Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Категория прав тракториста

Права тракториста машиниста: категории, с чем можно управлять

Всё о современных правах на трактора и самоходные машины

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Об истории тракторных прав

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Начало

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

Права на трактор в брежневские времена

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста

Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

С подкатегориями:

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

Читать еще:  Трактор хтз 17221 технические характеристики

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А-I: Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А-II: Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А-III: Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

  • А-IV: Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», «Уралец» и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор «Т-25 Владимирец». Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы «ЭО-2621» («Петушок»), «JCB 3СХ». Дизельные складские вилочные погрузчики.

  • D: Трактора «Кировец К-744», «МТЗ-3522», «КамАЗ ХТХ-215».
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «ВТ-150», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F: Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Условия выдачи тракторных прав

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Особенности водительских прав на трактор

В тракторных правах множество категорий, но ни одна из них не позволяет управлять сразу всеми видами самоходной техники. Выдачей удостоверений занимает Гостехнадзор, который также регистрирует ТС специального назначения. Тракторные права категории нужно знать тем, кто собирается строить карьеру в строительное или ремонтной сфере, ведь именно там используются катки, экскаваторы, погрузчики. Получить документ невозможно без пакета бумаг: медсправки, квитанции, сертификата из школы о завершении курсов.

Категории водительских прав на трактор и спецтехнику

Предыдущий образец прав машиниста имел лишь несколько категорий. Сейчас появились все возможные — это A, B, C, D, E и F, а также 4 подкатегории. Открыв одну из них, можно управлять определенными видами техники с разной мощностью мотора. Категория А дает право водить мотовездеходы и автовездеходы, но ездить на них по автомагистралям нельзя. Тракторная категория А, подкатегории и их расшифровка видов тракторов:

  • А1 — это внедорожные мототранспортные средства, например, снегоход, квадроцикл, снегоболотоход;
  • А2 — внедорожные автотранспортные средства, обладающие массой не более 3500 кг и количеством сидячих мест до 9 (вездеходы);
  • А3 — внедорожники с массой от 3500 кг специального назначения (самосвалы для карьеров);
  • А4 — внедорожный автотранспорт, используемый для перевозки пассажиров, сидячих мест от 9, к примеру, вахтовые автобусы.

Надо отметить, что одно открытая подкатегория не позволяет управлять машинами, которые относятся к другой. У остальных категорий нет подвидов. Если машинист будет работать на коммунально-уборочной технике или мини-экскаваторе, то ему необходимо открывать В. К следующей (С) относят колесные самоходные машины, обладающие двигателем с мощностью от 27,5 до 110,3 киловатт. Чем можно управлять с правами тракториста машиниста категории С? Водители могут работать на обычных тракторах или погрузчиках.

Категория D — более мощные виды спецтехники, с двигателем от 110,3 киловатт: сильные тракторы, краны пневмоколесные. К категории Е относят самоходную технику на гусеничном ходу (двигатель от 27,5 киловатт): бульдозер или экскаватор. F — сельскохозяйственные ТС: комбайны, зерноуборочные машины.

Квалификационные разряды

В правах есть графа «Особые отметки» где указывается разряд машиниста. Расположена сразу под обозначением категорий в удостоверение тракториста машиниста нового образца. Разряд отражает квалификацию специалиста и наличие у него дополнительных навыков. Как расшифровать разряды:

  • 2 разряд — допустимо управлять тракторами, на которых установлен двигатель мощностью не более 35 л.с.;
  • 3 разряд — это спецмашины с мощностью двигателя от 30 до 60 л.с.;
  • 4 разряд — самоходные машины с двигателем мощностью не более 100 л.с.;
  • 5 разряд — тракторы, обладающие мощностью двигателя от 100 до 200 л.с.;
  • 6 разряд — позволяет работать на транспортных средствах с двигателем мощностью до 380 л.с.;
  • 7 разряд — это тракторы, имеющие двигатель мощностью не более 500 л.с.;
  • 8 разряд — спецмашины с двигателем мощностью свыше 500 л.с.

Удостоверение нового образца

Удостоверение на трактор представляет собой ламинированный документ, содержащий информацию о водителе. На главной стороне указаны персональные данные (ФИО, дата рождения, где человек проживает), кем выдан и до какого времени действует документ. Обязательно присутствует код удостоверение и фотография машиниста. Обратная сторона отведена для категорий и отметок. Заверен документ подписью инспектора Гостехнадзора и печатью.

Как проверить на подлинность

Проверить права тракториста на подлинность с недавних пор можно онлайн. Достаточно на сайте отправить запрос, введя данные документа (код удостоверения, когда выдано и ФИО владельца). Если он получен законным путем, то высветится в базе. Однако услуга работает не во всех регионах, поэтому лучше проверять подлинность в Гостехнадзоре.

Некоторые признаки помогут выявить подделку сразу. Фальшивка может отличаться по цвету (иметь яркий синий или бордовый оттенок), шрифту, видом печати. Если данные напечатаны неровно, смазаны или вовсе написаны от руки, фото наклеено неровно, текст плохо читается, скорее всего, это поддельные права.

Как получить права на трактор

Выдаче удостоверений занимается Гостехнадзор, куда и нужно обратиться, предоставив необходимые документы. Самостоятельная подготовка недопустима, поэтому инспекция требует сертификат, подтверждающий окончание курсов. Есть возрастные ограничение:

  • А1 открыта с 16 лет;
  • А2 и А3 — с 19 лет;
  • А4 — после 22 лет;
  • В, С, E и F — в 17 лет;
  • D – после совершеннолетия.

Получить категорию А удастся только тем, у кого уже есть водительское удостоверение с любой открытой категорией. Еще одно условие — водитель не должен попадать в аварии минимум на протяжении одного года.

Список документов

Для выдачи прав Гостехнадзор требует пакет документов. Подготовить нужно не только сертификат о завершении учебы, но и следующие бумаги:

паспорт гражданина РФ и его копия;

заявление (заполняется в органе или онлайн);

индивидуальная карточка водителя, в которой отмечено успешное прохождение экзаменационных испытаний (выдается вместе с дипломом);

2 фото размером 3 на 4 см, можно цветные или черно-белые;

Категории прав тракториста с расшифровками

Самоходные транспортные средства требуют от водителя особых навыков и знаний. Процедура получения удостоверения, дающего разрешение на управление такими ТС, существенно отличается от оформления автомобильных водительских прав. Журнал «Автоконсультация» разобрался, какая категория прав нужна на трактор, а также как и где выдается заветная корочка.

Категории и подкатегории прав тракториста-машиниста: расшифровка

Модернизация самоходных машин (СМ) повысила их функциональность и производительность. Сегодня это сложные механизмы, для эффективного управления которыми требуются багаж знаний и отточенные навыки, только при наличии которых водитель допускается за руль. Его квалификация подтверждается наличием прав на трактор соответствующей категории или подкатегории, для обозначения которых приняты латинские буквы и цифры. Необходимая категория прав определяется характеристиками управляемой СМ:

  • Категория А. Сюда относятся ТС, конструктивные особенности которых не позволяют развивать скорость свыше 50 км/ч или предназначенные для передвижения вне автодорог общего назначения.
    • Подкатегория А1. Самоходный мототранспорт с максимальной скоростью, не превышающей 50 км/ч или не предназначенные для движения по автодорогам общего пользования. Типичными представителями таких ТС являются мотосани, болотоходы и другие мотовездеходы.
    • Подкатегория А2. Внедорожные автотранспортные СМ, с количеством посадочных мест до 8 включая водительское, максимальная разрешенная масса которых составляет менее 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены вездеходы.
    • Подкатегория А3. Внедорожные автотранспортные СМ, максимальная разрешенная масса которых превышает 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены карьерные самосвалы и вездеходы спец. назначения.
    • Подкатегория А4. Внедорожные автотранспортные СМ с количеством посадочных мест больше 8, включая водительское. Перронные и вахтовые автобусы являются типичными представителями этой подкатегории.
  • Категория В. СМ, оснащенные двигателем мощностью меньше 27,5 кВт на колесном или гусеничном ходу. Права на трактор категории В дают открывают водителю допуск к работе с коммунально-уборочной техникой и миниэкскаваторами.
  • Категория С. СМ только на колесном ходу, оснащенные моторами с диапазоном мощности 27,5-110,3 кВт. После получения корочки, тракторист-машинист с правами категории С получает возможность работать на тракторах, экскаваторных погрузчиках.
  • Категория D. СМ только на колесном ходу, оснащенные двигателями мощностью, превышающей показатель 110,3 кВт. Сюда отнесены пневмоколесные краны и тракторы указанных характеристик.
  • Категория E. СМ только на гусеничном ходу, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 27,5 кВт.
  • Категория F. Сюда отнесена самоходная сельхозтехника (комбайны, зернопогрузчики и пр.)

В этой графе указываются ограничения и информация, касающиеся управления СМ. Здесь может быть обозначена необходимость использовать средства для коррекции зрения, стаж, группа крови и пр.

Разряды трактористов-машинистов: что важно уметь

Аттестация трактористов-машинистов проводится с учетом того, к какой категории относится трактор, управление которым предстоит. Кроме того, в ходе экзаменов инспектор присваивает разряд, соответствующий навыкам экзаменуемого:

  • 2-й разряд. Дает право на самостоятельный ремонт погрузочных и самозахватывающих механизмов, но управление СМ допускается только под контролем опытного тракториста.
  • 3-й разряд. Дает право на самостоятельное управление грузозахватывающими механизмами, осуществление погрузочных работ, сервис тракторных механизмов.
  • 4-й разряд. Машинисты с этим разрядом имеют право на самостоятельное проведение работ по подъему, перемещению и складированию грузов, при условии, что СМ оснащена двигателем мощностью меньше 100 л. с.
  • 5-й разряд. Открывает доступ к управлению самоходным транспортом, мощность двигателя которого превышает 100 л. с. Также его необходимо получать операторам экскаваторов, скреперов и бульдозеров меньшей мощности.
  • 6-й разряд. Обязателен для управления тракторами-экскаваторами, бульдозерами а также другими СМ с мощностью, превышающей 200 л. с.

Для присвоения высокого разряда следует отлично подготовиться к сдаче экзаменационной программы, состоящей из практической и теоретической части.

Условия выдачи водительских прав на трактора по категориям

Этот документ выдается не в Госавтоинспекции, как стандартное водительское удостоверение, а в Гостехнадзоре. Разрешается подавать документы в подразделения по месту регистрации экзаменуемого. Для проведения аттестации на тракториста-машиниста, вне зависимости от выбранной категории прав, необходимо предоставить в региональное подразделение:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт или дублирующее его удостоверение личности;
  • действительное заключение медицинской комиссии с допуском к получению требуемой категории прав на трактор;
  • сертификат об окончании обучения в аккредитованном учебном центре или выданные ранее права с истекшим сроком действия;
  • водительское удостоверение (при наличии);
  • 2 фото на матовой фотобумаге формата 3Х4, если в подразделении Гостехнадзора не предусмотрено фотографирование;
  • Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины.

Кроме общих положений, существуют отдельные нормы допуска к каждой категории прав тракториста-машиниста:

  • Подкатегория А1 доступна только водителям, достигшим 16 лет.
  • Подкатегория А2 требует 1 года стажа автомобильной категории В и возраста не младше 19 лет.
  • Подкатегория А3 выдается после 1 года стажа автомобильных прав категории С и возраста старше 19 лет.
  • Подкатегория А4 доступна лицам старше 22 лет, имеющим 1 год стажа вождения ТС автомобильной категории D.
  • Категории В, С, Е, F доступны лицам старше 17 лет, даже не имеющим стажа автовождения.
  • Категория D выдается лицам старше 18 лет, без опыта автовождения.

Претенденты на права подкатегории А1 и категории В не обязаны проходить специализированное обучение. Разрешена самостоятельная подготовка с последующей сдачей экзаменов на общих основаниях.

Порядок аттестации: как успешно сдать экзамены

После подачи пакета документов в региональное подразделение Госинспекции по надзору за техсостоянием СМ, назначается дата проведения экзамена, состоящего из трех последовательных этапов.

Этапы экзаменационного процесса

В зависимости от требуемой категории, претенденту предстоит пройти следующие этапы:

  • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ для аттестующихся на все категории, за исключением F.
  • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ, сельхозтехники и оборудования для претендентов на категорию F.
  • Теоретическая часть по знанию ПДД.
  • Практическая часть с контролем навыков управления, соблюдения ПДД, а также правил и норм безопасности в ходе эксплуатации самоходной техники.

Теоретический этап

Кандидатам предстоит доказать свои знания в следующих сферах:

  • Правила управления и агрегатирования тракторов или другой техники, в зависимости от того, какая категория прав будет открыта.
  • Законодательные нормы, регламентирующие безопасность жизни, здоровья и окружающей среды в ходе эксплуатации СМ, а также предусмотренная законодательством ответственность в случае их несоблюдения.
  • Факторов аварийности и травматизма в работе тракториста-машиниста.
  • Методики оказания первичной медицинской помощи (остановка кровотечений, иммобилизация, противошоковые мероприятия).
  • ПДД, а также законодательная ответственность в случае их несоблюдения.

В случае неудовлетворительных результатов проверки теоретических знаний, экзамен можно сдать повторно. На качественную подготовку отводится неделя, и до ее истечения вторая попытка не разрешается. На подтверждение своих знаний дается 3 попытки, после чего придется повторно проходить обучение. Экзаменуемые не имеют права перейти к практической части до получения отметки о сдаче теории. Положительный результат теоретического экзамена остается действительным на протяжении ближайших 3 месяцев.

Практический этап

Практическая часть состоит из двух последовательных этапов. Для начала экзаменуемый демонстрирует знания и навыки на закрытой площадки, а затем – на специально спланированном маршруте, имитирующем реальные эксплуатационные условия.

В пределах трактородрома проверяются следующие навыки:

  • умение трогаться с места на рельефе с уклоном;
  • маневр разворота на ограниченной площадке;
  • маневр парковки задним ходом в ангар;
  • для экзаменуемых на категории B, C, D и Е – парковка задним ходом в ангар СМ с прицепом;
  • агрегатирование СМ с прицепом;
  • экзаменуемым на категории B, C, D и Е – СМ с навесной машиной;
  • торможение в различных скоростных режимах.

На проходящем по реальному маршруту этапе проверяется соблюдение ПДД, применение знаний по безопасной эксплуатации самоходных ТС, способность к грамотной оценке дорожной ситуации, правильность и скорость реакции на нее.

Видео-практикум: как сдать экзамен успешно

В видео-уроке советы дает человек, на своем опыте проверивший, каким навыками должен обладать претендент на получение подкатегории А1:

Став обладателем прав тракториста-машиниста помните, что в случае их лишения вернуть документ можно будет только повторно сдав теоретическую часть экзамена. Если же поводом для лишения стало управление самоходной машиной в состоянии алкогольного опьянения, придется вновь проходить медкомиссию.

Как получить права тракториста-машиниста

В сельском хозяйстве широко используется спецтехника, с помощью которой осуществляется вспашка земли, сбор урожая, орошение и прочие действия. Их управление допустимо людьми, прошедшими специальную подготовку и получившими водительское удостоверение с определенной категорией. Это необходимо для обеспечения безопасности движения на дорогах, по которым техника перемещается от поля к полю или для хранения.

Зачем требуются тракторные права

Езда на тракторе или самоходной спецтехнике без удостоверения водителя является грубым нарушением установленных правил (ПДД), которое наказывается штрафом. При этом прав категории «В» недостаточно, должны присутствовать даты напротив и других литер. Отсутствие их предполагает несение административной ответственности для нарушителя.

Поэтому перед тем, как сесть за руль такой техники, надо получить права на трактор в установленном порядке. Следует понимать, что сегодня спецтранспорт отличается сложным функционалом, имеет бортовой компьютер и оснащен электроникой. Поэтому прохождение обучения и сдача квалификационного экзамена является необходимостью. Это позволит обеспечить безопасность на дороге и исключить несанкционированное вождение крупногабаритной техники, неподготовленных к этому водителей.

Разновидности спецтехники

Категория транспорта «спецтехника» включает в себя достаточно большое количество самых разных механизмов. Практически на все потребуется получать права тракториста, чтобы избежать штрафных санкций. Входят в группу следующие машины:

  1. Трактор.
  2. Безрельсовое ТС, оборудованное моторной системой величиной более 50 кубов или электромотором в 4 кВт и независимым приводом.
  3. Самоходные машины, использующиеся при укладке дороги или при строительстве.
  4. Экскаваторы.
  5. Погрузчики.
  6. Снегоходы.

Военный транспорт хоть и входит во вторую категорию, является исключением. Для него предусмотрен совершенно другой порядок приобретения прав. Управлять спецтехникой может водитель, получивший удостоверение тракториста-машиниста, или временный документ. Главным отличием между ними является период действия. Второй вариант выдается людям, сдавшим экзамены, но у комиссии есть сомнения относительно успешности эксплуатации техники в дальнейшем. Обычно его получают лица, проходящие обучение или производственную практику на хозяйственном предприятии.

Расшифровка категорий и подкатегорий тракторных прав

Самоходные машины с каждым годом все больше трансформируются, модернизируются, повышается их функционал. Поэтому для их успешного управления не достаточно обычного багажа знаний, освоенного в автошколе при получении прав с открытой категорией «В».

За руль такой техники допуск имеют водители, с квалификацией, которая подтверждается определенной литерой в правах. Прежде чем получить права на трактор, стоит уточнить, куда он включен, ведь для каждой группы предусмотрены свои особенности и требования.

Поможет разобрать наглядно категории тракторных прав небольшая таблица, где представлена их расшифровка.

ВКонтакте:
КатегорияХарактеристикаВид транспорта
«А»Транспорт, не предусмотренный для движения по обычным дорогам не способный ускоряться больше 50 км/чКвадроциклы , снегоходы
« А1 »Самоходный мототранспорт со скоростью до 50 км/ч, не использующийся для движения по обычным дорогам и трассам.Мотосани, вездеходы, болотоходы
« А2 »Внедорожные самоходные машины, с массой до 3,5 тоннКарьерные самосвалы, вездеходы
« А3 »Самоходный транспорт, не предназначенный для передвижения по общим дорогам и автомагистралямСамосвал , вездеход специального назначения
«А4»Внедорожные самоходные машины, представляющие собой автотранспорт с количеством место до 8 (вместе с водительским).Перронные автобусы, вахтовая техника
«В»Самоходная техника, оборудованная мотором не более 27,5 кВт. Ход у него может быть как колесным, так и гусеничным.Коммунально-уборочная техника, миниэкскаваторы
«С»Самоходные колесные машины, с двигателем до 27,5-110,3 кВт.Трактор, экскаваторный погрузчик
«D»Самоходная техника только на колесном ходу, имеющая мотор мощностью не больше 110 кВт.Пневмокраны, тракторы МТЗ
«Е»Транспорт на гусеницах, с мотором не мощнее 27,5 кВт.Тракторы, экскаваторы
«F»Самоходная сельскохозяйственная техникаЗернопогрузчики, комбайны

В таблице приведено описание категорий тракторных прав, с которыми необходимо ознакомится каждому, кто планирует их оформлять. Основными требованиями к получению удостоверения для вождения техники является отсутствие медицинских противопоказаний, сдача экзаменов и достижение определенного возраста. Следует отметить, что категория А3, А2, А1 и А4 появились относительно недавно, до 2011 года, она не существовала. Присутствуют они у всех, кто получал удостоверение тракториста машиниста нового образца.

Какие существуют разряды трактористов

Работнику недостаточно получить права на трактор определенной категории, предприятие обязует регулярно проходить аттестацию. Повышение квалификации расширяет список возможностей водителя и обычно напрямую влияет на его заработную плату. Для получения разряда необходимо сдать экзамен, в ходе которого инспектор проводит проверку навыков лица, его знания и умения. После этого присваивается одна из следующих категорий:

  1. 2 разряд. Он позволяет водителю управлять техникой под контролем тракториста с опытом, осуществлять при необходимости ее ремонт. Это касается не только внутренних агрегатов транспорта, но и всех его механизмов, в частности погрузочных и самозахватывающих.
  2. 3 разряд. Машинисту разрешено водить технику без сопровождения и контроля более опытных лиц, осуществлять захват груза при помощи специальных приспособлений и производить разгрузочные работы. При необходимости проводится ремонт оборудования или замена расходных материалов самостоятельно.
  3. 4 разряд. Водители, открывая его, получают доступ к эксплуатации машин, мощность двигательной системы которых составляет меньше 100 лошадиных сил. Они могут самостоятельно проводить разгрузочные работы, выполнять складирование или перенос груза на любые расстояния.
  4. 5 разряд. Самоходная техника, оснащенная моторной системой мощностью выше 100 л.с. Обычно это операторы экскаваторов и бульдозеров на гусеницах.
  5. 6 разряд. Без его получения, водитель любой категории машиниста тракториста не допускается к эксплуатации мощной крупногабаритной техникой, задействованной в ремонтных или строительных целях. Это касается бульдозеров, тракторов и экскаваторов с моторами больше 200 л.с.

Чтобы получить определенный разряд, надо тщательно подготовиться к прохождению экзамена, который включает теоретическую часть и практику. Сначала необходимо пройти тест, фиксирующий уровень подготовки в теории, после чего проверяются навыки вождения.

Особенности и нюансы получения тракторных прав

Определившись, какая категория на трактор нужна, следующим шагом будет обращение в государственный орган, отвечающий за выдачу прав на спецтехнику. В данном случае – это Гостехнадзор, именно он оформляет заветную «корочку». С собой необходимо иметь несколько документов:

  • Заявка на оформление.
  • Паспорт или иной идентификатор личности.
  • Документ медкомиссии с допуском для получения прав или класса, категории.
  • Если были получены обычные ВУ на автомобиль.
  • Фотографии установленного образца (обычно 3х4).
  • Платежное поручение или чек, подтверждающие оплату госпошлины.

Если карщик хочет водить трактор Беларусь или Белаз, ему в обязательном порядке необходимо пройти обучение в специализированной школе, самостоятельное освоение навыков на такой технике, с прицепом или без, просто недопустимо. Исключением является подкатегория А1, но и для нее предусмотрена сдача экзаменов.

Порядок получения прав

Обучать водителей тракторной техники может только организация, которая получила лицензию на осуществление такой деятельности. После того, как лицо прослушало лекции и освоило практические навыки, оно предоставляет необходимый пакет документов в государственную структуру. Назначается день сдачи экзамена, который проходит в два этапа:

  1. Теоретическая часть. Включает в себя проверку знаний особенности эксплуатации самоходной техники, правил дорожного движения, фактора аварийности и травматизма, нормам безопасного управления транспорта. Проходит в виде тестирования, после чего ставится отметка об успешной (или нет) сдаче.
  2. Практическая часть. Проверяются навыки управления техникой, маневры, развороты, старт и торможение на разных скоростях. В процессе прохождения маршрута отмечается использование знаний ПДД, особенности безопасной эксплуатации транспортного средства.

Как получить права на трактор? По сути, достаточно просто: успешно сдать теорию и практическую часть, показав высокий уровень подготовки и умений. На все это обычно выделяется 7 дней, на сдачу предоставляется 3 попытки. Годность успешного прохождения теоретического тестирования сохраняется в течение трех месяцев. Продлевать права можно в дальнейшем в МФЦ, в сам госорган обращаться не обязательно. Стоимость обучения зависит от региона и самой школы.

Важно знать! В процессе оформления проверяется пригодность человека, его зрение, отсутствие медицинских противопоказаний.

Чем отличаются права тракториста от обычных

Удостоверение тракториста-машиниста и обычные водительские права схожи по многим параметрам. Они оба выпускаются в пластике, подлинность их легко проверить через базы, и на них имеется личная информация гражданина, его фотография, подпись, категория с разрешением управления определенной техникой. Но есть ряд существенных отличий:

  • Выдаются они разными государственными структурами.
  • Тракторные права выделяются другим цветом, привычным для водителей легковых авто.
  • Классификация в удостоверении для спецтехники немного иная.

Конечно, ключевым различием является разница в транспорте, эксплуатация которого допустима владельцем такого документа.

Процедура оформления водительского удостоверения для тракториста-машиниста мало чем отличается от установленной последовательности для владельцев автомобиля. Гражданину важно пройти курсы в специализированной школе, сдать квалификационное тестирование, заплатить госпошлину и получить документ. Для каждого транспорта предусмотрена своя категория.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector