Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Категории водительских прав тракториста

Права тракториста машиниста: категории, с чем можно управлять

Всё о современных правах на трактора и самоходные машины

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Об истории тракторных прав

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Начало

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

Права на трактор в брежневские времена

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста

Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

С подкатегориями:

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А-I: Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А-II: Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А-III: Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).
Читать еще:  Трактор дт 75 масса

  • А-IV: Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», «Уралец» и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор «Т-25 Владимирец». Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы «ЭО-2621» («Петушок»), «JCB 3СХ». Дизельные складские вилочные погрузчики.

  • D: Трактора «Кировец К-744», «МТЗ-3522», «КамАЗ ХТХ-215».
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «ВТ-150», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F: Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Условия выдачи тракторных прав

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Права на трактор 2020: категории и расшифровка

Государственное водительское удостоверение – обязательный документ для тех, кто хочет на законном основании управлять транспортом определённого вида. За выдачу таких бумаг отвечают отделения ГИБДД. Предварительно проходится обучение, сдаются экзамены. Расшифровка, которой отличаются права на трактор, заслуживает отдельного рассмотрения.

Отличия прав на трактор от прав на автомобиль

Первое отличие в том, что здесь выдача документов относится к обязанностям организации под названием ГОСТЕХНАДЗОР. Для обучения требуется посещать специализированные курсы, отличающиеся от обычных программ, предназначенных для легковых автомобилей.

Сами права можно получить только по месту регистрации гражданина, который планирует управлять техникой. Если документ утерян, то для восстановления придётся снова проходить теоретическую часть экзамена.

Права трактора машиниста продолжают действовать на протяжении десяти лет.

Что представляют собой тракторные права?

Основное назначение тракторных прав – это документ, который даёт право управлять самоходной техникой определённых видов. Права не нужны, если транспорт используют только на личной территории, без выезда на площади общего пользования. В остальных случаях наличие документа обязательно.

Управление техникой определённого вида – это главное отличие между тракторными и автомобильными правами. А правила выдачи являются еще одним важным отличием. В случае утери документов должно пройти некоторое время, прежде чем появится право на повторную сдачу экзамена и получение доступа к правам.

Категории и разряды

Конкретная категория определяется видом транспорта, управление которым интересует в настоящее время. Самих категорий действует несколько:

  1. Категория «А» – для мото- и авто- внедорожника, пересекающих загородную местность, находящихся за пределами обычных дорог.

Внутри категории присутствует разделение по разрядам. А1– в случае с транспортом со скоростью, рассчитанным на скорость до 50 километров в час. А2 – для владельцев внедорожников с общей массой до 3,5 тонн. Пассажирские машины в этом случае не учитываются. А3 – аналогичная группа прав. А4 разработана для внедорожников, у которых есть 8 и более пассажирских мест. Тогда внешний вид удостоверения тракториста не меняется, корректировки коснутся содержания.

  1. Категория «B» — для колёсных или гусеничных агрегатов, мощность двигателей у которых не превышает 2,7 киловатт.
  2. Категория «C» . В данном случае рассматривают мощность от 27,5 до110 киловатт. Группа Д – следующая ступень;
  3. Категория «D» – разновидность колёсных машин с мощностью от 110 киловатт и выше;
  4. Категория «Е» . Обозначение для гусеничного транспорта с двигателем мощностью примерно в 27,5 киловатт;
  5. Категория «F» . Категория для самоходных машин сельхозназначения согласно новому образцу.

Узнайте, где можно получить права на трактор:

Для каждой из приведенных категорий действуют свои особенности правил сдачи на права.

Обучение и экзамен

Начиная с 2015 года, власти запретили самостоятельно проходить обучение для тракторных прав. Теперь за проведение подобных процедур отвечает Гостехнадзор. При обучении опираются на специализированные программы, разработанные и утверждённые соответствующим органом власти.

Выдача обычных водительских прав доступна на территории любого российского региона. Документы трактористам выдают только по месту, где гражданин зарегистрирован. Можно всё оформить по месту регистрации учебного заведения, где проходят курсы. Фото удостоверения там не понадобится.

Экзамен проходит в ближайшем отделении Гостехнадзора, как и все этапы, предшествующие этому.

Стандартный порядок прохождения испытания имеет несколько основных пунктов.

  • Сначала идёт теория безопасного управления самоходными машинами. Исключением не стала и категория Ц.
  • Потом переходят к темам по конкретному транспорту, дополнительному оборудованию для него.
  • Изучение теории ПДД.
  • Последний этап – это экзамен с практической частью. Он охватывает большинство аспектов, изложенных в теории. Только после него можно ездить.

Интересно! При сдаче теории учащимся выдают билеты с вопросами. А у практической части при этом два маршрута: задание на специальной площадке, открытой или закрытой и открытая местность, когда следуют по специальному маршруту.

Если теория провалена, то граждан не допускают к следующей части с практикой, вне зависимости от категории прав на трактор. Повторная сдача теории организуется спустя неделю.

Документы

Решение о допуске к экзаменам по итогам учёбы на 2020 год принимают после предъявления следующего пакета документов:

  • бумаги, доказывающие завершение обучающей программы по профильным категориям;
  • удостоверение, где описаны открытые для гражданина категории;
  • медицинская справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний;
  • гражданский паспорт РФ.

Одновременно с подачей бумаг необходимо заполнить специальный бланк-карточку. В ней прописывают несколько разновидностей данных:

  1. реквизиты автошколы;
  2. личные данные самого водителя;
  3. желаемая категория для самоходных машин, и так далее.

Карточку выдают непосредственно перед тем, как пройти экзамен. Под правило попадает и тракторист 3 класса.

Какая нужна медицинская справка?

Медсправка требуется при наличии следующих обстоятельств:

  • при изъявлении желаний водителем, раньше срока;
  • когда есть особая отметка, говорящая об обязательности справок;
  • возврат документа после лишения прав;
  • замена прав в случае, если у старых закончился срок действия;
  • новая категория требует открытия;
  • первое получение прав тем, кому нужна внедорожная техника.

Обязательное требование – посещение диспансера, психоневрологического и наркологического. Можно обратиться в любое отделение по месту регистрации временного, постоянного характера. Перечень конкретных обследований зависит от того, какие категории открываются, сколько их нужно гражданину. Иначе потом придётся тратить время на повторное обращение.

Стоимость

Соискателю придётся собственноручно оплачивать курс обучения из теоретической и практической части. Конкретных рамок в этом плане не вводят. У каждого учебного заведения свои показатели. В Москве за теоретический курс платят до 7-11 тысяч рублей. Практика обходится в 700-2000 рублей. Обучают в большинстве случаев по одним и тем же программам.

На заметку! Сколько стоит замена прав зависит от конкретного обучающего учреждения, но всегда обязательной будет госпошлина в 400 рублей.

Рекомендуется заранее посещать официальные сайты учебных заведений, чтобы получить подробную информацию относительно цены на услуги и факторов, из которых она складывается. Там же приводят описание применяемого оборудования.

Как проверить подлинность?

Лучше всего обратиться к сотрудникам Гостехнадзора. Обычно используют номерное обозначение документов, чтобы проверить, сохраняют ли они силу. Форма бланков удостоверений для трактористов единая на всей территории РФ, утверждается контролирующим органом. Выглядят права согласно новому образцу, как бланки карточек с двухсторонним заполнением. Одна из них содержит:

  1. сведения о владельце;
  2. фото;
  3. подпись личного характера.
Читать еще:  Схема подключения гидравлики на минитрактор

Другая сторона описывает саму технику, к управлению которой допустили гражданина. «Особые отметки» — раздел, посвящённый различным ограничениям и дополнениям, если в них есть смысл.

Требования от Гостехнадзора

Подготовка бланка о состоянии здоровья – одно из главных требований, которое надо выполнить перед прохождением окончательных испытаний, получением прав. Обязательно наличие справки, доказывающей окончание курсов.

Не обойтись без специальной отметки о присвоенной категории, которую удалось открыть – C, D, F. После передачи всех справок вместе с гражданским паспортом заявителю выдают специальный бланк. В нём гражданин указывает всю имеющуюся информацию.

К будущим владельцам тракторных прав сам Гостехнадзор предъявляет такие требования:

  • подготовка пакета документации в полном объёме;
  • отсутствие отклонений в состоянии здоровья;
  • подтверждение успешной сдачи экзамена;
  • прохождение внутренних испытаний в учебном заведении;
  • прохождение обучающих курсов;
  • дееспособность, которую требует и спецтехника нового образца.

Важно! Помимо теоретических и практических знаний, водителю необходимо опрятно выглядеть, быть готовыми к любым дополнительным вопросам. Ведь трактор в любом случае относится к сложной технике.

Со скольки лет?

У каждой из существующих категорий свои определённые возрастные рамки, при достижении которых разрешается получить тракторные права.

  • А разряда 4 – с 22 лет;
  • А разряда 2 и 3 – с 19 лет;
  • D – начиная с 18 лет;
  • B, C, E, F – с 17 лет;
  • A 1 подкатегории – с 16 лет.

Получить права на транспортное средство других групп сложнее.

Где получить?

Сейчас для решения вопроса существует только один вариант – Гостехнадзор. Обращаться надо в отделение, контролирующее адрес постоянной, либо временной подписки гражданина. Тогда получение документа не составит труда.

На сайте организации тоже представлена информация по работающим отделениям. Для каждого из городов существует несколько офисов, к представителям которых обращаются при решении вопроса. С собой надо иметь паспорт и документы, подтверждающие окончание учебных программ. Решение принимают быстро, одна процедура проходится максимум за час.

Как быть в случае с заменой удостоверений?

Водители вправе сами выбирать подходящий момент, когда они меняют документы старых образцов на новые варианты. В этом плане законодательство почти не предусмотрело ограничений.

Согласно существующим нормам, необходимость менять права возникает при следующих обстоятельствах:

  • изменилось состояние здоровья у водителя, что подтверждено медицинской справкой;
  • документ испортился;
  • корректировка водительских, транспортных категорий;
  • срок действия старой справки закончился;
  • удостоверение украли;
  • утеря прав.

За эту процедуру отвечает тоже подразделение Гостехнадзора. Если срок действия закончился, то на протяжении следующих шести месяцев с получением нового аналога можно не торопиться. Главное иметь при себе документы, подтверждающие получение соответствующей квалификации после прохождения обучения. Иначе работать нельзя.

Лишение водительских прав

Права на управление любой техникой лишают при совершении правонарушений административного характера. Это касается не только самоходных установок. Для возврата прав потребуется повторно пройти теоретическую часть экзамена.

Для этого снова обращаются в Гостехнадзор. Приносят с собой все бумаги.

На заметку! При подготовке пакета документа, нужно внимательно проследить сроки действия бумаг, иначе потом придётся потратить больше времени на повторное оформление.

При этом процедура проводится также как и в первый раз. Если всё в порядке – то от практической части гражданина освобождают. Потом он может управлять транспортом как обычно, возврат к работе не составит труда.

Обзор удостоверения прав тракториста-машиниста:

Заключение

В активно развивающихся городах машинисты-трактористы стали одной из самых востребованных категорий рабочих. Это особенно актуально на территориях с регулярным строительством, проведением сельскохозяйственных работ. Управление техникой соответствующего класса невозможно без наличия подтверждающих документов. Получить их не так сложно, как кажется. Главное – сдать экзамены в теории и практике., после чего комиссия принимает окончательное решение.

Категории прав тракториста с расшифровками

Самоходные транспортные средства требуют от водителя особых навыков и знаний. Процедура получения удостоверения, дающего разрешение на управление такими ТС, существенно отличается от оформления автомобильных водительских прав. Журнал «Автоконсультация» разобрался, какая категория прав нужна на трактор, а также как и где выдается заветная корочка.

Категории и подкатегории прав тракториста-машиниста: расшифровка

Модернизация самоходных машин (СМ) повысила их функциональность и производительность. Сегодня это сложные механизмы, для эффективного управления которыми требуются багаж знаний и отточенные навыки, только при наличии которых водитель допускается за руль. Его квалификация подтверждается наличием прав на трактор соответствующей категории или подкатегории, для обозначения которых приняты латинские буквы и цифры. Необходимая категория прав определяется характеристиками управляемой СМ:

  • Категория А. Сюда относятся ТС, конструктивные особенности которых не позволяют развивать скорость свыше 50 км/ч или предназначенные для передвижения вне автодорог общего назначения.
    • Подкатегория А1. Самоходный мототранспорт с максимальной скоростью, не превышающей 50 км/ч или не предназначенные для движения по автодорогам общего пользования. Типичными представителями таких ТС являются мотосани, болотоходы и другие мотовездеходы.
    • Подкатегория А2. Внедорожные автотранспортные СМ, с количеством посадочных мест до 8 включая водительское, максимальная разрешенная масса которых составляет менее 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены вездеходы.
    • Подкатегория А3. Внедорожные автотранспортные СМ, максимальная разрешенная масса которых превышает 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены карьерные самосвалы и вездеходы спец. назначения.
    • Подкатегория А4. Внедорожные автотранспортные СМ с количеством посадочных мест больше 8, включая водительское. Перронные и вахтовые автобусы являются типичными представителями этой подкатегории.
  • Категория В. СМ, оснащенные двигателем мощностью меньше 27,5 кВт на колесном или гусеничном ходу. Права на трактор категории В дают открывают водителю допуск к работе с коммунально-уборочной техникой и миниэкскаваторами.
  • Категория С. СМ только на колесном ходу, оснащенные моторами с диапазоном мощности 27,5-110,3 кВт. После получения корочки, тракторист-машинист с правами категории С получает возможность работать на тракторах, экскаваторных погрузчиках.
  • Категория D. СМ только на колесном ходу, оснащенные двигателями мощностью, превышающей показатель 110,3 кВт. Сюда отнесены пневмоколесные краны и тракторы указанных характеристик.
  • Категория E. СМ только на гусеничном ходу, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 27,5 кВт.
  • Категория F. Сюда отнесена самоходная сельхозтехника (комбайны, зернопогрузчики и пр.)

В этой графе указываются ограничения и информация, касающиеся управления СМ. Здесь может быть обозначена необходимость использовать средства для коррекции зрения, стаж, группа крови и пр.

Разряды трактористов-машинистов: что важно уметь

Аттестация трактористов-машинистов проводится с учетом того, к какой категории относится трактор, управление которым предстоит. Кроме того, в ходе экзаменов инспектор присваивает разряд, соответствующий навыкам экзаменуемого:

  • 2-й разряд. Дает право на самостоятельный ремонт погрузочных и самозахватывающих механизмов, но управление СМ допускается только под контролем опытного тракториста.
  • 3-й разряд. Дает право на самостоятельное управление грузозахватывающими механизмами, осуществление погрузочных работ, сервис тракторных механизмов.
  • 4-й разряд. Машинисты с этим разрядом имеют право на самостоятельное проведение работ по подъему, перемещению и складированию грузов, при условии, что СМ оснащена двигателем мощностью меньше 100 л. с.
  • 5-й разряд. Открывает доступ к управлению самоходным транспортом, мощность двигателя которого превышает 100 л. с. Также его необходимо получать операторам экскаваторов, скреперов и бульдозеров меньшей мощности.
  • 6-й разряд. Обязателен для управления тракторами-экскаваторами, бульдозерами а также другими СМ с мощностью, превышающей 200 л. с.

Для присвоения высокого разряда следует отлично подготовиться к сдаче экзаменационной программы, состоящей из практической и теоретической части.

Условия выдачи водительских прав на трактора по категориям

Этот документ выдается не в Госавтоинспекции, как стандартное водительское удостоверение, а в Гостехнадзоре. Разрешается подавать документы в подразделения по месту регистрации экзаменуемого. Для проведения аттестации на тракториста-машиниста, вне зависимости от выбранной категории прав, необходимо предоставить в региональное подразделение:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт или дублирующее его удостоверение личности;
  • действительное заключение медицинской комиссии с допуском к получению требуемой категории прав на трактор;
  • сертификат об окончании обучения в аккредитованном учебном центре или выданные ранее права с истекшим сроком действия;
  • водительское удостоверение (при наличии);
  • 2 фото на матовой фотобумаге формата 3Х4, если в подразделении Гостехнадзора не предусмотрено фотографирование;
  • Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины.

Кроме общих положений, существуют отдельные нормы допуска к каждой категории прав тракториста-машиниста:

  • Подкатегория А1 доступна только водителям, достигшим 16 лет.
  • Подкатегория А2 требует 1 года стажа автомобильной категории В и возраста не младше 19 лет.
  • Подкатегория А3 выдается после 1 года стажа автомобильных прав категории С и возраста старше 19 лет.
  • Подкатегория А4 доступна лицам старше 22 лет, имеющим 1 год стажа вождения ТС автомобильной категории D.
  • Категории В, С, Е, F доступны лицам старше 17 лет, даже не имеющим стажа автовождения.
  • Категория D выдается лицам старше 18 лет, без опыта автовождения.

Претенденты на права подкатегории А1 и категории В не обязаны проходить специализированное обучение. Разрешена самостоятельная подготовка с последующей сдачей экзаменов на общих основаниях.

Порядок аттестации: как успешно сдать экзамены

После подачи пакета документов в региональное подразделение Госинспекции по надзору за техсостоянием СМ, назначается дата проведения экзамена, состоящего из трех последовательных этапов.

Этапы экзаменационного процесса

В зависимости от требуемой категории, претенденту предстоит пройти следующие этапы:

  • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ для аттестующихся на все категории, за исключением F.
  • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ, сельхозтехники и оборудования для претендентов на категорию F.
  • Теоретическая часть по знанию ПДД.
  • Практическая часть с контролем навыков управления, соблюдения ПДД, а также правил и норм безопасности в ходе эксплуатации самоходной техники.

Теоретический этап

Кандидатам предстоит доказать свои знания в следующих сферах:

  • Правила управления и агрегатирования тракторов или другой техники, в зависимости от того, какая категория прав будет открыта.
  • Законодательные нормы, регламентирующие безопасность жизни, здоровья и окружающей среды в ходе эксплуатации СМ, а также предусмотренная законодательством ответственность в случае их несоблюдения.
  • Факторов аварийности и травматизма в работе тракториста-машиниста.
  • Методики оказания первичной медицинской помощи (остановка кровотечений, иммобилизация, противошоковые мероприятия).
  • ПДД, а также законодательная ответственность в случае их несоблюдения.

В случае неудовлетворительных результатов проверки теоретических знаний, экзамен можно сдать повторно. На качественную подготовку отводится неделя, и до ее истечения вторая попытка не разрешается. На подтверждение своих знаний дается 3 попытки, после чего придется повторно проходить обучение. Экзаменуемые не имеют права перейти к практической части до получения отметки о сдаче теории. Положительный результат теоретического экзамена остается действительным на протяжении ближайших 3 месяцев.

Практический этап

Практическая часть состоит из двух последовательных этапов. Для начала экзаменуемый демонстрирует знания и навыки на закрытой площадки, а затем – на специально спланированном маршруте, имитирующем реальные эксплуатационные условия.

В пределах трактородрома проверяются следующие навыки:

  • умение трогаться с места на рельефе с уклоном;
  • маневр разворота на ограниченной площадке;
  • маневр парковки задним ходом в ангар;
  • для экзаменуемых на категории B, C, D и Е – парковка задним ходом в ангар СМ с прицепом;
  • агрегатирование СМ с прицепом;
  • экзаменуемым на категории B, C, D и Е – СМ с навесной машиной;
  • торможение в различных скоростных режимах.

На проходящем по реальному маршруту этапе проверяется соблюдение ПДД, применение знаний по безопасной эксплуатации самоходных ТС, способность к грамотной оценке дорожной ситуации, правильность и скорость реакции на нее.

Видео-практикум: как сдать экзамен успешно

В видео-уроке советы дает человек, на своем опыте проверивший, каким навыками должен обладать претендент на получение подкатегории А1:

Став обладателем прав тракториста-машиниста помните, что в случае их лишения вернуть документ можно будет только повторно сдав теоретическую часть экзамена. Если же поводом для лишения стало управление самоходной машиной в состоянии алкогольного опьянения, придется вновь проходить медкомиссию.

Особенности водительских прав на трактор

В тракторных правах множество категорий, но ни одна из них не позволяет управлять сразу всеми видами самоходной техники. Выдачей удостоверений занимает Гостехнадзор, который также регистрирует ТС специального назначения. Тракторные права категории нужно знать тем, кто собирается строить карьеру в строительное или ремонтной сфере, ведь именно там используются катки, экскаваторы, погрузчики. Получить документ невозможно без пакета бумаг: медсправки, квитанции, сертификата из школы о завершении курсов.

Категории водительских прав на трактор и спецтехнику

Предыдущий образец прав машиниста имел лишь несколько категорий. Сейчас появились все возможные — это A, B, C, D, E и F, а также 4 подкатегории. Открыв одну из них, можно управлять определенными видами техники с разной мощностью мотора. Категория А дает право водить мотовездеходы и автовездеходы, но ездить на них по автомагистралям нельзя. Тракторная категория А, подкатегории и их расшифровка видов тракторов:

  • А1 — это внедорожные мототранспортные средства, например, снегоход, квадроцикл, снегоболотоход;
  • А2 — внедорожные автотранспортные средства, обладающие массой не более 3500 кг и количеством сидячих мест до 9 (вездеходы);
  • А3 — внедорожники с массой от 3500 кг специального назначения (самосвалы для карьеров);
  • А4 — внедорожный автотранспорт, используемый для перевозки пассажиров, сидячих мест от 9, к примеру, вахтовые автобусы.

Надо отметить, что одно открытая подкатегория не позволяет управлять машинами, которые относятся к другой. У остальных категорий нет подвидов. Если машинист будет работать на коммунально-уборочной технике или мини-экскаваторе, то ему необходимо открывать В. К следующей (С) относят колесные самоходные машины, обладающие двигателем с мощностью от 27,5 до 110,3 киловатт. Чем можно управлять с правами тракториста машиниста категории С? Водители могут работать на обычных тракторах или погрузчиках.

Категория D — более мощные виды спецтехники, с двигателем от 110,3 киловатт: сильные тракторы, краны пневмоколесные. К категории Е относят самоходную технику на гусеничном ходу (двигатель от 27,5 киловатт): бульдозер или экскаватор. F — сельскохозяйственные ТС: комбайны, зерноуборочные машины.

Квалификационные разряды

В правах есть графа «Особые отметки» где указывается разряд машиниста. Расположена сразу под обозначением категорий в удостоверение тракториста машиниста нового образца. Разряд отражает квалификацию специалиста и наличие у него дополнительных навыков. Как расшифровать разряды:

  • 2 разряд — допустимо управлять тракторами, на которых установлен двигатель мощностью не более 35 л.с.;
  • 3 разряд — это спецмашины с мощностью двигателя от 30 до 60 л.с.;
  • 4 разряд — самоходные машины с двигателем мощностью не более 100 л.с.;
  • 5 разряд — тракторы, обладающие мощностью двигателя от 100 до 200 л.с.;
  • 6 разряд — позволяет работать на транспортных средствах с двигателем мощностью до 380 л.с.;
  • 7 разряд — это тракторы, имеющие двигатель мощностью не более 500 л.с.;
  • 8 разряд — спецмашины с двигателем мощностью свыше 500 л.с.

Удостоверение нового образца

Удостоверение на трактор представляет собой ламинированный документ, содержащий информацию о водителе. На главной стороне указаны персональные данные (ФИО, дата рождения, где человек проживает), кем выдан и до какого времени действует документ. Обязательно присутствует код удостоверение и фотография машиниста. Обратная сторона отведена для категорий и отметок. Заверен документ подписью инспектора Гостехнадзора и печатью.

Как проверить на подлинность

Проверить права тракториста на подлинность с недавних пор можно онлайн. Достаточно на сайте отправить запрос, введя данные документа (код удостоверения, когда выдано и ФИО владельца). Если он получен законным путем, то высветится в базе. Однако услуга работает не во всех регионах, поэтому лучше проверять подлинность в Гостехнадзоре.

Некоторые признаки помогут выявить подделку сразу. Фальшивка может отличаться по цвету (иметь яркий синий или бордовый оттенок), шрифту, видом печати. Если данные напечатаны неровно, смазаны или вовсе написаны от руки, фото наклеено неровно, текст плохо читается, скорее всего, это поддельные права.

Как получить права на трактор

Выдаче удостоверений занимается Гостехнадзор, куда и нужно обратиться, предоставив необходимые документы. Самостоятельная подготовка недопустима, поэтому инспекция требует сертификат, подтверждающий окончание курсов. Есть возрастные ограничение:

  • А1 открыта с 16 лет;
  • А2 и А3 — с 19 лет;
  • А4 — после 22 лет;
  • В, С, E и F — в 17 лет;
  • D – после совершеннолетия.

Получить категорию А удастся только тем, у кого уже есть водительское удостоверение с любой открытой категорией. Еще одно условие — водитель не должен попадать в аварии минимум на протяжении одного года.

Список документов

Для выдачи прав Гостехнадзор требует пакет документов. Подготовить нужно не только сертификат о завершении учебы, но и следующие бумаги:

паспорт гражданина РФ и его копия;

заявление (заполняется в органе или онлайн);

индивидуальная карточка водителя, в которой отмечено успешное прохождение экзаменационных испытаний (выдается вместе с дипломом);

2 фото размером 3 на 4 см, можно цветные или черно-белые;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
ВКонтакте: