи 2100 мм, дорожный просвет 500 мм, масса 13 590 кг.

К этому же классу относится гусеничный трактор Т-5 «Дончак», оснащенный двигателем СМД-37 мощностью 250 л.с.

Тракторы тягового класса 6

Тракторы тягового класса 6 предназначены для выполнения мелиоративных, дорожных, плантажных и других работ, а также вспашки. К этому классу относится гусеничный трактор Т-130 с четырехцилиндровым дизелем мощностью 117,8 кВт (160 л. с). Ширина колеи 1880 мм; дорожный просвет 407 мм; скорость движения вперед 3,63…12,45 км/ч, назад 3,53…9,9 км/ч.

Классификация тяговых классов тракторов

Все тракторы разделяются на классы по тяговому усилию. В России, странах СНГ трактор класс определяется интервалом 0,2-8 для сельскохозяйственных машин и 0,2-75 — для агрегатов промышленного типа.

Что такое тяговый класс трактора

Понятие тягового класса трактора установлено ГОСТом 27021-86. Характеристика связана с эффективностью силового агрегата, отображает ее связь с конструкций и общим весом машины. Определяется на поле как максимально развиваемое агрегатом усилие при пробуксовке в условиях:

  • при влажности грунта 8-18%;
  • на стерне, имеющей среднюю плотность;
  • при максимальном значении КПД машины.

ГОСТом, в зависимости от величины тягового усилия, агрегаты сельскохозяйственного назначения относятся к 10 классам, определяемым индексами в интервале 0,2-8. Для промышленных тракторов существует 11 групп с диапазоном индексов 0,2-75.

В документе сведены тяговые классы тракторов в таблицы. Для промышленных, используемых в лесном хозяйстве полноценными классами считаются 0,6-2. Машины, применяемые при трелевке, погрузке, трубоукладке, мелиоративных и строительных работах, на предприятиях, находятся в группах 3-75.

Классификация по группам

Классификация тракторов по тяговому классу установлена ГОСТом 27021-86. Для сельскохозяйственных машин существует 10 групп, для промышленных — 11. В документе имеются соответствующие таблицы, связывающие класс с номинальным тяговым усилием, конструкционной массой.

Классифицируют агрегаты по мощности моторов, которая:

  1. Для сельскохозяйственных тракторов первой группы (0,2) не превышает 20 кВт, для восьмой составляет 320-350.
  2. Для промышленных машин 0,6 класса составляет до 30 кВт, для 5 — 150, для 75 — 580.

0,2 класс

Группа объединяет тяжелые мотоблоки, мини-тракторы. Агрегаты используются:

  • для обработки небольших участков, при выведении новых сортов растений, разработке способов культивирования почв;
  • для обслуживания животных, в т. ч. в комплексах;
  • фермерами, имеющими небольшие поля;
  • садоводами, огородниками, в личном хозяйстве;
  • в коммунальном хозяйстве, малом строительстве.

К классу относятся мини-тракторы Белорус с индексами 08К, 082, 084, 112, 132Н. В перечне продукция:

  1. Гомсельмаша — АМЖК-8.
  2. Алтайского и Харьковского тракторных заводов, соответственно, МТ-15 и Т-012.
  3. Курганского машзавода — КМЗ-012Ч.
  4. ЧТЗ — Уралец, Т-0,2.
  • колесные;
  • с колесной формулой — 4х2;
  • с мощностью моторов — до 20 кВт.

0,4 класс

Класс тяги тракторов включает, в сравнении с другими, только 1 трактор, выпускавшийся в Харькове в 1950-1956 гг. — ХТЗ-7. Машина колесная (4х2), первая малогабаритная среди советских тракторов. Относится к садово-огородным. Применяется в огородничестве, садоводстве, для перевозки небольших грузов, на вспомогательных работах. Имеет силовой агрегат мощностью 12 л. с.

0,6 класс

В группе тракторы, участвующие в сельскохозяйственном производстве. С их помощью:

  • готовят почву к посеву зерновых, посадке овощей, кустарников и деревьев в садах, при облагораживании территорий;
  • ухаживают за садами;
  • собирают урожай;
  • подготавливают, подвозят, распределяют корма для животных;
  • транспортируют материалы, оборудование при коммунальных работах.

В классе колесная машина Т-16М и ее последующие модификации с моторами до 30 л. с. Здесь же Т-25, 30, агрегат ВТЗ-2032, выпускаемый объединением Агромаш. В перечне изделия с маркой Белорус (300-321), ХТЗ (Т-30А, 16МГ, 2511).

Мощность силовых агрегатов не превышает 25 кВт. Их колесная формула — 4х2.

0,9 класс

Группа представлена не только колесными машинами, но и отдельными агрегатами на гусеничном ходу с мощностью моторов до 45 кВт. Причем среди первых есть механизмы с колесной формулой 4х2, как в предыдущих классах, и 4х4. Представлены также тракторы:

  • с 3 колесами (3х2), используемые в хлопководстве;
  • с пониженным клиренсом, которые удобны для работ в горах;
  • с коробками передач, имеющими расширенный диапазон переключаемых скоростей.

Область применения машин:

  • обработка почв легкого типа к посеву разных культур;
  • заготовка сенажа;
  • междурядное окучивание;
  • уборочные работы;
  • опрыскивание посадок при борьбе с вредителями;
  • транспортные работы.

В числе представителей группы есть тракторы:

  • из Белоруси — Белорус-422;
  • от компании Агромаш — 50ТК, 60ТК;
  • от Владимирского тракторного завода — ВТЗ 45АТ, 2048А;
  • из Липецка — ЛТЗ-60АБ, 60АБ10, 55, 55А, 55АН и Т40М, Т40;
  • из Ташкента — Т-24Х4М, 80.10.

1,4 класс

  • липецкий агрегат — ЛТЗ-60АВ;
  • минские машины — МТЗ-50, 52, 80.1, 82, Белорус (900, 921, 923);
  • днепропетровские тракторы ЮМЗ-6 (модели АКМ, ДМ);
  • изделие от корпорации Агромаш — 85ТК.

  • обладают мощностью (до 75 кВт) и тяговым усилием, позволяющим преодолевать сложные дорожные условия;
  • используются для обработки (вспашки, культивации, боронования) не только легких, но и средних грунтов;
  • представлены колесными моделями с 3 и 4 колесами, с приводом на 2 и 4 колеса (практически по 50%).

2 класс

В группе начинают преобладать гусеничные машины с большим разбросом максимальной мощности моторов:

  • до 50 кВт для работы на виноградниках, в садах, свекловодстве;
  • до 60 — для свекловодства и работ в горах;
  • до 100 — портального типа.
Читать еще:  Трактор мтз тюнинг

Из колесных во 2 классе представлены универсальные пропашные агрегаты с полным приводом, разными и одинаковыми по диаметру колесами на осях.

Их максимальная мощность — 110-175 кВт.

Наиболее востребованными представителями среди гусеничных являются машины Т-70, 70С, 54В из Кишинева, Т-90С — из Харькова. Из колесных:

  • белорусские — ШУ-356, Белорус 1221, 1220;
  • липецкие — ЛТЗ-155, 95;
  • 160-ТК от Агромаша.

3 класс

У колесных тракторов 3 (вплоть до 5) группы колесная формула может быть 4х4 и 6х6. Их мощность ограничена 140 кВт. Из моделей это:

  1. Т-150К и его модификации (09, 09-25), ХТЗ (17021, 17221, 17221-09, 17221-18, 17221-19, 17221-21, 242К, 246К) из Харькова.
  2. МТЗ-2022, 2103 от Минского тракторного завода.
  3. АТМ 3180, 4200 с германской трансмиссией ZF и двигателем Deutz от корпорации Агромаш.

Гусеничные машины в тяговом классе мощностью 70-140 кВт, которые:

  • выпускали в Харькове — Т-150 (модификации — 05-09, 05-09-25, 05-09-25-04), ДТ (175, 75), Т-74;
  • производит концерн Агромаш — модели 180ТК, 90ТГ, ТГ150.

4 класс

4 группа машин по тяговому усилию представлена гусеничными и колесными тракторами. Агрегаты привлекаются для выполнения работ, требующих больших энергозатрат. Их используют для обработки полей обширной площади.

Мощности моторов машин:

  • до 75 кВт на гусеничных движителях;
  • до 125 у передвигающихся на колесах.

Пневмоколесные агрегаты представлены:

  1. Кировцем К-424.
  2. Террионом АТМ-4200, выпускаемым Агромашем.
  3. МТЗ-2022 под маркой Белорус.

5 класс

Из гусеничных агрегатов в этой группе Т-404, 250, 501 от Алтайского тракторного завода. Количество колесных машин большее:

  1. АТМ 5280, которые выпускает Агромаш под маркой Terrion.
  2. Кировцы К700, 701, 702, 703, 744.
  3. Изделия Белорус от МТЗ (2522, 2822, 3022, 3023).

Мощность силовых агрегатов с гусеничным движителем — до 175 кВт, с колесным — 180-210. Они в состоянии справиться с большими объемами пахоты, лущения стерни, снегозадержания, культивации. Применяются для перевозки различных грузов.

6 класс

В этой группе машины гусеничные, болотоходные, с моторами мощностью до 125 кВт. Созданы специально для мелиоративных работ, но трудятся в сельхозпредприятиях на обработке больших по площади полях.

  1. Концерном Агромаш — модель Руслан.
  2. Кировским тракторным заводом — К744 в модификациях Р2, Р3, Р4.
  3. Ростсельмашем — Versatile 535 с колесной формулой 8х4, являющийся рекордсменом по обработке больших полей.

7 класс

В нем 1 представитель — АТМ 7360. Он колесный, производства Агромаш. Выпускается в серии Террион. В нем использован:

  • передний мост от итальянской фирмы Carraro;
  • гидравлика Бош (Германия);
  • немецкая трансмиссия ZF и мотор Deutz BF 6M 1013 FC (280 л. с.).

Трактор способен выполнять энергоемкие сельскохозяйственные работы:

  • обрабатывать почву;
  • убирать урожай;
  • делать сплошной посев.

АТМ 7360 комплектуется широкозахватными и комбинированными агрегатами. Это позволяет ему увеличивать производительность и быстро обрабатывать большие площади.

Классификация тракторов по тяговому классу

Большинство людей, не знакомых близко с коммунальным хозяйством или аграрной сферой, при слове «трактор» представляют модели средней мощности вроде МТЗ-4522 — высотой в два человеческих роста и с большим бульдозерным отвалом, в котором при желании можно прокатить человека. Когда-то именно такие модели были наиболее востребованы и примелькались на городских и деревенских улицах, стройплощадках, а также в фильмах. Сегодня ассортимент тракторных заводов включает в себя как мини-трактора, подходящие для дачных участков, так и сверхмощные промышленные гусеничные модели. Разобраться в этом многообразии поможет тяговый класс тракторов — основная единица унификации.

Что такое тяговый класс трактора

Он определятся по наибольшему тяговому усилию, которое развивает трактор. Выражается оно в тонн-силах. Однако это усилие существенно зависит от внешних условий, в первую очередь от типа и состояния почвы, а также от того, оснащена ли машина колесами или гусеницами. Для того чтобы определить классы тяги тракторов, их испытывают в стандартизированных условиях.

Для сельскохозяйственных тракторов испытания проводятся на стерне (убранном поле) колосовых при нормальным уровнях влажности и твёрдости почвы. При этом установлены нормативы буксования:

  • не более 3 % для гусеничной техники;
  • до 16 % для колёсных;
  • до 14 % до колесных полноприводных.

Для промышленных тракторов тяговое усилие определяется на сухом песке.

Таблица классификации сельскохозяйственных тракторов по тяговому классу

Классификация тракторов включает в себя семнадцать классов — от мотоблоков до промышленных моделей.

0,1 – мотоблоки с воздушным охлаждением. Это компактная и недорогая двухколёсная техника без кабины и сиденья. Используется на дачных участках для культивации земли, посадки и уборки картофеля, свеклы и других корнеплодов, перевозки небольших грузов (собранного урожая, компактных и лёгких стройматериалов, мусора и пр.).

0,2 – мотоблоки с водяным охлаждением массой от 200 кг и минитрактора. Подойдут для просторных приусадебных участков и мелких фермерских хозяйств. Помогут убрать скошенную косилкой траву, выкопать яму под кусты и саженцы, вспахать небольшое поле (в пределах 10 соток).

0,4 – полупрофессиональные мини-тракторы. Популярны в частных фермерских хозяйствах и городских коммунальных службах, где убирают снег, подметают дороги, оттаскивают спиленные деревья и выполняют весь перечень уличных работ. Представляют собой удобное сочетание мощности, компактности и маневренности. Для дачных участков, как правило, не подходят — слишком дорогие и крупные.

0,6 и 0,9 – более мощные сельскохозяйственные машины, подходящие для всех видов агроработ на участках от 50 соток. Установив подходящее рабочее оборудование, можно использовать их для подготовки и удобрения почвы, посева и уборки урожая, расчистки улиц, копки канав, ям и прудов, сноса небольших деревянных конструкций и т. д.

1,4 — полноценная аграрная и строительная техника, подходящая для выполнения больших объёмов работ. Мощность машин этого класса позволяет применять их на стройплощадках и в коммунальных службах для расчистки территории, сноса конструкций, рытья котлованов и каналов (в том числе при ремонте подземных коммуникаций). Незаменимы при зимней уборке парковых аллей, широких тротуаров, проезжей части и больших территорий (автостоянок, стадионов, парков и пр.).

2 — колёсные и гусеничные машины, подходящие для использования в сложных условиях и на бездорожье. Трактора второго тягового класса применяются на лесозаготовке, карьерных работах, при возделывании полей, в том числе в горных районах (например, при сборе винограда). Их стоимость ориентирована на крупные предприятия.

3 — 5 классы интересны возможностью применения колесной базы 6 на 6. Кроме того, с 3 класса тяги появляются болотоходные гусеничные машины и другая спецтехника, предназначенная для использования в сложных условиях.

6—8 классы представлены высокопроизводительными тракторами, обрабатывающими сотни гектаров земли, а также используемые на карьерных работах. Увидеть их в черте города практически невозможно: из-за больших габаритов их перевозят на спецтехнике.

9, 10, 15, 25, 75 классы — сверхтяжёлая профессиональная техника, используемая на карьерных работах, горно-рудной промышленности, реже — в строительстве и сельском хозяйстве (в основном, для мелиоративных и дорожных работ).

Для справки: самый большой трактор из тех, что производятся на европейской части мира — Т-800. Разработан и собран на Челябинском тракторном заводе. Он развивает усилие в 75 тонн (максимальное — до 140 тонн). А самый большой трактор в мире — американский Big Bud 747, развивающий невероятное усилие в 760 тонн. При непревзойдённой мощности он имеет и существенные недостатки — при имеющемся размере бака топлива хватает только на 10 минут работы. Впрочем, от машин такой мощности редко требуются длительное функционирование.

Заключение

В любых технических описаниях для каждой модели тракторов указываются тяговый класс и мощность двигателя. Руководствуясь этими данными, можно очертить примерный перечень интересующих моделей и выбирать по более узким характеристикам: производитель, качество сборки, размеры и пр. Таблица тягового класса тракторов поможет сориентироваться в разнообразии моделей и сделать оптимальный выбор.

Класс трактора — от мини до мощных универсалов, таблица

В России и других странах СНГ трактора классифицируются по своим тяговым характеристикам. Производители изготавливают различные модели, подразделяя их по тяговым возможностям. Каждый имеет свои отличительные характеристики, по которым выбирается техника под определенный вид работ. Как отличается тяговый класс тракторов и что означает это понятие, расскажут наши специалисты.

Читать еще:  Китайский гусеничный трактор

Понятие и особенности

Тяговые классы сельскохозяйственных машин — это ключевая характеристика, которая говорит о том какую максимальную тяговую силу способна развить техника. Тяговая сила будет зависеть не только от заводских характеристик, но и от вида почвы при эксплуатации. На глинистой и заболоченной почве тяговые характеристики будут ниже, чем на сухой песчаной. Поэтому заводские характеристики для всех сельскохозяйственных тракторов рассматриваются при соблюдении одинаковых условий эксплуатации.

Классификация тракторов по тяговому признаку осуществляется при грунтовых условиях:

Характеристики почвыКолесность агромашины
4х24х4На гусеничном ходу
Допустимое буксованиеменее 16%менее 14%менее 3%
НасажденияСтерни после высадки колосковых
Допустимая влажность25-35%
Плотность почвыСредняя

Сила тяги сельскохозяйственной техники выражается цифрами в тонне силе усилия —тс. Одновременно тяговая сила может выражаться в килоньютонах — кН. Соотношение килоньютонов к тонне силе следующее: 1 тс=10 кН. Так, машина 6 тс — это 60 кН. Показатели у одной и той же машины на гусеницах и колесах при эксплуатации могут отличаться, так как проходимость у первой выше.

Основные характеристики сельскохозяйственной техники

Все сельскохозяйственные машины начиная от садового мотоблока, заканчивая крупным промышленными моделями сельскохозяйственных машин, разделяется на 17 групп по силе тяге. Но популярные модели агромашин, которые используются в частных хозяйствах, разделяются на 8 групп. Три первых группы относятся к мотоблокам и мини-технике. Недавно производители стали выпускать еще сельскохозяйственные машины с 7 силой тяги, ранее техника с этим показателем относилась к крупной промышленной. Но в связи с развитием частных ферм, трактор класс 7 стал востребован аграриями и его перенесли к общему назначению.

Основные показатели всех моделей и тяговый класс тракторов таблица ниже:

Сила тяги техникиМощность техники в л. с.Возможные тяговые усилия, кНСредний вес машины, кгПопулярные модели техники
На колесахНа гусеницах
0,1Мотоблок садовый
0,210–141,8–5,4Менее 5 30Производительные мотоблоки, мини-трактора.
0,4Jinma (120, 264E), отечественные на сегодня не производятся.
0,622–255,4–8,11 500Беларус 300, Т30 и Т25.
0,940–508,1–12,62 600Т40
1,455–7512,6-182 900ЮМЗ 6, Беларус 900, МТЗ 80/82.
275-9018–27Менее 5 000Беларус 1220Т 70, 54 (специальные)
39027–366 300Беларус 1500, Т150кТ 150, ДТ 75.
4130–16536–45Менее 7 900Беларус 2022Т 4А, ХТЗ-201.
5От 16545–547 900Белорусский 3023, К 700.Т 501.
6300–40054–63Менее 11 600Джон Дир 9430Т 130м
7300–40063–72Менее 11 600АТМ Террион 7360

В таблице представлены основные показатели, которые учитываются при выборе модели. Чем сложнее работы предстоят и больше земельные угодья, тем выше класс техники понадобится.

Виды агротехники

По своим техническим характеристикам, силе тяги и мощности вся сельскохозяйственная техника подразделяется на группы:

  • 0,2; 0,4 — мини-трактора. Небольшие маломощные, подходят для работы на частном подворье, используются с навесным и прицепным оборудованием. Применяются в агрокомплексах, для садовых и дорожных работ. Компактные и легкие, легко проходят по узким улицам городов.
  • 0,6; 0,9; 1,4; 2 — универсальные машины. Используются для сельскохозяйственных и дорожных работ. Применяются на пропашных, при посадке и уборке урожая, подготовке почвы. В этот вид может входить подгруппа универсально-пропашных машин. Используется для подготовке участков под посадку, для возделывания.
  • Трактора класс 3; 4; 5; 6; 7 — машины общего назначения. Подходит для осуществления любых энергоемких дорожных и агроработ. В агрохозяйстве используются в крупных агрокомплексах.
  • Отдельная группа с различным тяговыми возможностями — специализированные агромашины, используемые для конкретных культур, например: для уборки и посадки корнеплодов, подсолнечника и т. д.
  • Техника с самоходным шасси — узкая линейка, имеет низкую тяговую силу. Например, самый популярный самоходный трактор Т 16.

Самые востребованные виды с различным классом тяги рассмотрим подробнее.

Миниатюрные помощники аграриев

Техника 0,2 тс миниатюрна, но востребована в частных хозяйствах. Сюда относятся мощные мотоблоки и мини-трактора. Подходят для уборки узких улиц, в частном хозяйстве с ее помощью можно выполнять практически любые уличные работы. Средняя цена на рынке, в зависимости от производителя и мощности, от 85 00 р.

Среди популярных выделяются следующие: Белорусские 112; 08К; 132Н и МТЗ 082, Уральский Т0,2, КМЗ 012. Менее адаптированные, китайские агромашины тоже востребованы аграриями: Jinma 100 и 200х; Чери ФД 15; Дофган 244; Хинтай-220; Фотон ТЕ 244.

Дешево и сердито

Распространены среди частных фермерских хозяйств классы тракторов 0,6 и 0,9. Это более мощная агромашина, применяемая для разнообразного вида агроработ на участках от 50 соток. Две популярные модели 0,6 класса выпускаются на Владимирском ТЗ — Т 30 и 25А. Интересная техника с самоходным шасси Т 16. Из современных выделяются: Беларус 310,3 20, 321 и ВТЗ 2032. Мощные сельскохозяйственные машины с хорошей проходимостью и большим количеством навесного и прицепного оборудования.

Тяговый класс 0,9 представлен современными ЛТЗ 55 (производится с 90-х годов на Липецком тракторном заводе) и ВТЗ 45 от Владимирского ТЗ. Из проверенных годами, выделяются Т 40 и 40А. Средняя цена на рынке от 170 тыс. р.

Практичные и популярные

Среди самых практичных и популярных у аграриев выделяются агромашины класса 1,4 тс. Справляются с работами лучше мини-видов, так как мощность подходит для выполнения любых видов работ в полях и на дорогах. Популярны трактора этого класса в строительной сфере, так как цена значительно ниже мощных производственных моделей.

Среди ярких представителей 1,4 тс выделяются трактора МТЗ 80 и 82 (выпускает Минский тракторный завод), Беларус 900. МТЗ 80 выпускается с конца 80-х годов и зарекомендовал себя только с положительной стороны. Подходит для работы на любых видах почвы и используется при различных погодных условиях. Средняя цена от 360 тыс. р.

Мощные универсалы

Интересен для различного вида работ тяговый трактор класса 2 тс. До 80-х годов агромашины класса 2 выпускались только на гусеницах. Среди таких известны: Т 70 и 54В. Колесным класса 2 из ранних считается ЛТЗ 155. Используется для строительных, дорожных и агроработ. Высокопроизводительные с высокими техническими характеристиками. Среди последних выделяются: Беларус 1221 и улучшенный 1222, Джон Дир 6020, 6130D производства США . Цена начинается от 270 тыс. р. Импортные стоят от 450 тыс. р. Но не всегда импортные трактора адаптированы под наши погодные условия.

Техника для любых работ

Тракторы тягового класса 3 подходят для любых видов аграрных, строительных, коммунальных, дорожных и других видов работ. Это мощные модели, применяемые в сельском хозяйстве для больших угодий. Из современных моделей выделяется трактор Агромаш, модифицированная модель ДТ 75 на гусеничном ходу. Колесная техника представлена тракторами Т 150 К и 150 от Харьковского ТЗ. Средняя цена на класс 3 от 500 тыс. р. Могут позволить себе крупные фермерские хозяйства.

Трактора более высокого тягового класса востребованы меньше, так как цена на них высокая. Агрохозяйства предпочитают модели средней ценовой категории с высокими техническими характеристиками, как на видео:

Какого класса выбрать сельскохозяйственную технику, зависит от объемов работ, вида почвы и материальных возможностей агрария. Средняя категория классов 1,4; 2 и 3 представлены в широком ассортименте отечественными и зарубежными производителями. Но не рекомендуем экономить и приобретать технику на вторичном рынке, особенно старше 10 лет. Независимо от класса тяговой силы, трактор будет ломаться и работы затянутся. А найти запасные части на устаревшие трактора сложно. Помните, лучше переплатить, чем потерять больше во время сезонных работ.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию