Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Органы управления трактора мтз 80

Органы управления трактора мтз 80

Расположение органов управления трактора показано на рис. 3 а, б.

1 — рукоятка останова и аварийного останова дизеля. При вытягивании рукоятки на себя прекращается подача топлива в цилиндры и дизель глохнет. При отпускании рукоятка под воздействием пружины возвращается в исходное положение.

2 — рукоятка управления краном отопителя кабины (если установлена).

3 — рукоятка управления блокировкой дифференциала (для тракторов с корпусом ГУР); имеет три положения:

  • I «блокировка выключена»,
  • II «автоматическое блокирование»,
  • III «принудительное блокирование».

4 — маховичок управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, при вращении против часовой стрелки — опускается. При опускании шторки температурный режим дизеля понижается.

5 — педаль включения блокировки дифференциала заднего моста. При нажатии на педаль до упора блокировка включается, при снятии ноги с педали — выключается.

6 — переключатель средств облегчения пуска (ЭФП).

7 — переключатель стеклоомывателя.

8 — переключатель света. Имеет два положения: I — включена подсветка приборов, габаритные огни; II — дополнительно к положению I включены дорожные фары.

9 — выключатель аварийной сигнализации.

17— переключатель указателей поворотов, ближнего и дальнего света, звукового сигнала.

19 — радиоприемник (по заказу).

20 — крышка механизма регулировки положения рулевого колеса по высоте. Для изменения высоты снимите крышку, отверните на 3-5 оборотов гайку-барашек и установите требуемую высоту положения рулевого колеса.

21 — выключатель стеклоочистителя переднего стекла.

22 — выключатель вентилятора отопителя кабины.

23 — выключатель задних рабочих фар.

24 — выключатель передних рабочих фар.

24а— выключатель знака «Автопоезд».

25— плафон кабины с выключателем.

26 — воздухораспределитель системы вентиляции и отопления кабины.

Важно! Прежде чем приступить к работе на тракторе, изучите назначение органов управления, приборов и их функции.

27, 28, 29 — рычаги управления распределителем гидросистемы: 27 — левыми боковыми выводами; 28 — правыми боковыми выводами; 29 — задними выводами. Если трактор не имеет силового регулятора, то рычаг 29 управляет цилиндром навесного устройства, а рычаг 27 — левыми боковыми и сдублированными с ним задними выводами. Схема подключения выводов гидросистемы приведена в инструкционной табличке в кабине трактора (см. рис. 4.1). Каждый рычаг имеет 4 положения «плавающее», «принудительное опускание», «нейтраль», «подъем». В положении «принудительное опускание» при работающем двигателе рычаг следует удерживать рукой.

30— пульт управления тахоспидометром (см. рис. 9.2).

31 — выключатель стартера и при боров. Имеет три положения (от нейтрали):

  • I — питание приборов;
  • II — включение стартера;
  • положение против часовой стрелки от нейтрали — включен радиоприемник.

32 — рычаг включения понижающего редуктора. Имеет два положения: переднее — «Редуктор включен» (замедленное движение трактора) и заднее — «Редуктор выключен» (ускоренное движение трактора).

В тракторе с синхронизированным понижающим редуктором рычаг 32 управления имеет два положения: заднее — «Редуктор включен» (замедленное движение трактора) и переднее — «Редуктор выключен» (ускоренное движение трактора).

В тракторе с синхронизированным реверс-редуктором рычаг управления 32а (рис. 4.1.1) (в отличие от рычага 32 изогнут влево по ходу трактора) имеет два положения: заднее — «Реверс включен» и переднее — «Реверс выключен» (передний ход).

33 — соединительная планка тормозных педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами.

34 — педаль управления подачей топлива.

35, 36 — педали тормозов. При нажатии ногой на педали трактор затормаживается; одновременно от педали 35 срабатывает тормозной кран пневмопривода тормозов прицепа. 37 — рукоятка фиксации наклона рулевой колонки.

38— педаль управления муфтой сцепления.

39 — рычаг переключения передач. При перемещении рычага вперед в крайнем левом положении включается II-й (повышенный) диапазон передач, назад — 1-й (пониженный). Переключение передач производится в соответствии со схемой (рис. 4.2.).

40 — рычаг управления механизмом фиксации навесного устройства. Крайнее левое положение рычага — «навеска зафиксирована», крайнее правое — «фиксация снята». Предварительно необходимо поднять навеску в верхнее положение.

41 — рычаг управления раздаточной коробкой привода ПВМ. Среднее положение рычага— «ПВМ включается автоматически», нижнее (от себя) — «ПВМ выключен», верхнее (на себя) — «ПВМ включен принудительно».

42 — рычаг управления стояночным тормозом.

43 — фиксатор рукоятки управления силовым регулятором.

44 — рукоятка управления подачей топлива. Крайнее переднее положение — максимальная подача топлива, крайнее заднее — минимальная подача, соответствующая минимальным оборотам холостого хода.

45 — рукоятка управления силовым регулятором. Крайнее заднее положение рукоятки — «подъем орудия» (при подъеме рукоятку удерживать рукой); после отпускания рукоятки она перемещается вперед и фиксируется в положении «транспортная нейтраль». Промежуточное положение вперед от положения «транспортная нейтраль» — «зона регулирования». Крайнее переднее положение рукоятки — «принудительное опускание» (рукоятку удерживать рукой). После отпускания рукоятки она возвращается назад и фиксируется на переднем крае зоны регулирования.

46 — рычаг управления задним ВОМ. Имеет два положения: переднее — «ВОМ выключен», заднее — «ВОМ включен».

47 — выключатель «массы» аккумуляторных батарей.

48— фиксатор наклона спинки сиденья.

49 — болт крепления ремня безопасности

Диаграмма скоростей движения трактора в км/ч при частоте вращения 1600. 2200 об/мин коленчатого вала дизеля (задние шины 15,5R38) (Беларус 80.1/80.2/82.1/82.2)

50 — рычаг фиксации сиденья впродольной плоскости. При перемещении рычага вверх до упора сиденье можно перемещать вперед или назад.

51 — рукоятка регулирования сиденья по массе оператора. При вращении рукоятки по часовой стрелке регулируется на большую массу, против часовой — на меньшую.

Регулировка сиденья по высоте осуществляется:
а) для увеличения высоты сиденья — последовательным перемещением вручную посадочного места вверх;
б) для уменьшения высоты — резким подъемом посадочное место перемещается вверх до упора с последующим опусканием (толчком вниз) в крайнее нижнее положение, после чего поднимается вверх на нужную меньшую высоту.

52 — переключатель силового (позиционного) регулятора. Имеет три положения: правое — «позиционное регулирование», левое — «силовое регулирование»; среднее — «выключено».

53 — маховичок регулирования скорости коррекции силовым регулятором. При заворачивании маховичка по часовой стрелке скорость коррекции уменьшается, против часовой стрелки — увеличивается.

54 — рукоятка управления захватами гидрокрюка. Нижнее положение рукоятки — «захваты под нагрузкой», верхнее — «захваты освобождены от нагрузки».

55 — рукоятка переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. При перемещении рукоятки в крайнее левое положение (по ходу трактора) включается синхронный привод, в крайнее правое — независимый; среднее положение — нейтраль.

56 — рукоятка (рис. 5) включения компрессора. Имеет два положения: левое (стрелка на рукоятке обращена вперед) — «компрессор выключен», правое (стрелка на рукоятке обращена назад) — «компрессор включен». Включение компрессора производите при неработающем дизеле или при минимальных оборотах холостого хода.

57 — рычаг (рис. 6) включения насоса гидросистемы. Имеет два положения: верхнее — «насос включен», нижнее — «насос выключен». Для перемещения рычага его следует освободить от фиксации путем оттягивания рукоятки Б.

58 — поводок (рис. 7) переключения частоты вращения заднего независимого ВОМ. При повороте поводка в положение I включается 1-я ступень (540 об/мин), при повороте в положение II — 2-я (1000 об/мин). Перед переключением отверните на один оборот болт «А» и после переключения заверните его до отказа.

Органы управления

Расположение органов управления трактором показано на рисунках, приведенных в этой статье.

1 — блоки плавких предохранителей цепей электрооборудования трактора. Электроцепи, защищаемые предохранителями, указаны на схеме.

Схема электроцепей трактора, защищаемых плавкими предохранителями

  • 1 — задние фары
  • 2 — стоп-сигнал
  • 3 — указатели поворотов
  • 4 — звуковой сигнал
  • 5 — указатель температуры воды, стеклоомыватель, указатель уровня топлива
  • 6 — электродвигатель вентилятора блока отопления и охлаждения
  • 7 — плафон и стеклоочиститель
  • 8 — дальний свет
  • 9 — ближний свет левой фары
  • 10 — ближний свет правой фары
  • 11 — левые габаритные огни
  • 12 — правые габаритные огни

2 — рукоятка троса аварийного останова дизеля. При вытягивании рукоятки на себя прекращается подача воздуха в цилиндры и дизель останавливается. При отпускании последняя автоматически возвращается в исходное положение.

3 — рычаг (рис. ниже) управления муфтой сцепления и шестерней включения редуктора пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При повороте рычага на себя шестерня включения редуктора входит в зацепление с венцом маховика основного дизеля, а муфта сцепления при этом выключается. При повороте рычага от себя муфта сцепления редуктора включается. Нейтральное положение рычага — вертикальное.

Контрольные приборы и органы управления трактора

4 — рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя (МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя с помощью троса воздушная заслонка открывается, при возвращении рукоятки в исходное положение — закрывается.

Читать еще:  История тракторостроения в россии

5 — рычаг и 47 — педаль управления подачей топлива. Крайнее верхнее положение рычага соответствует нулевой подаче топлива, при перемещении рычага вниз подача топлива увеличивается. Педаль управления совершает аналогичную работу.

6 — рукоятка управления краником топливного бака пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя краник топливного бака открывается, а при возвращении рукоятки в исходное положение — закрывается.

7 — маховичок управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, против часовой стрелки — опускается; при опускании шторки температура охлаждающей жидкости понижается.

8 — рукоятка (рис. выше) управления блокировкой дифференциала. Рукоятка имеет три положения: I — «блокирование дифференциала выключено»; II — «автоматическое блокирование»; III — «принудительное блокирование».

Порядок пользования рукояткой управления блокировкой дифференциала изложен в статье «Блокировка дифференциала заднего моста».

9 — выключатель магнето пускового двигателя (только для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). После нажатия на кнопку прекращается подача тока на искровую свечу пускового двигателя.

11 — выключатель звукового сигнала. Выключатель стеклоочистителя (смотрите рисунок в этой статье, позиция 13, см. форзацы книги).

Выключатель плафона освещения кабины (см. рис. в статье «Общее устройство электрооборудования тракторов мтз-80, мтз-82», позиция 11).

15 — переключатель указателей поворота. Переключатель имеет три положения: правое — включены указатели правого поворота, левое — включены указатели левого поворота, среднее — выключено.

19 — переключатель ближнего и дальнего света. Переключатель имеет два положение: левое — «дальний свет», правое — «ближний свет».

21 — выключатель стеклоомывателя.

22 — рулевое колесо поворота трактора. Для удобства входа и выхода из кабины, а также для улучшения условий труда водителя предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед и регулировка положения рулевого колеса по вертикали в пределах 120 мм. Подробно о регулировках рулевого колеса смотрите в статье «Привод рулевого механизма».

26 — выключатель стартера (для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л); включатель стартера и предпускового электрофакельного подогревателя дизеля Д-240 (для МТЗ-80 и МТЗ-82). Для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л включатель имеет два положения: I — «выключено», II — «включен электростартер пускового двигателя». Поворот включателя осуществляется с помощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение ключ возвращается автоматически под действием пружины; для МТЗ-80 и МТЗ-82 выключатель имеет три положение: нейтральное — «выключено», второе — «включена спираль накаливания электрофакельного подогревателя», третье — «включены электромагнитный клапан (при включенной спирали накаливания электрофакельного подогревателя) и стартер».

Поворот выключателя осуществляется с помощью ключа по часовой стрелке, в нейтральное положение выключатель возвращается под действием пружины.

27 — рукоятка фиксатора рулевого колеса. Рукоятка имеет два положения: нижнее — фиксатор защелкнут и постоянно удерживается в этом положении с помощью пружины и верхнее — принудительно перемещается и удерживается рукой для обеспечения возможности откидывания рулевого колеса при входе и выходе из кабины.

28, 29, 31 — рычаги управления распределителем гидросистемы: 28 — правым выносным цилиндром, 29 — левым выносным цилиндром и 31 — задним цилиндром. Каждый рычаг имеет три фиксируемых положения: верхнее — «плавающее», среднее нижнее — «нейтральное», нижнее — «подъем» и одно нефиксируемое — среднее верхнее положение — «опускание принудительное», при использовании этой позиции рычаг удерживайте рукой.

30 — рычаг управления гидроувеличителем сцепного веса. Рычаг имеет три фиксируемых положения: верхнее — «заперт», среднее верхнее — «выключен», среднее нижнее — «включен», нижнее — «сброс давления» — не фиксируется, рычаг следует удерживать рукой.

Схема управления рычагами 28, 29, 30 и 31, а также маховичком 49 показана на рисунке ниже.

32 — рычаг управления задним валом отбора мощности (ВОМ).
Рычаг имеет два положения: нижнее — «ВОМ выключен», верхнее — «ВОМ включен».

33 — рычаг управления стояночно-запасным тормозом. При перемещении рычага на себя происходит торможение, от себя (предварительно нажав на кнопку рукоятки) — растормаживание.

34 — рукоятка управления силовым (позиционным) регулятором. При перемещении рукоятки от себя до упора в маховичок-ограничитель орудие опускается, при перемещении на себя до упора в крайнее положение на секторе орудие поднимается. Рукоятку удерживайте в этом положении до полного подъема орудия, после чего отпустите рукоятку, и она автоматически установится на фиксатор сектора. Подробно об управлении силовым (позиционным) регулятором смотрите в рубрике «Порядок работы с сельскохозяйственными машинами и орудиями».

35 — рычаг включения блокировки навесного устройства.

36 — тяга управления раздаточной коробкой (только для МТЗ-82 и МТЗ-82Л). Тяга имеет три положения: крайнее нижнее с фиксацией упором в нижнем пазу стойки — «муфта свободного хода отключена»; среднее с фиксацией в среднем пазу стойки (упор удерживает тягу от перемещения в крайнее нижнее положение) — «муфта свободного хода включена»; крайнее верхнее с фиксацией упором в верхнем пазу стойки — «принудительно включен передний ведущий мост».

37 — выключатель «массы» аккумуляторных батарей. «Масса» включается нажатием на вертикальный шток и выключателя при нажатии на горизонтальный шток.

38 — выключатель задних фар (справа от сиденья на боковой стенке).

39, 42 — педали тормозов. Тормоза включаются нажимом ноги на педали вперед. При перемещении педали 39 правого тормоза включается пневматический привод тормозов прицепа.

40 — соединительная планка тормозных педалей. Планка блокирует педали для одновременного торможения левым и правым тормозами.

41 — переключатель силового (позиционного) регулятора. При повороте переключателя вправо (по ходу трактора) включается позиционное регулирование, влево — силовое регулирование.

43 — рычаг переключения передач. Сначала рычагом включите I или II ступени редуктора, а затем, возвратив рычаг в нейтральное положение, включите нужную передачу, как показано на рисунке ниже.

Схема управления рычагом коробки передач

44 — крышка смотрового люка для доступа к переключателю 41 и ручке 6 (рисунок расположен в этой статье) регулирующего крана силового регулятора.

При перемещении ручки назад кран закрывается, при перемещении вперед — открывается.

Подробно о регулирующем кране регулятора смотрите в статье «Силовой (позиционный) регулятор».

45 — поводок переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. При повороте поводка против часовой стрелки включается синхронный привод, при повороте по часовой стрелке — независимый; среднее положение соответствует нейтрали.

46 — выключатель блока отопления (охлаждения) кабины.

48 — рукоятка тяги управления захватами гидрокрюка. Верхнее положение рукоятки — «захваты освобождены от нагрузки», нижнее положение — «захваты под нагрузкой».

49 — маховичок ГСВ для регулировки давления подпора в основном цилиндре гидросистемы. При повороте маховичка по часовой стрелке давление подпора уменьшается, при повороте против часовой стрелки — увеличивается.

50 — педаль муфты сцепления. При нажатии на педаль вниз муфта сцепления выключается. При снятии ноги с педали муфта сцепления включается автоматически под действием пружин.

51 — рычаг переключения понижающего редуктора. Рычаг имеет два положения: крайнее заднее — «прямая передача», крайнее переднее — «понижающая передача».

52 — центральный переключатель, имеет три положения: I — «выключено» (находится в крайнем переднем положении); II — «включены передние и задние габаритные огни, освещение номерного знака и контрольно-измерительных приборов на щитке, дополнительные фары на прицепной машине» (находится в среднем положении); III — «включены все потребители положения II и передние фары» (занимает крайнее выдвинутое положение).

53 — маховичок механизма фиксации регулировки рулевого колеса по высоте.

54 — рукоятка (рис. ниже) регулирования сиденья по весу водителя. При вращении рукоятки по часовой стрелке грузоподъемность увеличивается, против часовой — уменьшается.

  • 54 — рукоятка регулирования сиденья по весу водителя
  • 55, 56 — болты
  • 57 — фиксатор механизма наклона спинки сиденья
  • 58 — кнопка для разъединения замка ремня безопасности
  • 59 — рычаг блокировки механизма передвижения сиденья
  • 60 — рукоятка регулировки сиденья по высоте

57 — фиксатор механизма наклона спинки сиденья. Регулировка наклона производится поворотом спинки сиденья из крайнего заднего положения вперед до выбранного водителем положения. Предварительно необходимо повернуть спинку сиденья вперед до упора (при этом фиксатор остается в открытом положении), а затем перевести в крайнее заднее положение. Фиксаторы при этом закрываются с обеих сторон.

58 — кнопка для разъединения замка ремня безопасности.

59 — рычаг блокировки механизма передвижения сиденья. При переводе рукоятки влево сиденье имеет возможность перемещаться вперед или назад.

60 — рукоятка регулировки сиденья по высоте. При вращении рукоятки по часовой стрелке посадочное место сиденья поднимается, в обратном направлении — опускается.

61 — рукоятка (рис. ниже) включения (выключения) привода компрессора. Рукоятка имеет два положения: у компрессора А29.01 горизонтальное левое — «выключен», у компрессора 60.113 горизонтальное левое — «включен», горизонтальное правое — «выключен».

Читать еще:  Переделки трактора т 25

  • 61 — рукоятка включения привода

62 — рычаг (рис. ниже) и рукоятка 63 — включения насоса гидросистемы. Рычаг имеет два положения: верхнее — «насос включен», нижнее — «насос выключен». Для перемещения рычага оттяните рукоятку 63 вместе с фиксатором до выхода его из паза пластины и переведите в требуемое положение.

  • 62 — рычаг включения насоса
  • 63 — рукоятка рычага

64 — поводок (рис. ниже) переключения независимого двухскоростного ВОМ. При повороте поводка по часовой стрелке до упора (положение II) включается II скорость (n = 1000 об/мин.), при повороте против часовой стрелки (положение I) — I скорость (n = 545 об/мин.); перед переключением отверните на один оборот болт 65, после переключения заверните его до отказа.

МТЗ-80 – конструкция и характеристики трактора из Беларуси

Продукция Минского тракторного завода уже не первое десятилетие является лидером на отечественном рынке сельхозтехники. Наиболее известным флагманом среди представителей этого предприятия считается трактор МТЗ 80 и его доработанные модификации. Высокий спрос на эти модели обусловлен невысокой стоимостью, простотой в эксплуатации и универсальности.

Технические характеристики трактора

Трактор МТЗ 80 обрел свою популярность благодаря сразу нескольким факторам. Во-первых, машина сконструирована из качественных надежных деталей, которые, в паре с отличной сборкой, гарантируют продолжительные сроки эксплуатации в любых условиях. Во-вторых, трактор МТЗ 80 обладает простым устройством, что делает его эксплуатацию, обслуживание и ремонт достаточно простым. В-третьих, техника оснащается ходовой повышенной проходимости. Особенно это касается переднего и заднего моста, который отличается повышенной надежностью за счет использования прочных деталей. Основные характеристики машины включают в себя:

  • Надежный мотор Д-240, мощностью 80 л. с.;
  • Способность перевозить нагруженные прицепы, весом до 1,5 т.;
  • Возможность передвигаться на одной из 18 передних и 4 задних скоростей;
  • Колея по колесам в передней части – от 120 до 180 см, в задней части – от 130,5 до 210 см.;
  • Физическая масса – 3,16 т.;
  • Скорость – от 1,1 до 34 км/ч.;
  • Клиренс – 47 см.;
  • Радиус движения при прохождении поворота – 4,05 м;
  • Наличие доработанной гидравлической системы, повышающей комфорт при эксплуатации трактора.

Трактор МТЗ 80 обладает сравнительно небольшими габаритами. Длина машины составляет немногим более 3,8, а ширина – 1,97 м. Высота трактора – 2,47 м.

Важно также отметить наличие в конструкции трактора полностью переделанной, по сравнению с предыдущими моделями, электрической проводки. В результате органы управления и приборы трактора работают стабильно даже при сильной нагрузке агрегата. По сравнению с предыдущей машиной – МТЗ-52, трактор МТЗ 80 оснащен доработанными реле, о чем нам говорят чертежи электросхемы машины в документах на трактор.

Конечно же, при эксплуатации машины не обходится без небольших проблем. Часто владельцы сталкиваются с вопросом в виде отсутствия возможности завести трактор. В таком случае следует испробовать альтернативный вариант, то есть попробовать «пускач». Однако перед тем, как завести с «пускача», необходимо убедиться в отсутствии засорения в стартере – вполне возможно, что машина не заводиться из-за наличия грязи внутри узла.


Еще одна распространенная проблема – это заклинивание КПП. Часто коробка передач не дает переключить скорость, так как одна из шестерней слетела с посадочного места. В такой ситуации следует проверить целостность трансмиссии и установить все слетевшие элементы на места.

В целом же, модель МТЗ-80 показывает себя, как надежный агрегат для выполнения широкого спектра различных работ. Владелец может устанавливать цепи на колеса машины, использовать различный навесной инвентарь для посадки, сбора и транспортировки урожая, применять погрузчик.

Ниже рассмотрим, из чего состоит трактор МТЗ 80, а также подробно изучим конструкцию основных узлов сельскохозяйственной машины.

Конструкция мотора трактора

Двигатель машины относится к классу 4-цилиндровых четырехтактных моторов с водяной системой охлаждения трактора. Он создавался специально для линейки этих тракторов на том же Минском тракторном заводе. Эксплуатационный объем мотора составляет примерно 4,75 л. Благодаря качественному электрооборудованию и полураздельной камере сгорания, номинальная мощность двигателя составляет 80 л. с., а крутящий момент – 2200 об/мин.
Вес дизельного мотора составляет 428 кг. Некоторые модели тракторов дополнительно комплектуются предпусковым подогревателем ПЖБ-200Б.

Для запуска машины в ее комплектацию входит электрический стартер и пусковой карбюраторный мотор. Также в конструкцию входит устройство блокировки запуска, который нужно использовать для удерживания трактора на месте при заведенном моторе.

Чтобы продлить сроки эксплуатации двигателя, производитель рекомендует выполнять его осмотр и обслуживание каждые 240 моточасов. Изготовитель не советует использовать печку без необходимости, так как это отрицательно влияет на стабильность крутящего момента двигателя.

Особенности коробки передач агрегата

Отечественный трактор оборудован 9-ступенчатой механической коробкой передач. В конструкцию также входит понижающий редуктор, что дает возможность передвигаться, в общей сложности, на 18 передних и 4 задних скоростях. По требованию покупателя на тракторе может быть установлен ходоуменьшитель, устанавливаемый рядом с механизмом навески.

Нередко владельцы техники слышат стуки, издаваемые от КПП. Если они исчезают при работе на других передачах, то это прямой признак износа некоторых шестерней или выкрашивания их зубцов. Чтобы закончить работу не повредив трактор еще сильнее, потребуется сразу же заменить фрезу элементом с меньшей массой. По окончанию работы нужно поменять изношенные шестерни.

Некоторые трактора, выпускаемые до 1985 г., снабжались коробкой передач с гидравлическим управлением и возможность менять скорости при полной нагрузке. Такие машины позволяли включать любую из 4 скоростей, находящихся в одном из 4 диапазонов. При условии правильной регулировки сцепления муфту при переключении выжимать не требовалось.

Задний мост МТЗ-80 оснащен функцией дифференциальной блокировки гидравлического типа. Выбор режима блокировки доступен на панели приборов трактора.

Управление трактором и ходовая часть

Передний мост у трактора полужесткий, балансирного типа и повторяет все неровности дороги при езде, независимо от положения каркаса и заднего моста машины. Задний мост жесткий, колеса закреплены при помощи клеммовых соединений к ведущим осям. Благодаря этому водитель может сразу установить нужную для работы колею, выбирая показатель в диапазоне от 140 до 210 см. Ширина передней колеи регулируется постепенно с шагом в 10 см.

Трактор оснащен дисковыми тормозами с отдельной схемой электрической. Такое устройство тормозов делает их независимыми от общей конструкции трактора. Поэтому, если что-то в общей схеме трактора выходит из строя, тормоза продолжают выполнять свою функцию.

МТЗ-80 снабжается рулевым управлением с гидравлическим усилителем. Работает этот механизм по тому же принципу, что и ГУР на любом автомобиле: в масляном насосе создается давление, после чего гидроусилитель направляет нужное количество масла к гидравлическому цилиндру.

Обзор кабины МТЗ-80

Модели с малой кабиной пользуются большим спросом среди покупателей за счет своей компактности. Их кабины изготовлены из тонкой листовой стали. Внутри кабина оббита шумоизоляционным материалом. К конструкции она крепится посредством четырех амортизаторов из резины, которые смягчают тряску и вибрацию.

При эксплуатации водитель имеет хороший обзор местности. Под передними и задними окнами установлены стеклоочистители. Заднее окно и крыша могут открываться для притока воздуха. Для комфортабельности при посадке и езде трактор оборудуется двумя ступенями и поручнями с обеих сторон кабины.

Водителю трактора предоставляется удобное сиденье с возможность регулировки наклона спинки. Высота кресла регулируется по вертикали и горизонтали.

Перед сиденьем находится передняя панель с органами управления. Под приборной панелью находятся педали с отдельным тормозом. Справа от руля расположены рычаги управления гидравлической системой и рычаг запуска ВОМ.

Устройство навесного инвентаря

Трактор оснащен трехточечной конструкцией задней навески, изготовленной по классической схеме. Устройство состоит из 1 центральной, двух продольных тяг, раскосов и силового цилиндра, поднимающего и опускающего навесное оборудование.

Для управления инвентарем машина оборудуется раздельно-агрегатным гидравлическим устройством, которое состоит из таких деталей:

  • Масляного насоса шестеренчатого типа;
  • Привода от мотора;
  • Гидрораспределителя с тремя секциями;
  • 2 или 3 цилиндров.

МТЗ-80 эксплуатируется с разным навесным оборудованием. Для работы можно использовать:

  • Кун;
  • Картофелекопалку;
  • Плуг;
  • Борону;
  • Окучник;
  • Косарку;
  • Лопату для уборки снега и многое другое.

При необходимости трактор можно оснащать прицепом. Конструкция машины позволяет подключать генератор.

Популярные модификации агрегата

Как и в случае с множеством популярных тракторов, МТЗ-80 получил несколько модификаций, которые предназначались для тех, или иных работ. К наиболее известным из них относится:

  • МТЗ-80.1 – увеличенная кабина и улучшенный задний привод сделали этот трактор популярным среди владельцев угодий, расположенных на склонах. Эта модель обладала надежными запчастями, модернизированной коробкой передач. Она позволяла эксплуатировать трактор без какой-либо подготовки к работе;
  • МТЗ-80Л – трактор, предназначенный для лесных работ. Его использовали, в основном, для борьбы с пожарами и восстановления леса. Этот агрегат оснащался дизельным мотором, мощностью 60 л. с. Среди минусов выделяется необходимость частого ремонта ходовой части.
Читать еще:  Масло для гидравлики трактора мтз 82

Каждый из этих представителей пользуется популярностью и до сих пор, ведь, при невысокой стоимости, эти машины обладают высокой надежностью и отличными эксплуатационными качествами.

Органы управления и приборы трактора МТЗ-82.1

Расположение органов управления и приборов тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1

Органы управления и приборы, расположенные в кабине (унифицированной) трактора, представлены на рисунках.

Рис.1. Расположение приборов и органов управления

1 – выключатель аварийной сигнализации; 2 – маховичок управления шторкой водяного радиатора двигателя; 3 – многофункциональный подрулевой переключатель; 4 – комбинация приборов; 5 – блок контрольных ламп; 6 –тахоспидометр; 7 – место ус-тановки радиоприемника; 8 – дефлекторы; 9 –
рециркуляционные заслонки; 10 – блок клавишных переключателей верхнего щитка; 11 – плафон кабины с выключателем; 12 – солнцезащитный козырек; 13, 14, 15 – рукоятки управления выводами распределителя ГНС (выносными цилиндрами); 16 – рулевое колесо; 17 – пульт управления тахоспидометром; 18 – выключатель стартера и приборов; 19 – рычаг управления понижаю-щим редуктором КП; 20 – педаль управления подачей топлива; 21 – педаль управления правым рабочим тормозом; 22 – соединительная планка тормозных педалей; 23 – пе-даль управления левым рабочим тормозом; 24 — педаль управления блокировкой дифференциала заднего моста (при установленном ГОРУ); 25 – рукоятка фиксации угла наклона рулевой колонки; 26 – рукоятка останова двигателя (красного цвета); 27 – педаль управления сцеплением; 28 – выключатель стеклоомывателя переднего стекла; 29 – рукоятка управления блокировкой дифференциала заднего моста (при установленном ГУР); 30 – центральный переключатель света.

На тракторах Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 с тент-каркасом или основанием тента на базе унифицированной кабины позиции 7, 8, 9, 10, 11, 12, 28 отсутствуют.

Рис.2. Расположение органов управления тракторов с тент-каркасом

1 — рычаг стояночного тормоза; 2 — рычаг переключения передач; 3 — ограничитель хода рычага управления силовым регулятором; 4 — рычаг управления подачей топлива; 5 — рычаг управления ВОМ; 6 — рукоятка управления силовым регулятором (ЗНУ); 7 — выключатель «массы»; 8 — тяга переключения диапазонов ходоуменьшителя (если установлен); 9 — рычаг переключения передач ходоуменьшителя (если установлен); 10 — рукоятка управления захватами гидрокрюка; 11 — рычаг переключения ВОМ (независимый/синхронный); 12 — рычаг фиксации механизма навески в поднятом положении; 13 — рычаг управления приводом ПВМ.

Выключатели и переключатели щитка приборов

Рис.3. Выключатели и переключатели щитка приборов

1 – многофункциональный подрулевой переключатель; 2 – выключатель аварийной световой сигнализации; 3 – центральный переключатель света; 4 – выключатель стеклоомывателя переднего стекла; 5 – выключатель стартера и приборов.

Выключатель стартера и приборов 5 имеет четыре положения:

— «0» – выключено;
— «I» – включены приборы, блоки контрольных ламп;
— «II» – включен стартер (нефиксированное положение);
— «III» – включен радиоприемник (поворот ключа против часовой стрелки).

Радиоприемник работает только в положениях «I» и «III» выключателя стартера и приборов.

Подрулевой многофункциональный переключатель 1 обеспечивает включение указателей поворота, переключение света фар (ближний-дальний), сигнализацию дальним светом, звуковой сигнал:

— поворотом рычага подрулевого переключателя 1 от себя или на себя включается правый или левый указатель поворота соответственно. После поворота трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 рычаг автоматически возвращается в исходное положение.

— звуковой сигнал включается при нажатии на рычаг в осевом направлении. Звуковой сигнал включается в любом положении рычага подрулевого переключателя 1.

— при включенных дорожных фарах (установка клавиши 3 в положение «III») и при установке рычага переключателя 1 вниз включается «дальний свет», при включенных дорожных фарах и при установке рычага переключателя 1 вверх – «ближний свет».

— при перемещении рычага переключателя 1 из положения «ближний свет» вверх до упора кратковременно включается «дальний свет» («мигание дальним светом», положение нефиксированное) независимо от положения центрального переключателя света. При отпускании рычага он автоматически возвращается в положение «ближнего света».

При нажатии на кнопку выключателя аварийной световой сигнализации 2 включается аварийная световая сигнализация. Встроенная в кнопку контрольная лампа мигает одновременно с мигающим светом сигнализации. При повторном нажатии на кнопку 2 аварийная сигнализация отключается.

Центральный переключатель света 3, имеет три положения:

— положение «I» – «выключено» (утоплена верхняя на рисунке часть клавиши);

— положение «II» – «включены передние и задние габаритные огни, освещение номерного знака, освещение контрольно-измерительных приборов на щитке, а также габаритные огни на прицепной машине» (среднее положение);

— положение «III» – «включены все потребители положения «II» и дорожные фары» (нижняя на рисунке часть клавиши нажата до упора).

При нажатии на клавишу 4 (нефиксированное положение) включается стеклоомыватель переднего стекла. При отпускании клавиши 4 – стеклоомыватель переднего стекла выключается.

Блок клавишных переключателей верхнего щитка и выключатель стеклоочистителя заднего стекла

При нажатии на клавишу выключателя 1 включается стеклоочиститель переднего стекла.

Выключатель имеет три положения:

— «Выключено»;
— «Включена низкая скорость стеклоочистителя»;
— «Включена высокая скорость стеклоочистителя».

При нажатии на клавишу переключателя 2 включается вентиляция воздуха в кабине трактора Беларус МТЗ 82-1, 80-1.

Переключатель имеет три положения:

— «Выключено»;
— «Включен режим малой подачи воздуха»;
— «Включен режим большой подачи воздуха».

При нажатии на клавишу выключателя 3 включаются две задние рабочие фары и световой индикатор, встроенный в клавишу.

При нажатии на клавишу выключателя 4 включаются две передние рабочие фары, и световой индикатор, встроенный в клавишу.

Рис.4. Блок клавишных переключателей верхнего щитка

1 – выключатель стеклоочистителя переднего стекла; 2 – переключатель вентилятора кабины; 3 – выключатель задних рабочих фар; 4 – выключатель передних рабочих фар.

Управление отопителем-вентилятором кабины

Рис.5. Элементы управления отопителем-вентилятором кабины

1, 2 – рукоятка крана отопителя; 3 – рециркуляционная заслонка; 4 – переключатель вентилятора кабины; 5 – дефлектор; 6 – шланг; 7 – хомут; 8 – сливная пробка.

Отопитель-вентилятор кабины может работать в двух режимах – отопления и вентиляции.

Для работы отопителя-вентилятора в режиме отопления необходимо выполнить следующие условия:

— запустите двигатель Беларус МТЗ-82.1, 80.1 и дайте ему поработать на средних оборотах для прогрева воды до температуры от плюс 70°С до плюс 80°С, после чего откройте кран отопителя. Для этого рукоятку крана 1 необходимо повернуть до упора против часовой стрелки. Если кран отопителя установлен снаружи кабины, то необходимо отвернуть рукоятку 2. Затем увеличьте обороты двигателя и через 1-2 минуты убедитесь в циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор отопителя, приоткрыв сливную пробку 8 сливного крана с правой стороны кабины;

— проверьте, и при необходимости, долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.

— включите вентилятор отопителя с помощью переключателя 4, при этом в течение от одной до пяти минут в кабину должен начать поступать теплый воздух, что подтверждает исправность системы отопления;

— направьте поток воздуха с помощью дефлекторов 5;

— путем открытия рециркуляционных заслонок 3 можно управлять количеством свежего воздуха, поступающего в кабину.

Для слива охлаждающей жидкости из системы отопления предусмотрены сливные пробки 8 с левой и правой сторон кабины.

При установленном кране 1 слив ОЖ из системы отопления производите следующим образом:

— откройте кран отопителя, для этого рукоятку 1 необходимо повернуть до упора против часовой стрелки;

— слейте ОЖ в специальную емкость, открыв сливные пробки 8 с левой и правой сторон кабины;

— затяните пробки 8 и отсоедините шланги 6 с левой и правой сторон кабины, предварительно ослабив затяжку хомутов 7;

— продуйте систему отопления сжатым воздухом;

— после продувки закройте кран отопителя, повернув рукоятку 1 до упора по часовой стрелке, соедините шланги 6 и затяните хомуты 7;

— проверьте, и при необходимости, долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.

При установленном кране 2 слив ОЖ из системы отопления производите следующим образом:

— закройте кран отопителя, завернув рукоятку 2;

— слейте ОЖ в специальную емкость, открыв сливные пробки 8 с левой и правой сторон кабины;

— продуйте систему отопления сжатым воздухом;

— затяните пробки 8 с левой и правой сторон кабины;

— проверьте, и при необходимости, долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.

На тракторе Беларус МТЗ-82-1, 80-1 также может быть установлен вентилятор кабины.

Рис.6. Элементы управления вентилятором кабины

1 – заглушка; 2 – рециркуляционная заслонка; 3 – переключатель вентилятора кабины; 4 – дефлектор

Для выполнения вентиляции кабины необходимо выполнить следующие действия:

— включите вентилятор с помощью переключателя 3 и направьте поток воздуха с помощью дефлекторов 4;

— путем открытия рециркуляционных заслонок 2 можно управлять количеством свежего воздуха, поступающего в кабину.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector