Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первый тракторный завод в ссср

Volkswagen Touran Silver ironpress 1,9 TDI › Бортжурнал › Сталинградский (Волгоградский) тракторный завод и его гибель— вид сверху.

Случайно наткнулся в «тырнете» на пост про гибель (по-другому не сказать), Сталинградского Волгоградского Тракторного завода, в былые времена флагмана передового тракторостроения в бывшем СССР.
Автор 2-х минутного видеоролика съемок с квадрокоптера сопровождает увиденное словами:
«Меня это убило наповал!
Это просто безысходность, боль и отчаяние – именно такие чувства я испытывал, когда посмотрел отснятое видео с тракторного завода!
Жуть-жуткая. Впечатлительным лучше не смотреть. Даже как-то не верится в ЭТО…»
Подробнее вот здесь: bloknot-volgograd.ru/news…raktornyy-zavod-po-711692
«Сталинградский Волгоградский Тракторный завод — вид сверху.
«polnaya-razrukha-volgogradskiy-traktornyy-zavod-po-711692
Ну и я тоже бываю иногда там рядом (в ТРК «Diamant»), но только с «глянцевой» стороны этого знаменитого на всю страну завода и никогда не мог подумать что там присутствует «такой сифилис и разруха».
Поэтому я тоже решил чуть-чуть вспомнить сам и напомнить другим историю становления, расцвета и гибели СТЗ/ВгТЗ, следовательно будет достаточного много букв, слов и фото, но без этого в изложении этой печальной истории нельзя.
Решение о строительстве в Сталинграде первого в стране тракторного завода было принято в 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР, и уже через 3 года в июне 1930 года — с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 с двигателем мощностью 30 л.с. Наш первый трактор, как и многие другие машины тех лет, был копией американского трактора компании Mc Cormic, приобретенного в США. Кстати, эта компания и сейчас успешно функционирует и в наши дни в США.

К июлю 1940 года на СТЗ было выпущено уже 233000 тракторов (в том числе 25 тысяч гусеничных). Более половины тракторного парка страны — сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
С началом Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-72, а также танковых двигателей (и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт.
Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва войск вермахта к Сталинграду в августе 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера, была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода.
25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.

самого массового трактора, вышедшего из стен ВгТЗ.
В 1961 году Сталинградский тракторный завод был переименован в Волгоградский тракторный завод.
В 1964 был демонтирован старый большой конвейер и вступил в строй новый сборочный цех с двумя конвейерами: один для сборки основных тракторов, другой — для модификации болотоходной, крутосклонной, промышленной, а также тракторов переходных и новых моделей. Реконструкция завода в основном закончена в 1968. В январе 1970г. уже был выпущен миллионный трактор.
В 1992 году состоялась приватизация Волгоградского тракторного завода посредством акционирования.
C 1994 года Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л.с.

ПТ-76 (выпускался с 1951 по 1967 год)

БМД-1 (1968- по 1987 годы)

БМД-2 (с 1985г по 2000г.г.)

БМД-3 (с 1985 по 1997)

БМД-4 (с 2015 г по н.в.)

БТР-Д (с 1974г. по 1985г)

2С25 «Спрут-СД» (1983-2010г.г.)
Но в 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. Правопреемником завода стала Тракторная компания «ВгТЗ».
Вся эта информация взята из многих сайтов интернета, в том числе и из Википедии.
Вот так обидно и бесславно закончилась трудовая летопись легендарного Сталинградского тракторного завода, впрочем также как московских АМО /ЗИЛ, МЗМА /АЗЛК /АО «Москвич» и многих других гигантов советской индустрии, которые помогли нашей стране подняться в годы коллективизации и индустриализации в 20-40-е годы, выстоять в Великой Отечесвенной войне 1941-1945г.г., пережить послевоенную разруху, построить развитое социалистическое общество.
Вот взгляд на сложившуюся обстановку на ВГТЗ представителя пресс-службы концерна «Тракторный завод», которому принадлежит «ВГТЗ».
На вопрос корреспондента:
» Почему на территории завода столько разрушенных зданий?»
Последовал ответ представителя пресс-службы:
«Если речь идет о неиспользуемых производственных площадях, так называемом, Прибрежном корпусе, так он уже давно не эксплуатируется и не задействован еще с 90-х годов. Кроме того, с появлением нового собственника часть производства «ужали» в размерах. Это было сделано для «повышения эффективности производства и сокращения текущих расходов», как сказано в официальном релизе.
Поэтому сегодня все производство сконцентрировано на небольшой территории. Здесь осуществляется механическая обработка деталей и сборка готовых изделий, в том числе и в рамках выполнения гособоронзаказа.
А вот корпуса боевых машин десанта сейчас производят в цехах на арендуемых площадях у Судоверфи в Красноамрейском районе Волгограда. Именно там налаживается серийный выпуск БМД-4М.
А вот интервью, взятое у бвышего работника ВгТЗ:
«Я работал немного на главном конвейере. До 100 тракторов в смену он выдавал при 3-сменке. Плюс экспортный конвейер по 25 тракторов давал при 2-сменке. Плюс, примерно 60 машин БМД для ВДВ в месяц. Сейчас производство БМД передано Кургану. Если что-то и делается на ВГТЗ, то временно, до полного переноса в Курган. И производственная программа, раз в 10-50 меньше советской…(.www.volgograd.kp.ru/daily/26499/3368297/)
Вот еще несколько фотографий для сравнения:

Читать еще:  Трактор т 60

спроектированные и построенные под руководством знаменитого американского архитектора Альберта Кана, а также громадина торгово-развлекательного комплекса «Diamant», расположившившегося там же!

Вот такой получился мрачный экскурс в историю великого города и знаменитого завода.

О первом советском тракторе

Колесный пахотный трактор СТЗ-15/30, иногда обозначаемый также, как СТЗ-1, стал первым отечественным трактором, выпускавшимся массово на конвейере. Его появление можно считать таким же важным событием в истории индустриализации страны, как освоение производства автомобилей ГАЗ на Горьковском автозаводе.

В 1926 году Высший Совет народного хозяйства СССР принял решение о строительстве первого в стране тракторного завода в Сталинграде. Место выбрали в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки завода. Сталинградский тракторный входил в число первых промышленных объектов, возводившихся по планам ускоренной индустриализации СССР, принятым в конце 1920-х годов. В том же 1926 году ушел из жизни видный деятель партии большевиков и Советского государства Ф. Э. Дзержинский. В память о Феликсе Эдмундовиче, жители Сталинграда ходатайствовали перед ЦИК СССР о присвоении строящемуся заводу его имени. Перед центральной проходной завода в 1932 году установлен памятник Дзержинскому.

Нет ничего удивительного в том, что в 20-е годы в стране еще не был накоплен собственный опыт проектирования недорогих массовых тракторов и, главное, создания технологии их крупносерийного выпуска. Поэтому первый трактор, как и многие другие машины тех лет, приобрели в США. Проектировала Сталинградский тракторный завод фирма Albert Kahn Inc., основанная знаменитым американским архитектором Альбертом Каном. А конструкцию трактора позаимствовали у компании Mc Cormic, которая, кстати, успешно действует и в наши дни, предлагая современную сельскохозяйственную технику на рынке России XXI века. По результатам испытаний различных зарубежных тракторов, проведенных в Советском Союзе летом 1926 года, лучшей моделью был признан легкий Mc Cormic Deering 10/20. Его и рекомендовали в качестве прототипа первого сталинградского трактора. Но советские инженеры вовремя выдвинули идею, что для нашей страны нужна более мощная модель трактора, обладающая запасом прочности и надежности, увеличенным моторесурсом в тяжелых условиях эксплуатации. В результате, к серийному производству в Сталинграде приняли более мощный и тяжелый трактор из модельного ряда той же компании Mc Cormic International 15/30. У советской версии этого трактора остался американский цифровой индекс через дробь.

Первый трактор СТЗ-15/30 сошел с конвейера новенького завода в Сталинграде 17 июня 1930 года в 15 часов. Меньше, чем через два года, 20 апреля 1932 года завод вышел на свою проектную мощность. С конвейера сходило 144 трактора в сутки. Между тем, в 1931 году выпуск точно таких же тракторов был освоен на Харьковском тракторном заводе с индексом СХТЗ-15/30. Согласно технической документации, первые СТЗ и СХТЗ предназначались для выполнения работы с двухкорпусными, трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения, в том числе с приводом от вала отбора мощности, а также для приведения в действие стационарных машин.

Как и большинство пахотных тракторов того периода, СТЗ-15/30 был настоящей железной машиной, у которой даже штурвал рулевого колеса и седло тракториста — стальные штампованные. И колесные обода тоже стальные, голые, без каких-либо шин. На задних ведущих колесах к ободам привинчены мощные треугольные шипы грунтозацепов, или как их еще называют, почвозацепов. Трактор не предназначался для езды по дорогам с твердым покрытием, а на пашне 30-х годов шины еще казались излишеством, да и исключалась необходимость освоения выпуска сложных и недешевых резино-технических изделий.

Карбюраторный четырехтактный 4-цилиндровый двигатель работал, как и у других тракторов 20-30-х годов, на керосине. Он развивал мощность 30 л.с. (22 кВт). Тракторист оперировал трехскоростной коробкой передач. В результате, машина развивала скорость в диапазоне от 3,5 до 7,4 км/ч., а максимальное тяговое усилие на крюке достигало 15 л.с. (11 кВт).

Первый трактор встающей на ноги индустрии воплощал в себе простые, удобные в производстве и эксплуатации технические решения. Компоновка трактора СТЗ-15/30 была классическая, основание рамное. Литая чугунная рама трактора совмещалась с масляной ванной трансмиссии. Для повышения надежности и ресурса двигателя применялись масляный насос (передовое решение по сравнению с еще встречавшейся тогда смазкой подшипников и трущихся пар разбрызгиванием) и фильтр в системе смазки, масляный воздухоочиститель в системе питания. Система зажигания высокого напряжения работала от магнето, как у многих автомобильных и мотоциклетных моторов 30-х.

Наряду с тракторами «Фордзон-Путиловец» и более легким «Универсалом», СТЗ-15/30 активно входил в хозяйственную жизнь советской деревни. Железного коня бок-о-бок с колхозниками осваивали колхозницы. Вот воспоминания жителей сел Подосиновец и Яхреньга Подосиновского района, в 30-е годы входившего в состав Архангельской, а в наши дни находящегося в Кировской области:

Первый трактор «Фордзон-Путиловец» появился в районе в Щеткинском сельсовете в апреле 1928 года, а в начале весны 1930 года пришли пять импортных гусеничных тракторов с плугами. К 1936 году постепенно увеличились урожаи зерновых культур, необходима была новая техника. Василий Платонович Микуров основал первую Щеткинскую МТС (машинно-тракторную станцию), позже, 1 июля 1936 года, появилась Утмановская МТС под руководством Артемия Зиновьевича Ванеева. В Яхреньгском сельсовете тракторы появились в 1937 году, многие видели их в первый раз. Старожилы помнят старика Иннокентия, который называл трактор ХТЗ «нечистой силой» и боялся его. Было 4 трактора, в войну один забрали на фронт. Осталось 3 трактора на 7 колхозов. Одна из бригад состояла из женщин-трактористок.

Читать еще:  Трактор т 40 тюнинг

Когда началась Великая Отечественная война на трактор сели женщины. Мария Николаевна Нагаева, родившася в 1922 году, воспоминает: «В 18 лет председатель вызвал в контору и заявил о том, чтобы шла на фронт или ехала учиться на механика». Мария Николаевна уехала учиться в Нолинск. Через 10 месяцев в мае 1942 г. вернулась домой в деревню Головино. Трактористов не хватало и она стала бригадиром женской бригады. Проработала на тракторе ХТЗ-15/30 до 1949 года. Затем перешла работать в животноводство. Александра Ивановна Поникаровская (1931 г.р.) из деревни Головино проработала 11 лет трактористкой. Ее односельчанка Лидия Степановна Нагаева (1929 г.р.) водила по колхозным полям трактор с 1950 по 1954 годы.

Во время войны, несмотря на трудности, вносились удобрения и вырастала хорошая рожь. Крестьяне с грустью вспоминают 1947 год. Он был самым неурожайным. Чтобы выжить сеяли ячмень и ели картошку. Трактора не успевали обслуживать все колхозы, поэтому приходилось рано вставать, чтобы засеять большие площади земли. Дорог не было и приходилось преодолевать километры с помощью срубленных деревьев и подсунутых под колеса палок. Трактор заводился вручную, причем очень долго, и колхозники придумали новую расшифровку абривиатуры ХТЗ: «хрен трактор заведешь». После войны стали возвращаться мужчины, которые сели за трактор. Сломанные детали приходилось везти верхом на лошади на ремонт в Утмановскую МТС. Позже появились местные кузницы. В 1950 году Виталий Поникаровский пригнал первый дизельный трактор. Старые колесники стали не нужны, так как дизельные появились в достаточном количестве. Трактор ХТЗ-15/30 на котором ездил Степан Куковеров, был брошен на краю деревни. Все, что можно было снять с трактора за 25 лет, сняли. В 1983 или 1984 году председатель колхоза «Маяк» Яхреньгского сельсовета Н.В. Толоконцев решил восстановить заслуженную машину. По всей соседней Вологодской области и Подосиновскому району Кировской области механизаторы собирали детали к трактору. После завершения сборки возрожденный колесник ХТЗ-15/30 был поставлен на постамент в селе Яхреньга, как память о первых тракторах Советского Союза.

В середине 30-х годов Научный автотракторный институт НАТИ в Москве разработал гусеничный трактор средней мощности, получивший обозначение СТЗ-НАТИ. Под его выпуск перепрофилировали сначала Сталинградский, а потом и Харьковский тракторный заводы, что поставило крест на производстве СТЗ-15/30. Официально гусеничные тракторы вытеснили своих колесных предшественников с конвейера в 1937 году. Но по некоторым данным, изготовление тракторов типа СТЗ-15/30 в небольшом количестве продолжалось в Москве на Втором авторемонтном заводе до 1948-1950 годов. В общей сложности всеми заводами было выпущено примерно 397 тысяч тракторов этого типа.

Колесные и гусеничные трактора СССР

Трактора СССР были первыми машинами, выпуску которых придавалось большое значение. Спецтехнику поставляли в колхозы, задача которых состояла в выполнении продовольственной программы. Первые трактора обеспечили высокую производительность труда при выполнении сельскохозяйственных работ. Несмотря на малую мощность, они хорошо справлялись с поставленными задачами. Трактористы в союзе были почитаемыми людьми, считались грамотными и образованными.

Советские колесные трактора

В начале 20-х годов 20 века на ленинградском заводе «Красный Путиловец» приступили к выпуску российского трактора. Основой конструкции советской машины послужила американская модель, пользующаяся высоким спросом за рубежом. Поэтому Фордзон — прототип последующих колесных советских тракторов. От конструкторов завода требовалось усовершенствовать зарубежную модель в кратчайшие сроки.

Машина была безрамной, с поперечно установленным 4-цилиндровым двигателем. В качестве горючего служила сырая нефть. Весила около 2 т, развивала скорость до 3-х км/ч. Использовалась преимущественно на сельскохозяйственных работах и для перемещения грузов. Так было положено начало массовому производству колесных тракторов.

Первый трактор в СССР был выпущен в 1923 г. Это была универсальная машина, востребованная колхозами и промышленными предприятиями. Советские трактора во многом обусловили успех первых пятилеток, задачей которых был подъем народного хозяйства. Все модели спецтехники использовалась для выполнения широкого спектра работ:

  • вспашки полей;
  • буксировки тяжеловесных грузов на лесопильных предприятиях;
  • на строительстве дорог и зданий;
  • в коммунальном хозяйстве.

Минитрактора выпускались небольшими партиями, т. к. их конструкция непрестанно совершенствовалась.

Коломенец 1

Начиная с 1923 года в течение 6 лет на заводе тракторостроения в г. Коломна осуществлялось производство тракторов Коломнец 1. Это был почти полный аналог американского Могул. Но советские конструкторы отказались от нескольких узлов зарубежной машины и тем самым облегчили конструкцию российской. Это обеспечило ее более высокую скорость.

Коломенская модель имела рамный остов, была оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 25 л. с. Силовую установку расположили вертикально, радиаторную систему охлаждения заменили градирней. Всего было выпущено 500 машин этой модели.

Запорожец

В 1923 году на заводе «Красный Прогресс» было запущено производство тракторов Запорожец. Это была облегченная модель, специально созданная для работы с двухкорпусным плугом. Отличительная особенность машины в том, что ее изготавливали из недорогих и доступных материалов. Двигатель работал на сырой нефти. Для запуска требовалось раскалить запальную головку. У машины было 3 колеса — 2 передних и 1 заднее. Агрегат мог развивать скорость не более 3,6 км/ч.

Карлик

В начале 20-х годов прошлого века талантливым российским изобретателем Я. В. Маминым были разработаны два трактора — Гном и Карлик. В отличие от иностранных моделей, это были легкие и маневренные машины, простые в сборке и ремонте. В конструкцию Карлика входил не имеющий аналогов одноцилиндровый двигатель высокого сжатия, изобретенный Маминым.

Читать еще:  Как переключать передачи на тракторе

Несмотря на легкий вес (до 1,4 т) и невысокую мощность в 12 л. с., Карлик обладал большей тяговой силой, чем зарубежные тракторы, и превосходил по этому показателю даже американский Фордзон. Все это обеспечило высокий спрос на данную модель, и в течение 4 лет завод «Возрождение» ежедневно выпускал Карликов 1.

Фордзон-Путиловец

В 1924 г на заводе «Красный Путиловец» приступили к производству трактора Фордзон-Путиловец. Правительством было принято решение о выпуске машин на основе модели американского Фордзона, но адаптированных для российских условий. Тем самым сокращали время, требуемое для разработки отечественной модели.

Фордзон-Путиловец стал основой для всей колесной спецтехники. Машина оснащалась четырьмя колесами, задние из которых были ведущими. В передней части находился вертикально установленный двигатель. Сиденье оператора располагалось над задним мостом.

Особенность модели в том, она имеет безрамную конструкцию. Такой прием был использован впервые в мировом машиностроении. Таким образом добились нескольких преимуществ:

  • более легкого веса;
  • маневренности;
  • экономии на материалах изготовления;
  • более высокой скорости перевижения.

Четырехтактный четырехцилиндровый двигатель карбюраторного типа обеспечивал мощность 20 л. с. Машина управлялась КПП с тремя передачами: двумя передними и одной задней.

Универсал

В начале 30-х годов прошлого века на Кировском заводе в Ленинграде приступили к производству мощного по тем временам трактора Универсал. Машина разрабатывалась с целью механизации посева и обработки пропашных культур. Прототипом послужил американский Фармолл. Но в процессе разработки российской машины конструкция зарубежной была настолько изменена, что Универсал считают самостоятельной моделью. Причем одновременно были сконструированы сразу две ее модификации, а через некоторое время третья и четвертая:

  1. «У-1» — для обработки высококостебельных пропашных культур.
  2. «У-2» — для низкостебельных.
  3. «У-3» — для междурядной обработки.
  4. «У-4» — для уборки хлопка.

Характеристики трактора Универсал позволяли использовать его и в качестве тяговой техники. В середине 30-х годов эти машины выпускали сразу на двух заводах: Кировском и Владимирском тракторном.

Т-150, выпускаемый Харьковским и Минским тракторными заводами, стал самой мощной и быстроходной сельскохозяйственной машиной 60-х годов 20 века. Разработкой этой техники занимались ведущие конструкторы и изобретатели Советского Союза. Они решали задачу массовой поставки модернизированной спецтехники на смену устаревшим моделям.

Технические характеристики трактора:

  • мощность — 170 л. с.;
  • скорость оборотов коленвала — 2100 в минуту;
  • минимальный радиус поворота — 6,5 м;
  • дорожный просвет — 400 мм;
  • тяговое усилие — 6000 кгс.

Машина оснащалась бензиновым шестицилиндровым двигателем с турбонадувом СМД-60, запуск которого осуществлялся электростартером. Начиная с 1971 года на Т-150 начали устанавливать более мощные двигатели: ЯМЗ-236, 236НЕ, 238М2. Трансмиссия трактора гидромеханическая с 2-дисковым сцеплением и пневматическим приводом. Остов полурамный, коробка передач механического типа.

Гусеничные трактора СССР

Начиная с середины 60-х годов прошлого века в России активно проводились исследования по эффективности применения в сельском хозяйстве тракторов колесного типа.

В результате были сделаны выводы о том, что выгоднее и безопаснее в эксплуатации машины на базе гусениц.

В отличие от колесных, они не вызывают большого уплотнения почвы, влекущего снижение урожайности на 25%. Есть у гусеничных моделей и другие преимущества:

  • более высокая проходимость по рыхлым и вязким грунтам;
  • снижен риск пробуксовывания;
  • более высокие тяговые характеристики.

В связи с этим было принято решение о переходе крупнейших тракторостроительных заводов страны на производство машин на базе гусениц. К 80-м годам 20 века колхозы и совхозы России были полностью укомплектованы техникой этого типа.

Техника данного вида представлена следующими моделями.

Коммунар

Коммунар — первая модель гусеничного трактора, производство которой осуществлялось ХТЗ (Харьковским тракторным заводом) с 1924 по 1931 гг. В период Великой Отечественной войны эта техника использовалась в качестве тяговой для артиллерийских орудий. Всего было разработано 3 модификации базовой модели:

Технические характеристики трактора Коммунар:

  • масса — 8,5 т;
  • мощность — 50 л. с.;
  • максимальная скорость — 7 км/ч;
  • коробка передач трехступенчатая (2 вперед и 1 назад).

В 50-х годах прошлого века было налажено производство первого дизельного гусеничного трактора Д-54. Его выпуск осуществлялся тремя крупнейшими заводами страны: Сталинградским, Харьковским и Алтайским. Эту мощную машину использовали для всех видов работ, где требовались выносливость, проходимость, большое тяговое усилие.

Д-54 был оборудован 5-ступенчатой механической коробкой передач, развивал скорость до 5,7 км/ч, обладал тяговой мощностью 2000 кгс.

Дт-75 — самый массовый гусеничный трактор СССР

Д-75 — спецтехника общего назначения, выпускаемая в России с 1973 года. Первые машины были оснащены дизельными двигателями мощностью 75 л. с. Трактор имеет рамную конструкцию, в первоначальном варианте был оборудован кабиной автомобильного типа с регулируемым по высоте сиденьем.

Начиная с модификации Д-75М высота и оснащение кабины регулярно претерпевали изменения в сторону повышения комфортабельности.

Для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями предусмотрена возможность холодного запуска двигателя. Конструкция машины позволяет присоединять к ней полунавесное оборудование бокового типа. Это предоставляет возможность использовать трактор как бетоноукладчик и погрузчик. Таким образом спектр выполняемых спецтехникой задач был расширен. В него вошли бурильные, дорожные и строительные работы. По сей день тракторы этой модели востребованы сельским хозяйством и промышленностью, активно эксплуатируются в самых разных условиях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector