Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рулевое управление трактора

Спецтехника

Рулевое управление предназначено для поддержания движения трактора (автомобиля) по заданному водителем направлению.

Рулевое управление должно быть легким и удобным, для чего усилие на рулевом колесе и угол его поворота должны быть ограниченными. Кроме того, необходимо, чтобы рулевое управление обеспечивало правильную кинематику поворота и безопасность движения, а поворот колес происходил так, чтобы их качение не вызывало проскальзывания.
Рис. 1. Кинематика поворота колесных тракторов и автомобилей:

а — передних колес относительно переднего моста; б — одинарного переднего колеса; в — одной части рамы относительно другой части, соединенных шарниром.

На тракторах и автомобилях управление осуществляется путем поворота: передних колес относительно переднего моста (рис. 1, а, 6) — на универсально-пропашных тракторах 4≠4, 4≠2, З≠2, всех легковых и грузовых автомобилях; полурам, образующих несущую систему трактора, совместно с колесами относительно соединяющего их вертикального шарнира (рис. 1, в) — на тракторах 4=4 общего назначения (К-701, Т-150К); передних и задних колес относительно их мостов (все колеса управляемые) — на тракторах 4=4, автомобилях высокой проходимости.

В зависимости от расположения рулевого колеса различают правое и левое рулевое управление. При правостороннем движении транспорта по дорогам и улицам левое рулевое управление способствует лучшей обзорности пути.
Рис. 2. Типы рулевых управлений:

а — рулевое управление с совмещенным рулевым колесом и рулевым механизмом, цельной трапецией и механическим приводом; б — рулевое управление с раздельным рулевым колесом и рулевым механизмом, расчлененной трапецией и механическим приводом с гидроусилителем: 1 — рулевое колесо; 2 — сошка; 3 — рулевой механизм; 4 — продольная тяга; 5, 7 — поворотные рычаги; 6 — поперечная тяга; 8 — цапфа колеса; 9 — карданная передача; 10 — гидроусилитель; 11 — поворотный вал сошки; в — объемное гидравлическое рулевое управление (ОГРУ): 1 — насос питания; 2 — предохранительный клапан; 3 — насос-дозатор; 4 — рулевое колесо; 5 — гидравлический силовой цилиндр; 6 — трубопроводы; 7 — поперечная тяга; 8 — бак.

Рулевое управление состоит из рулевого механизма 3 (рис. 2, а) и рулевого привода. Посредством рулевого механизма усилие, приложенное водителем к рулевому колесу 1, передастся рулевому приводу. Рулевой привод осуществляет передачу усилий от рулевого механизма к управляемым колесам или полурамам трактора. Рулевые приводы могут быть механическими, гидравлическими и электрическими. У автомобилей и тракторов с передними управляемыми колесами механический привод передает усилие сошкой 2 к поворотным рычагам 5, 7 рулевой трапеции. Рулевая трапеция, состоящая из поперечной рулевой тяги 6 с поворотными рычагами 5 и 7, является частью рулевого привода и предназначена для достижения необходимого соотношения между углами поворота управляемых колес.

В качестве рулевых механизмов используются передачи червяк — ролик (ГАЗ-53А, УАЗ, ГАЗ-66, «Волга», «Москвич», «Жигули», «Запорожец»), червяк — сектор (КрАЗ-257, Урал-375Д, МАЗ-200, К-700, К-701, Т-150К, МТЗ-80, МТЗ-82, Т-40М, Т-40АМ и др.), винт с гайкой (ЗИЛ-130, Т-25А), винт с гайкой и рейка с зубчатым сектором (ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б, БелАЗ-540), конические шестерни (Т-16М).

По взаимному расположению рулевого колеса и рулевого механизма различают рулевые управления с совмещенным (рис. 2, а) или раздельным (рис. 2, 6) рулевым колесом и рулевым механизмом. При совмещенном рулевом управлении ведущий элемент рулевого механизма 3 устанавливается на нижнем конце вала рулевого колеса 1, а при раздельном соединяется с ним через карданную передачу 9. К первому типу относятся рулевые управления автомобилей ГАЗ-5ЗА, «Волга», «Жигули», «Москвич», «Запорожец», тракторов К-701, Т-150К, Т-25А; ко второму — автомобилей БелАЗ-540, ЗИЛ-131, ЗИЛ-130, УАЗ, тракторов МТЗ-80, Т-40М/40АМ, Т-28Х4М и др.

По месту расположения рулевой трапеции относительно управляемого моста различают рулевые приводы с передним (рис. 2, в) и задним (рис. 2, а) расположением трапеции. Трапеция с передним расположением применена на автомобилях ГАЗ-66, УАЗ-452, тракторах ЮМЗ-6М/6Л; с задним — на автомобилях ГАЗ-5ЗА, ЗИЛ-130, УАЗ-451М, тракторах МТЗ-80/82, Т-40М/АМ и др.

Рычаги 5 и 7 (рис. 2, а) поворотных цапф объединяются одной поперечной тягой 6 или с двумя шарнирами, также соединенными между собой тягой. В первом случае тралению называют цельной, а во втором — расчлененной. Расчлененные трапеции применяются на легковых автомобилях, имеющих независимую подвеску управляемых колес, а также на колесных универсальных тракторах МТЗ-80, Т-40М. В рулевом управлении с цельной трапецией привод к трапеции осуществляется продольной тягой 4; привод к расчлененной трапеции — продольной тягой, продольным валом сошки или сошкой 2, установленной на поворотном валу 11 рулевого механизма.

Рулевые управления оснащаются усилителями рулевого привода, предназначенными для создания дополнительного усилия с целью облегчения управления трактором (автомобилем). Исключение составляют легковые и некоторые грузовые автомобили и тракторы тяговых классов 6—9 кН. Наиболее распространены гидравлические и пневматические усилители.

Гидравлические усилители разнообразны по конструкции, их различают по целевому использованию насоса, расположению агрегатов и возможности применения механического привода в качестве дублерного.

По целевому использованию насоса усилители делятся на автономного и совмещенного действия. У первых насос питает только гидравлическую систему усилителя, у вторых также и других потребителей. Первая группа усилителей более распространена и применяется на тракторах МТЗ-80/82, Т-150К, К-701, автомобилях ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЗ-66 и др. Ко второй группе относятся усилители тракторов Т-40М/40АМ (насос используется одновременно для гидравлической навесной системы), автомобилей БелАЗ (насос приводит в действие гидросистему опрокидывающего механизма кузова) и др.

По расположению агрегатов различают следующие схемы: гидроцилиндр распределитель и рулевой механизм образуют общий узел (МТЗ-80, Т-40М, ЗИЛ-130 и др.); рулевой механизм и распределитель выполнены в одном агрегате, гидроцилиндр — раздельно (Т-150К, К-701); гидроцилиндр и распределитель выполнены в общем узле отдельно от рулевого механизма (МАЗ-500, БелАЗ-540 и др.); гидроцилиндр, распределитель и рулевой механизм являются отдельными узлами (ГАЗ-66).

По применению механического привода в качестве дублерного различают схемы, позволяющие использовать механический привод при неработающем двигателе (или отказе усилителя) и исключающие такую возможность. К первым относятся все тракторы и автомобили с передними управляемыми колесами (см. рис. 1. а, б), ко вторым — тракторы 4=4 с шарнирно сочлененной рамой (К-701, Т-150К).

Новые конструкции объемного гидравлического рулевого управления (ОГРУ) выполняются по двум типовым схемам: одноконтурной, для тракторов класса 9—20 кН и двухконтурной для тракторов класса 30—50 кН. Объемное гидравлическое рулевое управление (одноконтурное) включает насос 1 (см. рис. 2, в), насос-дозатор 3, выполненный в одном узле с рулевым колесом 4, гидравлический силовой цилиндр 5, предохранительный клапан 2 и соединяющие эти устройства трубопроводы 6. Насос-дозатор 3 регулирует поступление рабочей жидкости в гидравлический силовой цилиндр 5 при работающем насосе питания 1 и может использоваться в качестве насоса питания для управления трактором при неработающем двигателе. Эта схема имеет ряд преимуществ: механические связи минимальны (только трапеция управления), обеспечивается управление машиной при неработающем двигателе и отключенном насосе питания; уменьшается масса конструкции; устраняется многообразие устройств рулевого управления тракторов. [Гуревич А.М., Сорокин Е.М. Тракторы и автомобили. 1978 г.]

Читать еще:  Трактор т 18

Рулевое управление трактора

Рулевое управление служит для преобразования вращательного движения рулевого колеса в угловое перемещение рулевой сошки и уменьшения усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу для осуществления поворота трактора.

Основным способом поворота колесных тракторов является поворот в горизонтальной плоскости одной пары колес относительно другой. При этом могут поворачиваться как одна пара колес, так и обе пары одновременно с полурамой трактора.

Рулевое управление состоит из рулевого механизма, рулевого привода и усилителя рулевого управления.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рулевые механизмы бывают шестеренные, червячные и винтовые. Наиболее распространены червячные рулевые механизмы, обладающие малыми габаритами и большими передаточными числами (/ 25). Червячные пары выполняют в Виде червяка и червячного 242 колеса или сектора, а также в виде глобоидального червяка и двух-, трехгреб-невого ролика.

Рулевой привод может быть механическим и гидравлическим. Гидравлический привод применяется на тракторах, поворот которого осуществляется за счет перемещения полурам (мостов), требующего приложения больших усилий. Механический рулевой привод представляет собой систему тяг и рычагов, образующих шарнирный четырехзвенный механизм, состоящий из передней оси, поперечной рулевой тяги и двух поворотных рычагов, жестко связанных с поворотными цапфами колес.

Усилитель рулевого управления устанавливается для облегчения работы водителя, сокращения времени поворота и снижения усилия на рулевом колесе. Наибольшее распространение получили гидроусилители с независимым питанием и питанием от общей гидросистемы трактора. По конструкции силового элемента гидроусилители могут быть с отдельным силовым цилиндром и с силовым цилиндром, совмещенным с рулевым механизмом.

На тракторе МТ3-80 рулевое управление состоит из рулевого колеса (см. рис. 224), рулевой колонки с рулевым валом, имеющим карданный шарнир промежуточного рулевого вала, рулевого механизма. вертикального поворотного вала и центрального рулевого рычага. На шлицы верхних концов цапф установлены поворотные рычаги, которые при помощи рулевых тяг соединены с центральным рулевым рычагом Рулевые тяги и поворотные рычаги имеют шарнирное соединение.

Рис. 225 Передняя подвеска трактора К-701

душим мостом двумя стремянками и накладкой, а с остовом трактора — посредством переднего и заднего кронштейнов. Концы рессор установлены в кронштейнах на резиновых подушках, которые снизу закрываются чашками. На полураме трактора закреплен резиновый буфер, смягчающий удары. Кроме того, с правой стороны к полураме трактора приварен ограничитель, ограничивающий обратный прогиб рессор за счет планки.

При повороте рулевого колеса вращение передается червяку посредством рулевого и промежуточного валов. Червяк поворачивает сектор вместе с вертикальным валом, а последний при помощи рычагов, и тяги — поворотные цапфы со ступицей. и направляющим колесом.

На тракторах МТЗ -80 и МТ3-82 гидроусилитель имеет самостоятельную гидросистему и состоит из масляного резервуара, (рис. 226), шестеренного масляного насоса, распределителя, силового цилиндра с поршнем двустороннего действия,‘шток-рейка которого воздействует на секторы, находящиеся в зацеплении с червяком.

Распределитель управляет работой силового цилиндра и состоит из корпуса, в котором установлен золотник, соединенный с хвостовиком червяка рулевого механизма и трех пружин с плунжерами, расположенными в каналах корпуса. Плунжеры фиксируют золотник в нейтральном положении. У распределителя имеется предохранительный шариковый клапан, ограничивающий давление в системе до МПа и клапан потока, обеспечивающий поступление нужного количества масла независимо от подачи насоса.

Когда к рулевому колесу не приложено-усилие, золотник находится в нейтральном положении и масло, нагнетаемое насосом, из резервуара через калиброванное отверстие клапана проходит по кольцевым каналам корпуса золотника и возвращается в резервуар, минуя полости силового цилиндра. Каналы, сообщающие нагнетательную магистраль с силовым цилиндром, в этом случае перекрыты, золотником.

При повороте рулевого колеса в ту или иную сторону усилие от червяка передается на правый сектор. Сопротивление передних колес трактора удерживает сектор от поворота, вследствие этого червяк вместе с золотником. преодолевая сопротивление пружин, центрирующих золотник, перемещается в осевом направлении, включая в работу гидроусилитель.

При повороте рулевого колеса вправо золотник перемещается вперед, перекр ывает проход масла на слив и направляет его в рабочую полость цилиндра. При этом полость цилиндра через золотник будет сообщаться с резервуаром на слив. Давление потока масла со стороны полости Б приведёт в движение поршень, который через шток-рейку и сектор повернет вал сошки и посредством рулевого привода повернет колеса по часовой стрелке.

Если рулевое колесо повернуть влево, то золотник сместится назад и масло от насоса будет поступать в полость А цилиндра и из полости Б — на слив в резервуар. После поворота рулевого колеса золотник возвращается в нейтральное положение под действием пружин и работа усилителя заканчивается, а трактор продолжает движение в выбранном направлении.

На тракторах К-7 0 и К-70 рулевое управление состоит из рулевого колеса с приводным валом и опорой, червячного рулевого механизма с распределителем, масляного насоса, гидроцилиндров поворота, следящего устройства, масляного бака и трубопроводов.

Поворот этих тракторов осуществляется за счет углового смещения шарнирно соединенных полурам относительно друг друга. Поворот полурам осуществляется двумя силовыми гидроцилиндрами’с гидравлическим управлением.

Рулевое колесо (рис. 227, а) закреплено на верхнем конце приводного вала, установленного на опоре. На нижнем конце приводного вала имеются шлицевая муфта для соединения с валом червяка рулевого механизма трактора.

Рис. 226. Схема гидроусилителя рулевого управления тракторов МТЗ -80 и МТЗ -82

Рулевой механизм состоит из червяка и червячного сектора 16, на валу которого закреплена сошка.

Распределитель обеспечивает управление силовыми гидроцилиндрами и состоит из золотника, установленного на хвостовике червяка. корпуса золотника, прикрепленного к картеру рулевого механизма, и центрирующего устройства. Центрирующее устройство с пружинами и плунжерами удерживает и возвращает золотник в нейтральное положение. В корпусе золотника имеются пять кольцевых каналов. по которым подводится и отводится масло. К корпусу золотника прикреплен предохранительный клапан, ограничивающий давление масла в системе до МПа.

Масляный насос предназначен для создания в гидравлической системе давления, достаточного для поворота трактора. Насос — шестеренный, левого вращения.

Гидроци’линдр поворота состоит из корпуса, закрытого с торцев крышками, в котором помещается шток с головкой и поршнем. Для предохранения гидроцилиндров от повышенных давлений масла служит предохранительный клапан, который открывается при давлении МПа, сообщая рабочие полости гидроцилиндров со сливным трубопроводом. В клапанной коробке, прикрепленной к крышке гидроцилиндра, размещены два запорных клапана, управляемые толкателем. Запорные клапаны не позволяют маслу выходить из полостей цилиндров, что препятствует перемещению поршня и обеспечивает стабильность движения трактора.

Следящее устройство служит для согласования углов поворота рулевого колеса и полу-рам трактора Оно состоит из системы тяг и рычагов, соединяющих сошку с задней полурамой.

Читать еще:  Схема подключения гидравлики на минитрактор

Масляный бак расположен за кабиной и разделен перегородкой на два отсека: один для системы управления поворотом, второй для системы навесного оборудования.

Система управления поворотом работает следующим образом. Масляный насос создает требуемое высокое давление в системе как при работе двигателя, так и при передвижении трактора на буксире — при неработающем двигателе.

При прямолинейном движении гидроцилиндры находятся в закрытом положении, удерживая полурамы от поворота вокруг оси вертикального шарнира. Золотник распределителя под действием предварительно сжатых пружин и плунжеров устанавливается в нейтральное положение. Масло из бака нагнетается насосом по трубопроводу к распределителю и проходя через кольцевые каналы корпуса золотника по трубопроводу возвращается в масляный бак, минуя рабочие полости гидроцилиндров.

При повороте рулевого колеса вправо, червяк перемещает золотник вперед, соединяя нагнетательную магистраль насоса через кольцевые каналы распределителя и трубопровод с клапанными коробками гидроцилиндров. Под давлением поступающего масла откроются запорные клапаны обоих гидроцилиндров. При этом масло, нагнетаемое насосом под высоким давлением, поступает в полость Б правОго цилиндра И в полость А левого цилиндра, заставляя поршни со штоками перемещаться в разные стороны и осуществляя тем самым поворот полурам и трактора вправо. Одновременно из полостей В и Г обоих гидроцилиндров масло вытесняется через запорные клапаны и по трубопроводам через распределитель сливается в бак.

При повороте рулевого колеса влево золотник перемещается назад, соединяя нагнетательную магистраль с клапанной коробкой и масло по трубопроводу сливается в бак, т. е. процесс происходит в обратной последовательности. При этом трактор поворачивает влево.

После поворота рулевого колеса следящее устройство и плунжеры под действием пружин установят золотник в нейтральное положение, запорные клапаны закроются, полурамы прекратят угловое перемещение и зафиксируются в заданном положении. При этом гидравлическая система будет работать, как при прямолинейном движении, а трактор двигаться криволинейно при заданном радиусе поворота. Для продолжения поворота необходимо снова повернуть рулевое колесо.

Колеса у большинства тракторов поворачивают рулевым управлением, состоящим из рулевого механизма и привода к управляемым колесам.

Рис. 1. Схемы поворота колесных тракторов:
а — с двумя передними направляющими колесами; б — с одним передним направляющим колесом; в — с шарнирным остовом (рамой); О — центр поворота; О, — центр заднего моста; R — радиус поворота.

Рис. 2. Рулевое управление и установка направляющих передних колес:
а — схема рулевого управления; б — развал колес и поперечный наклон шкворней; в — схождение колес; 1 — рулевое колесо; 2 — рулевая колонка: 3 — вал; 4 и 11 — левый и правый поворотные рычаги; 5 и 10 — левая и правая поворотные цапфы; 6 и 9 — шкворни; 7 — угловой рычаг; в — балка передней оси; 12 — поперечная тяга; 13—продольная тяга; 14 — сошка; 15 — вал сошки; 16 — червяк; 17 — ролик; 18 — пружина; 19 — вкладыш (сухарь); 20 — шаровой палец: 21 — регулировочная пробка; 22 — колесо.

Рис. 3. Рулевой механизм:
1 — рулевой вал; 2 — рулевая колонка: 3 — червяк; 4 — подшипники: 5 — прокладки; 6 — ролик; 7 — сошка; 8 — винт; 9 — картер; 10 — вал сошки.

В рулевом механизме, на который воздействует водитель, для снижения требуемых сил применяют понижающие редукторы в виде червячных пар.

Наиболее распространены следующие червячные рулевые механизмы:
а) червяк с червячным колесом;
б) червяк в паре с роликом, укрепленным на валу сошки.

Рулевой привод передает силу от рулевого механизма к направляющим колесам.

Рулевое управление, изображенное на рис. 2, работает так. При воздействии на рулевое колесо поворачиваются на некоторый угол рулевой вал с червяком, ролик и рулевая сошка. Нижний конец сошки толкает продольную тягу, и через шаровые шарниры движение передается угловому рычагу и левой цапфе, а также рычагу, тяге, рычагу и цапфе.

Рулевое управление других тракторов несколько отличается от описанного. Так, у трактора МТЗ -50 рулевая трапеция разрезная— поперечная тяга состоит из двух коротких тяг. Рулевая колонка у трактора ДТ-20 расположена вертикально, в картере ее головки монтируют пару шестерен с хвостовиками для рулевого колеса. При работе передним ходом рулевое колесо ставят на хвостовик ведущей шестерни, а при постоянной работе задним (реверсивным) ходом — на хвостовик ведомой шестерни.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Назначение и устройство рулевого управления колесного трактора

Назначение рулевого управления. Рулевое управление предназначено для изменения направления движения автомобиля или колесного трактора посредством поворота передних колес или полурамы. Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода.

Рулевой механизм осуществляет передачу усилия от водителя к рулевому приводу и облегчает поворот рулевого колеса. К механизму рулевого управления предъявляются следующие требования:

усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, не должно быть большим, чтобы управление машиной не слишком утомляло водителя;

детали механизма управления должны иметь высокую прочность и износоустойчивость, что является основным фактором безопасности движения;

устройство механизма должно обеспечить простоту ухода и регулировки [1.с.45].

Рулевой привод составляют детали, соединяющие сошку с поворотными цапфами. К рулевому приводу предъявляются следующие требования:

он должен обеспечить поворот трактора или автомобиля без бокового скольжения;

минимальный износ шин при поворотах трактора или автомобиля;

обеспечить поворот всех колес с общим центром поворота.

Устройство рулевого управления. Различают несколько типов рулевого механизма: червяк-ролик, червяк-сектор и винт-гайка.

Червяк-ролик (рис. 1). Применяется на некоторых автомобилях и колесных тракторах малого класса, имеющих механическое рулевое управление. Рулевой механизм этого типа включает себя трехгребневый ролик и глобоидальный червяк, которые составляют червячную пару с большим передаточным отношением. Состоит из следующих основных частей: нижняя крышка — 1, конические подшипники — 2, рулевая колонка- 3, рулевое колесо — 4, рулевой вал — 5, ролик — 6, червяк — 7, корпус — 8, регулировочный винт — 9, шайба — 10, вал сошки — 11.

Рис. 1. Схема рулевого управления червяк-ролик

Червяк-сектор (рис. 2). Рулевой механизм с гидроусилителем устанавливается на тракторах класса 1,4. Состоит: поршень — 1, гидроцилиндр — 2, нагнетательная магистраль к датчику АБД — 3, редукционный клапан — 4, золотник — 5, корпус распределителя — 6, шайба — 7, ползун — 8, предохранительный клапан — 9, нагнетательная магистраль к гидроусилителю — 10, червяк — 11, сошка — 12, рейка — 13, кран управления АБД-14, маховичок — 15, упор рейки — 16, щуп для установки сошки в среднее положение — 17, золотник датчика АБД — 18, рулевое колесо — 19.

Читать еще:  Трактор дт 75 вес трактора

Рис.2 Схема рулевого механизма червяк-сектор с передними управляемыми колесами.

На колесных тракторах с сочлененными рамами устанавливается рулевой механизм с выносными гидроцилиндрами (рис. 3). Его основные составные части: зубчатый сектор — 1, червяк — 2, рулевое колесо — 3, бак — 4, гидроусилитель — 5, клапан постоянного расхода — 6, сошка — 7, предохранительный клапан — 8, тяга обратной связи — 9, масляный насос — 10, гидроцилиндры — 11и 12,задняя полурама — 13

Рис. 3. Схема рулевого управления с выносными гидроцилиндрами.

Винт-гайка (рис. 4). Его применяют на некоторых автомобилях и универсально-пропашных тракторах. В таких механизмах гидроцилиндром служит корпус гидроусилителя. Состоит: корпус — 1, пружинная шайба — 2. сливной клапан в поршне — 3, рулевой вал — 4, поршень-рейка -5, винт гидроусилителя — 6, золотник — 7, шпилька (упор) — 8, гайка — 9.

Рис.4. Схема рулевого управления винт-гайка

Рулевой привод (рис. 5). Его составляют детали, соединяющие сошку с поворотными цапфами. Конструкция рулевого привода такова, что при повороте движение всех колес автомобиля или трактора осуществляются без бокового скольжения, обеспечиваются легкость управления и минимальный износ шин. Для этого необходимо, чтобы все колеса имели общий центр поворота, т.е. внутреннее управляемое колесо должно поворачиваться на больший угол, чем внешнее. Выполнение этого требования обеспечивается рулевой трапецией, где основаниями служат передняя ось поперечная рулевая тяга — 16, а боковыми сторонами — рычаги поворотных цапф — 12. Рулевая трапеция соединена с сошкой — 16 посредством верхнего поворотного рычага — 14 и продольной тяги — 15.

Рис. 5. Рулевой привод автомобиля.

Рис. 6. Рулевой привод трактора МТЗ.

I-передняя ось трактора,

В наконечниках продольной и поперечной тяг размещены шаровые сочленения. На нижнем конце сошки 12 в коническом отверстии закреплен стержень шарового пальца, сфера которого размещена в поперечной тяге III.

Другой конец поперечной тяги соединен с поворотным рычагом. Правая и левая поперечные тяги должны иметь одинаковую длину [2, с. 47].

Рис. 7. Шаровые сочленения рулевых тяг.

2 — пружина, 3 — пробка, 4 — палец, 5 — масленка, 6 и 7 -верхний и нижний вкладыши.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Назначение и устройство рулевого управления колесного трактора

Назначение рулевого управления. Рулевое управление предназначено для изменения направления движения автомобиля или колесного трактора посредством поворота передних колес или полурамы. Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода.

Рулевой механизм осуществляет передачу усилия от водителя к рулевому приводу и облегчает поворот рулевого колеса. К механизму рулевого управления предъявляются следующие требования:

усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, не должно быть большим, чтобы управление машиной не слишком утомляло водителя;

детали механизма управления должны иметь высокую прочность и износоустойчивость, что является основным фактором безопасности движения;

устройство механизма должно обеспечить простоту ухода и регулировки [1.с.45].

Рулевой привод составляют детали, соединяющие сошку с поворотными цапфами. К рулевому приводу предъявляются следующие требования:

он должен обеспечить поворот трактора или автомобиля без бокового скольжения;

минимальный износ шин при поворотах трактора или автомобиля;

обеспечить поворот всех колес с общим центром поворота.

Устройство рулевого управления. Различают несколько типов рулевого механизма: червяк-ролик, червяк-сектор и винт-гайка.

Червяк-ролик (рис. 1). Применяется на некоторых автомобилях и колесных тракторах малого класса, имеющих механическое рулевое управление. Рулевой механизм этого типа включает себя трехгребневый ролик и глобоидальный червяк, которые составляют червячную пару с большим передаточным отношением. Состоит из следующих основных частей: нижняя крышка — 1, конические подшипники — 2, рулевая колонка- 3, рулевое колесо — 4, рулевой вал — 5, ролик — 6, червяк — 7, корпус — 8, регулировочный винт — 9, шайба — 10, вал сошки — 11.

Рис. 1. Схема рулевого управления червяк-ролик

Червяк-сектор (рис. 2). Рулевой механизм с гидроусилителем устанавливается на тракторах класса 1,4. Состоит: поршень — 1, гидроцилиндр — 2, нагнетательная магистраль к датчику АБД — 3, редукционный клапан — 4, золотник — 5, корпус распределителя — 6, шайба — 7, ползун — 8, предохранительный клапан — 9, нагнетательная магистраль к гидроусилителю — 10, червяк — 11, сошка — 12, рейка — 13, кран управления АБД-14, маховичок — 15, упор рейки — 16, щуп для установки сошки в среднее положение — 17, золотник датчика АБД — 18, рулевое колесо — 19.

Рис.2 Схема рулевого механизма червяк-сектор с передними управляемыми колесами.

На колесных тракторах с сочлененными рамами устанавливается рулевой механизм с выносными гидроцилиндрами (рис. 3). Его основные составные части: зубчатый сектор — 1, червяк — 2, рулевое колесо — 3, бак — 4, гидроусилитель — 5, клапан постоянного расхода — 6, сошка — 7, предохранительный клапан — 8, тяга обратной связи — 9, масляный насос — 10, гидроцилиндры — 11и 12,задняя полурама — 13

Рис. 3. Схема рулевого управления с выносными гидроцилиндрами.

Винт-гайка (рис. 4). Его применяют на некоторых автомобилях и универсально-пропашных тракторах. В таких механизмах гидроцилиндром служит корпус гидроусилителя. Состоит: корпус — 1, пружинная шайба — 2. сливной клапан в поршне — 3, рулевой вал — 4, поршень-рейка -5, винт гидроусилителя — 6, золотник — 7, шпилька (упор) — 8, гайка — 9.

Рис.4. Схема рулевого управления винт-гайка

Рулевой привод (рис. 5). Его составляют детали, соединяющие сошку с поворотными цапфами. Конструкция рулевого привода такова, что при повороте движение всех колес автомобиля или трактора осуществляются без бокового скольжения, обеспечиваются легкость управления и минимальный износ шин. Для этого необходимо, чтобы все колеса имели общий центр поворота, т.е. внутреннее управляемое колесо должно поворачиваться на больший угол, чем внешнее. Выполнение этого требования обеспечивается рулевой трапецией, где основаниями служат передняя ось поперечная рулевая тяга — 16, а боковыми сторонами — рычаги поворотных цапф — 12. Рулевая трапеция соединена с сошкой — 16 посредством верхнего поворотного рычага — 14 и продольной тяги — 15.

Рис. 5. Рулевой привод автомобиля.

Рис. 6. Рулевой привод трактора МТЗ.

I-передняя ось трактора,

В наконечниках продольной и поперечной тяг размещены шаровые сочленения. На нижнем конце сошки 12 в коническом отверстии закреплен стержень шарового пальца, сфера которого размещена в поперечной тяге III.

Другой конец поперечной тяги соединен с поворотным рычагом. Правая и левая поперечные тяги должны иметь одинаковую длину [2, с. 47].

Рис. 7. Шаровые сочленения рулевых тяг.

2 — пружина, 3 — пробка, 4 — палец, 5 — масленка, 6 и 7 -верхний и нижний вкладыши.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector