Нормы расхода топлива колесных тракторов
Расчёт расхода топлива трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Технические характеристики трактора МТЗ 82 позволяют осуществлять большой спектр работ и технологических операций в сельском хозяйстве, строительстве, различных производствах так же коммунальной сфере. Агрегатирование трактора в комплексе с различными механизмами, прицепным и навесным оборудованием дает возможность использовать данную технику максимально эффективно.
Расчёт потребления топлива
При калькуляции и просчете себестоимости выполненной работы, важной составляющей является, количество потребления топлива трактором. Расход топлива МТЗ 82 указанный в характеристиках заводом производителем, с учетом марки двигателя Д-240, составляет 238 гкВт*ч., что совершенно не удобно для понятного экономического расчета себестоимости выполняемой работы техникой и учета потребления гсм. Наиболее актуальной единицей измерения есть «литр на моточас» работы трактора.
Факторы, влияющие на расход
Характеристики, указанные заводом производителем техники, являются номинальными средними величинами. На практике, на отклонение от номинального значения объёма потребления топлива влияет ряд факторов и условий:
1 Техническое состояние двигателя, а также состояние и регулировки всех систем
- Состояние поршневой группы двигателя
- Регулировка газораспределительного механизма двигателя
- Регулировка и техническое состояние топливной аппаратуры
- Состояние и работа подачи воздуха.
- Работа охлаждения трактора.
2 Внешние факторы
- Квалификация водителя
- Вид выполняемых работ
- Погодные условия
- Влажность и физическое состояние почв.
3 Качество топлива
Состав топлива должен соответствовать стандартам качества согласно утвержденных сертификатов, без посторонних физических загрязнений и химических примесей.
Формула расчета
Р = М * Т
где, Р-расход топлива кг/час, М— номинальная мощность двигателя кВт, Т-расчетное потребление топлива на 1кВт в час.
И так: Расход МТЗ 80 с двигателем модели Д 240., где согласно тех. характеристик расход топлива 0,238 кг кВт*час и номинальная мощность двигателя 59,25 кВт. при 2200 оборотах коленчатого вала. (исходные показатели двигателя взяты из тех. документации завода производителя)
Р=59,25кВТ*0,238 кгкВт.ч=14,1 кгч
Для пересчета из килограммов в литры используем коэффициент:
- Для зимнего диз. топлива 1кг-1,19 литра
- Для летнего диз. топлива 1кг -1,16 литра
«Номинальный расход при оборотах двигателя 2200 обмин и выдаче максимальной мощности 59,25 кВт составляет 16,35 литров в час летнего и 16,78 зимней марки дизельного топлива.»
Коэффициент загрузки трактора
Фактическая, используемая мощность двигателя, зависит от выполняемых работ трактором и на практике, среднее значение, не превышает 60%. Соответственно при расчете потребления учитывают не максимальную мощность двигателя, а фактическую мощность, используемую ходе выполняемой работы. Для объективного, фактического подсчёта расхода используют коэффициент загрузки трактора:
- Полная загрузка -1
- Неполная загрузка -0,8
- Средняя загрузка — 0,6
- Малая загрузка — 0,4
Расчет потребления с учетом коэффициента загрузки.
Таким образом, расход топлива МТЗ с учетом коэффициента использования мощности трактора с двигателем Д 240, где Р=16,35 л/час
- при полной загрузке 16,35 л/час
- неполная загрузка 16,35*0,8= 13,08 л/час
- средняя загрузка 16,35*0,6= 9,81 л/час
- малая загрузка 16,35*0,4=6,54 л/час
Поскольку эксплуатация техники осуществляется в разных рабочих процессах и большой спектр факторов влияет на использование мощности двигателя, подбор коэффициента определяют опытным путём. Ориентироваться нужно на фактические обороты двигателя при выполнении конкретной рабочей операции. Если провести подобные опытные мероприятия над всеми процессами в которых используется трактор, объективность и точность учета потребления топлива максимально приблизится к фактическому.
Таблица расхода топлива МТЗ 80, МТЗ 82 на моточас по маркам двигателя:
№ | Марка двигателя | Мощность кВт/л.с | Полная л/м.час | Неполная л/м.час | Средняя л/м.час | Малая л/м.час |
1 | Д-240 | 59,25/80 | 16,35 | 13,08 | 9,81 | 6,54 |
2 | Д-242 | 46/62 | 12,06 | 9,65 | 7,23 | 4,82 |
3 | Д-243 | 59,6/81 | 15,62 | 12,50 | 9,37 | 6,25 |
4 | Д-244 | 41,9/57 | 11,00 | 8,80 | 6,60 | 4,40 |
5 | Д-245 | 77/105 | 19,65 | 15,72 | 11,80 | 7,86 |
Для учета расхода топлива в сельском хозяйстве, с времен СССР, действуют утвержденные нормативные акты расхода для всех видов технологических операций и сельскохозяйственных работ по маркам тракторов и используемых агрегатов.
Следует отметить, что первой причиной увеличенного расхода является неисправность или неправильная регулировка механизмов топливной дизеля. Диагностика и регулировка топливной аппаратуры (ТНВД, форсунок — распылителей) производится на специальных стендах, оборудованных соответствующими датчиками.
Расчет нормы расхода топлива МТЗ 80 на 100 км пробега
Определение расхода производится исходя из скоростных технических характеристик трактора, удельного расхода л/м.час и коэффициента загрузки.
1 определяем время, за которое трактор проедет 100 км.
Где В – время пробега 100 км, C— скорость движения в час (для примера указана скорость IХ передачи МТЗ-80, МТЗ-82 с Двигателем Д-240).
В=100/С
В=100/34,31= 2,915 часа.
2 определяем количество топлива на 100 км пробега.
Р на 100 км=В*Р*0,6 где, Р- удельный расход двигателя Д-240 л/м.час, В- время пробега 100км на IX передаче, 0,6 коэффициент загрузки.
Р на 100км= 2,915*16,35*0,6= 28,59 л/ 100 км
Таблица расхода топлива на 100 км пробега с учетом выбора передачи и коэффициента нагрузки.
№ | Передача | Скорость |
Км/час
Необходимость этого расчета возникает только при использовании трактора в транспортных работах на дорогах с твердым покрытием, что само по себе является редким исключением в использовании такого рода техники. Себестоимость перевозки тонны на километр, подобным транспортом, будет несоизмеримо высока по сравнению с грузовым автомобильным транспортом.
Если же трактор используется в транспортных работах в черте города, однозначным объективной единицей учета расхода все равно будет литр на моточас. Достаточно учесть: время работы, мощность модели дизеля, удельный расход для этого двигателя и определить коэффициент загрузки, который на практике не будет выше 0,6.
Нормы расхода топлива на тракторы колесные
О программе | Возможности | Скачать | Вопрос-ответ | Нормы расхода | Контакты |
Нормы расхода топлива на тракторы колесные согласно постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 3 от 6 января 2012 г.
T-30-69 c подметально-уборочным оборудованием
транспортный режим с прицепом-цистерной МЖТ-8;
заполнение (слив) 1 цистерны;
уборка снега отвалом
транспортный режим с прицепом МЖТ-10;
транспортный режим с прицепом МЖТ-Ф-11
подметание щеткой мусора;
работа с отвалом
Беларус-1523; транспортный режим
транспортный режим с прицепом ПСТБ-17
сгребание снега отвалом
Беларус-2822ДЦ; транспортный режим с прицепом 3ПТС-12
погрузка (разгрузка) и перемещение грузов;
уборка снега отвалом;
уборка снега отвалом и щеткой;
транспортировка прицепа с грузом массой до 5 т
Беларус-320МК; подметание щеткой
очистка швов от резинобитумной мастики
окашивание придорожных зон и обработка придорожных насаждений;
уборка отвалом снега;
посыпка песчано-соляной смесью;
сгребание с отвалом и посыпка песчано-соляной смесью;
уборка снега роторным снегоотбрасывателем HS135
уборка снега отвалом и щеткой
Беларус-512 (шасси МТЗ-82); перемещение грунтов I–II категории
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4;
транспортный режим с прицепом 2ПТС-5;
работа отвалом и щеткой
уборка снега щеткой
Беларус-892; транспортный режим с прицепом 2ПТС-5
разгрузка (погрузка) грунтов I–II категории
Беларус-922.3; транспортный режим с прицепом ПТУ-7,5-1
транспортный режим с прицепом ПТУ-7,5-1;
транспортный режим с прицепом САТ-24Д;
работа с прицепным грейдером СД-105
транспортный режим с прицепом САТ-24Д;
работа с прицепным грейдером СД-105;
подметание щеткой улиц;
работа косилки КДН-210
ВТЗ-2032-10; транспортный режим с прицепом 1ПТС-2,5
ВТЗ-2048А; транспортный режим с прицепом ПСЕ-12,5
К-700А; планировка грунтов II–III категории
К-744Р; транспортный режим
КТМ-1 (ЛТЗ-60АВ); работа со щеткой
МоАЗ-4901 полимеровоз; транспортный режим с прицепом Wabco SA 1816/2PM
МоАЗ-64428-9893 полимеровоз; транспортный режим с полуприцепом-цистерной SF 2235 GAL
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4;
транспортный режим с измельчителем древесных отходов CH-150;
работа измельчителя древесных отходов CH-150
МТЗ-1025 с рубительной машиной CH-260;
МТЗ-1025; работа пневмоустановки Kongskilde SUC 700TR
МТЗ-1221 с комплектом оборудования для переработки древесных отходов в щепу Farmi Chipper CH 260 с гидроманипулятором Tiger-3967;
работа рубильного оборудования с гидроманипулятором
МТЗ-1221.2 с комплектом оборудования для переработки древесных отходов в щепе Twister 12 PTO и гидроманипулятором Palms 620;
работа установки для переработки древесных отходов в щепу Tornado 15;
работа с бороной;
работа с плоскорезом;
работа с торфоуборочной машиной МТФ-43;
работа с рубительной машиной НМ-6-400К;
транспортный режим с прицепом ПС-45;
транспортный режим c прицепом Т-669;
транспортный режим c прицепом ПСТ-9
транспортный режим с прицепом ПС-45;
транспортный режим с прицепом ПС-30
МТЗ-2522 ДВ; работа с кабелеукладчиком
МТЗ-2522; работа рубительной машины НМ-10-400К
DTA 530E(1-308) /DDCS40E
МТЗ-3022.1; транспортный режим
МТЗ-3022ДЦ.1; транспортный режим
транспортный режим с прицепом 1ПТС-2,5;
уборка снега отвалом;
уборка снега отвалом и щеткой;
МТЗ-50; транспортный режим
МТЗ-50; транспортный режим с прицепом 2ПТС-4
МТЗ-570; транспортный режим с прицепом 2ПТС-4
погрузка (разгрузка) и перемещение грузов;
посыпка дорог пескоразбрасывателем ПП-1
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4;
транспортный режим с прицепом 2ПТС-6;
транспортный режим с прицепом ПСЕ-Ф-12,5Б;
транспортный режим с прицепом ПТ-6/2;
уборка снега отвалом;
уборка снега отвалом и щеткой;
транспортный режим с прицепом 2ПТС-5;
транспортный режим с прицепом ПСЕ-Ф-12,5Б;
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4,5;
транспортный режим с прицепом ПСЕ-12,5;
транспортный режим с прицепом ПСЕ-Ф-12.5;
транспортный режим с прицепом ПБ-5
МТЗ-82 с прицепом ПСЕ-Ф-12,5;
транспортный режим (с выключенным передним ведущим мостом)
МТЗ-82 с тележкой ПЛ-7 и гидроманипулятором Nokka
транспортный режим с прицепом ПСЕ-Ф-12,5Б
МТЗ-82.1 с буксиром навесным БН-1; эвакуация автомобиля
МТЗ-82.1 с поливомоечной машиной МП-5А;
работа насоса 32-3А;
работа насоса НПО-60М2
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4;
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4,5;
транспортный режим с прицепом 2ПТС-5;
транспортный режим с прицепом ПСЕ-Ф-12,5В;
транспортный режим с прицепом ПСТ-9;
транспортный режим с прицепом ПСТ-11;
транспортный режим с платформой ПТК-10-2;
уборка снега щеткой;
уборка снега отвалом;
уборка снега отвалом и щеткой;
транспортный режим с измельчителем древесных отходов ИДО-25 «Ивета»;
работа измельчителя древесных отходов ИДО-25 «Ивета»;
производство щепы на установке ДДО;
кошение травы косилкой КДН-210;
снятие асфальтобетонного полотна фрезой ФД-400С
МТЗ-82.2; транспортный режим с прицепом 2ПТС-5
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4;
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4,5;
транспортный режим с прицепом 2ПТС-5;
транспортный режим с подметальной машиной Brodway Wasa 3000;
уборка снега отвалом;
уборка снега отвалом и щеткой
МТЗ-82МК (шасси МТЗ-82.1) машина коммунальная;
уборка отвалом снега;
уборка щеткой снега;
уборка снега отвалом и щеткой
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4;
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4,5;
транспортный режим с прицепом 2ПТС-5;
уборка снега щеткой и передним отвалом;
уборка снега передним отвалом;
уборка снега передним и задним отвалами;
уборка снега щеткой;
работа ротора ФРС-200М
транспортный режим с прицепом 2ПТС-4;
транспортный режим с прицепом 2ПТС-6;
транспортный режим с прицепом ПТУ-7,5;
с косилкой роторной навесной Л-501-Д;
уборка улицы щеткой
уборка снега отвалом;
уборка снега щеткой;
уборка снега отвалом и щеткой;
МТЗ-922 с прицепом 2ПТС-4,5; транспортный режим
МТПЛ-5-11 с гидроманипулятором Tiger-220 (шасси МТЗ-920);
Т-150К; транспортный режим с прицепом ОДАЗ-9370
Т-25; погрузка (разгрузка) и перемещение грузов гидравлической стрелой
Т-30-А70; транспортный режим
Нормы расхода топлива на тракторы колесные согласно постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 27 от 7 мая 2012 г.
№ п/п | Модель |