Трактор мтз 102 - Дачный журнал садовода
Zemlyconsalt.ru

Дачный журнал садовода
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трактор мтз 102

Трактор «Беларус» МТЗ-102: особенности серии, характеристики, аналоги

«Беларус» МТЗ-102 является одной из самых удачных моделей трактора минских машиностроителей. Этот универсально-пропашной аппарат предназначен для выполнения:

  • сельскохозяйственного труда;
  • общепромышленных работ.
  • простотой конструкции;
  • мощным двигателем;
  • удобной кабиной, облегчающей труд механизатора.

Типовой ряд

Базовая модель МТЗ-100 — это модифицированная платформа МТЗ-80. Степень унификации двух аппаратов достигает 75%.

Основное отличие — оснащение «сотой» серии дизельным двигателем с турбонаддувом, выдающим 105 л.с. Линейка представлена двумя моделями:

В отличие от первой:

  • «сто вторую» оснастили полным приводом;
  • улучшили проходимость.

Его возможности не изменились, но работать трактор может в более тяжёлых условиях.

Дополнительная информация! Ширину колеи можно настраивать в зависимости от аграрной задачи. Диапазон установки колес составляет:

  • задних — 1400-2100 мм;
  • передних — 1300-1850 мм.

Компоновка

Основу трактора составляют трансмиссия и силовая полурама. К ним крепят:

  • ДВС;
  • кабину;
  • навесной инструмент;
  • вспомогательное оборудование.

В передней части трактора расположен блок охлаждения — водяной и масляный радиаторы.

  • Капот, закрывающий силовую часть, откидывается вперёд, открывая доступ ко всем узлам мотора.
  • Герметичная кабина вмещает только механизатора, но оборудована отопителем и жёстким каркасом, защищающим водителя при переворачивании трактора.
  • Комфортное сиденье водителя оснастили регуляторами положения в двух плоскостях.

Описание двигателя

  • Для увеличения крутящего момента и мощности в системе впуска мотора применён турбонаддув.
  • Кроме того, чтобы улучшить приёмистость и снизить содержание токсичных веществ в выхлопных газах, в конструкции предусмотрено промежуточное охлаждение поступающего в цилиндры воздуха.
  • Для облегчения запуска мотора при отрицательных температурах в головке дизеля смонтированы свечи накаливания.
  • Блок цилиндров сделан из сплошной чугунной отливки. В неё вертикально вставлены гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью.

Головка блока так же выполнена из чугуна. В ней сделаны полости, в которых:

  • охлаждающая жидкость;
  • масляные каналы;
  • направляющие для клапанов;
  • стойки для коромысел.

Базовое оснащение

Тракторы 100 и 102-й серии оснащают:

  • раздельно-агрегатной гидросистемой;
  • задней навесной системой;
  • двухскоростным задним валом отбора мощности.

Унифицированную сцепку можно сочленить с дополнительными активными или пассивными полевыми, либо инженерными орудиями.

В штатной комплектации предусмотрены:

  • универсальная пневматическая система;
  • буксировочный кулак с автосцепкой.

Компоненты необходимы для агрегирования трактора с прицепом и обеспечения тормозов сжатым воздухом.

К нестандартным решениям можно отнести оснащение МТЗ-102:

  • боковым ВОМ с приводным шкивом;
  • специальной полугусеничной конструкцией, монтируемой отдельно.

К первому подключают:

Полугусеничный ход применяют для увеличения проходимости и тягового усилия.

Конструкцией трактора предусмотрен монтаж переднего навесного устройства. На фронтальную навеску крепят специальные механизмы для работы перед аппаратом.

Хотя тракторы МТЗ-102 уже сняты с производства, модели, сошедшие с конвейера, достойно трудятся на полях частных фермерских хозяйств и аграрных холдингах.

  • выносливостью техники;
  • ремонтопригодностью;
  • запасом прочности, заложенным конструкторами.

Видео

При своевременном проведении ТО, замене расходников — трактор «Беларус» прослужит ещё не один десяток лет.

Описание модели МТЗ-100 (80А, 82А, 100, 102)

Дизель

Для МТЗ-80А, МТЗ-82А — Д-240
Для МТЗ-100, МТЗ-102 — Д-245 (с турбонаддувом)
Число цилиндров 4-рядное
Диаметр цилиндра, мм 110
Ход поршня, мм 125
Степень сжатия (расчетная) 15,1 (Д-245), 16 (Д-240)
Рабочий объем цилиндров, л 4,75
Порядок работы 1-3-4-2

Полезная номинальная мощность по SAE. кВт (л.с.):
Д-240 57,4 (78)
Д-245 74 (100)

Турбокомпрессор (дизель Д-245) центростремительная радиальная турбина на одном валу с центробежным компрессором ТКР-7Н-6

Топливный насос тип четырехплунжерный, с подкачивающим насосом
модель:
Д-240 УТН-5
Д-245 4УТНМ-Т

Форсунка ФД-22
Давление впрыска топлива МПа (кгс/см. кв) 17,5-18,0 (175-180)
Воздухоочиститель комбинированный с сухой центробежной и масляной инерционно-контактной очисткой воздуха
Система пуска дизеля электростартер 243708

Масса сухого дизеля без муфты сцепления, кг:
Д-240 — 430
Д-245 — 458

Электрооборудование

Силовая передача

Муфта сцепления:
МТЗ-80А, МТЗ-82А фрикционная однодисковая, сухая постоянно-замкнутого типа
МТЗ-100, МТЗ-102 фрикционная двухдисковая сухая, постоянно-замкнутого типа

Коробка передач ступенчатая, 8-диапазонная с переключением без разрыва потока мощности или синхронизированная
Главная передача пара конических шестерен со спиральными зубьями
Дифференциал заднего моста конический с четырьмя сателлитами закрытого типа
Механизм блокировки дифференциала заднего моста фрикционная муфта с автоматическим управлением от датчика
Конечные передачи одноступенчатые редукторы с цилиндрическими прямозубыми шестернями

Тормоза:
основные дисковые, сухие с механическим приводом
стояночный дисковый, сухой с механическим приводом

Остов, ходовая система
Остов трактора полурамный
Подвеска остова подрессоренная спереди
Передняя ось МТЗ-80А, МТЗ-100 трубчатая балка с клеммовым зажимом выдвижных труб
Передний ведущий мост МТЗ-82А, МТЗ-102 балка, закрепленная на осях прокачания, установленных в проушинах переднего бруса, опирающаяся на пружины колесных редукторов

Тип ходовой системы колесная. Колеса на пневматических шинах
МТЗ-80А, МТЗ-100 задние ведущие, передние — направляющие
МТЗ-82Л, МТЗ-102 задние — ведущие, передние — ведущие и направляющие

Размер основных шин, дюймов (мм):
передних колес
МТЗ-80А, МТЗ-100 9-20 (240-508)
МТЗ-82А, МТЗ-102 11,2-20 (290-510)
задних колес
МТЗ-80А. МТЗ-100 16,9-38
МТЗ-82А, МТЗ-102 16,9-38
Контрольный элемент электрофакельного подогревателя ПД-50В
Датчик указателя уровня топлива БМ128Д
Указатель давления масла в системе смазки дизеля МД219, мембранный
Указатель давления масла в гидросистеме управления кп МД225, мембранный
Указатель давления воздуха в пневмосистеме МД226, мембранный
Указатель температуры охлаждающей жидкости дизеля УК133-В, электрический
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости дизеля ТМ100В
Сигнализатор аварийного давления масла в системе смазки дизеля ТМ111Б
Индикатор засоренности воздухоочистителя ОР-9928-01

Фонари контрольных ламп:
падения давления масла в системе смазки дизеля, перегрев системы охлаждения дизеля, включения стояночного тормоза 121.3803, рубиновый
указателя поворотов 121.3803, зеленый
дальнего света 122.3803, синий

Пневмосистема

Кабина

Задний вал отбора мощности

Привод независимый двухскоростной и синхронный

Частота вращения хвостовика:
независимый I (при частоте вращения вала дизеля 34,2 с-1 (2050 об/мин), с-1 (об/мин) — 9 (540)
независимый II (при частоте вращения вала дизеля 36,0 с-1 (2150 об/мин), с-1 (об/мин) — 16,6 (1000)

Давление воздуха в шинах (в зависимости от нагрузки), МПа (кгс/см. кв):
передних колес 0,10-0,21 (1,0-2,1) 0,12-0,26 (1,2-2,6)
задних колес 0,10-0,18 (1,0-1,8)

Гидроусилитель рулевого управления гидрообъемный
Тип механизма поворота два силовых цилиндра одностороннею действия
Насос питания НШ10-Л-3, шестеренный
Насос-дозатор НД-80К, аксиально-поршневой
Давление настройки предохранительного клапана, МПа (кгс/см. кв) 10+1 (100+1°)
Гидравлическая система универсальная раздельно-агрегатная с силовым, позиционным и смешанным регулированием и гидрокорректором сцепного веса
Насос гидросистемы НШ-32АЗ, шестеренный правого вращения
Распределитель Р80-3/4-222, золотниково-клапанный
Давление срабатывания предохранительного клапана распределителя. МПа (кгс/см. кв) 20-1.5 (200-15)

Трактор «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102

Тракторы «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102 являются универсально-пропашными тягового класса 1,4 и предназначены для выполнения с помощью широкозахватных или комбинированных агрегатов сельскохозяйственных работ по возделыванию пропашных культур (картофеля, свеклы, подсолнечника, кукурузы и овощей), а также для выполнения работ общего назначения (пахоты, культивации, посева), транспортных, погрузочно-разгрузочных и других работ.

Читать еще:  Минитрактора отзывы владельцев

Трактор МТЗ-102 является модификацией трактора МТЗ-100 и отличается от него наличием переднего ведущего моста. Он выполняет те же работы, но в более тяжёлых условиях.

Конструкции тракторов выполнены путём глубокой медернизации известных моделей МТЗ-80 и МТЗ-82 и в них сохранена традиционная компоновка тракторов «Беларусь»: передние колёса меньше задних, спереди расположен двигатель, а в зоне задних колёс — кабина. Остов трактора состоит из полурамы и трёх корпусов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста. На полураме размещён двигатель Д-245, который задним листом прикреплён к корпусу муфты сцепления, перед которым установлен блок системы охлаждения воды и масла и исполнительный механизм гидрообъёмного рулевого управления.

Непосредственно за двигателем расположены механизмы силовой передачи: двухдисковая муфта сцепления, шестерни привода валов отбора мощности, насосов гидронавесной системы, коробки передач и гидроотбора мощности.

В отличие от тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 на тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 задний мост сверху закрыт жёсткой литой крышкой, на которой смонтирован силовой регулятор, гидроцилиндр, механизм переключения способов регулирования (смеситель), гидроаккумулятор и поворотный вал с рычагами механизма навески.

На тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 применена новая унифицированная кабина, отвечающая всем требованиям международных и отечественных стандартов по технике безопасности и условиям труда. В сравнении с другими моделями тракторов «Беларусь» в кабине продолжены работы по систематизации расположения органов управления, дополнительным удобством по обзорности, вентиляции, размещению второго сиденья для пассажира и улучшению общего уровня комфорта. Кабина прикреплена к остову трактора в четырёх точках через резиновые амортизаторы.

Колея тракторов переменная и может регулироваться в пределах от 1350 до 2100 мм., обеспечивая вписываемость колёс в существующую систему междурядий.

При агрегатировании трактора с тяжёлыми навесными орудиями ухудшается продольная устойчивость всего агрегата. Для устранения этого предусмотрено крепление на передний брус специального кронштейна для дополнительных грузов, которые на тракторе МТЗ-102 увеличивают также тяговое усилие.

Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 снабжены большим набором приспособлений для агрегатирования с прицепами и полуприцепами. Всего к тракторам промышленностью производится 16 видов дополнительного оборудования.

Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 оснащены двигателем мощностью 74 кВт, новой коробкой передач, муфтой сцепления, гидрообъёмным рулевым управлением и имеют универсальную гидросистему и навесное устройство, способное агрегатироваться с комплексом сельскохозяйственных машин к тракторам класса 1,4 на более высоких скоростях или в более тяжёлых условиях.

Спецтехника

Колесные тракторы «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102 созданы на основе всесторонней и глубокой модернизации универсально-пропашных сельскохозяйственных тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.

Остов тракторов состоит из полурамы, корпусов сцепления, коробки передач и заднего моста. В передней части остова установлен дизель Д-245 мощностью 77,2 кВт (105 л.c.). Он жестко соединен с корпусом сцепления с одной стороны и с другой через упругий элемент и переднюю опору с брусом, на котором расположены водяной радиатор системы охлаждения, масляные радиаторы смазочной системы дизеля и гидросистемы отбора мощности, а также механизм поворота передних колес. За дизелем расположены сборочные единицы трансмиссии: сцепление, коробка передач (КП) и задний мост.

В качестве дополнительного оборудования с левой стороны на корпусах сцепления и коробки передач размещены привод насосов гидросистемы отбора мощности, сумматор и гидроходоуменьшитель. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 выполнены по так называемой классической схеме, т.е. размеры задних колес больше передних. Колеса снабжены пневматическими шинами низкого давления. Их размеры выбраны, исходя из условий работы трактора, и подразделены на основные и резервные.

Передние направляющие колеса прикреплены к ступицам, установленным на поворотных цапфах передней оси, и через цилиндрические пружины кронштейнов выдвижных кулаков опираются на переднюю ось, что обеспечивает их независимую подвеску.

Колею трактора регулируют ступенчато (через 50 или 100 мм) — от 1250 до 1850 мм (по передним колесам) и бесступенчато — от 1400 до 2100 мм (по задним колесам).

Для увеличения проходимости на задние колеса может быть установлен полугусеничный ход. При работе с тяжелыми навесными машинами для обеспечения продольной устойчивости и улучшения управляемости трактора на передней части бруса располагают дополнительные (балластные) грузы.

Читать еще:  Трактор т 18

Трактор МТЗ-102 отличается от МТЗ-100 наличием переднего ведущего моста с приводом и управлением, размерами рулевой сошки и труб рулевых тяг. Привод моста — от вторичного вала коробки передач через систему шестерен, гидроуправляемую фрикционную муфту, промежуточный и карданный валы. Передний ведущий мост соединен с брусом через ось качания, что позволяет ему перемещаться в поперечной плоскости. Колею передних ведущих колес (в пределах от 1350 до 1800 мм) изменяют бесступенчато с помощью винтовых пар.
На МТЗ-100 и МТЗ-102 установлено гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ). Раздельно-агрегатная гидравлическая система этих тракторов обеспечивает работу с сельскохозяйственными машинами и орудиями, оборудованными опорными колесами и без них.

На корпусе сцепления расположен бак гидросистемы, а на нем размещены масляный насос, распределитель и механизмы управления ими.

Механизм задней навески представляет собой шарнирный четырехзвенник. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма задней навески устанавливают поперечину с прицепной вилкой. Одноосные прицепы присоединяют с помощью гидрофицированного крюка. При транспортных работах с прицепами используют автоматическое буксирное устройство с амортизатором.

Тракторы оборудованы универсальной пневматической системой для управления тормозами прицепов как с пневматическим, так и гидравлическим приводом.

Электрооборудование трактора рассчитано на постоянный ток с номинальным напряжением 12 В и представляет собой однопроводную систему (отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»). В систему электрооборудования входят: генератор переменного тока со встроенным выпрямителем и интегральным регулятором напряжения, аккумуляторные батареи, стартер, средства облегчения пуска дизеля (электрофакельный подогреватель или пусковое приспособление для впрыска легковоспламеняющейся жидкости), дорожные и рабочие фары, указатели поворота, габаритные огни, стоп-сигнал, электрические стеклоочиститель и омыватель лобового стекла, электродвигатели блока отопления и охлаждения кабины, звуковой сигнал, плафон, семиштырьковая штепсельная розетка, розетка с переносной лампой, контрольно-измерительные приборы и коммутационная аппаратура.

Кабина трактора герметизирована и выполнена с жестким каркасом, закреплена на остове трактора через четыре резиновых амортизатора. Она оборудована одноместным сиденьем (основным) с торсионной подвеской и гидроамортизатором, а также дополнительным сиденьем с эластичным элементом (без подвески). Положение подушки основного сиденья регулируется по росту и массе водителя, а спинку можно установить под любым наклоном. Сиденье тракториста снабжено ремнем безопасности.

В передней части крыши кабины размещен блок фильтрации воздуха, а в задней — аварийный люк. Естественная вентиляция кабины происходит через открытые боковые или заднее окна. Двери кабины имеют замки и устройство для фиксации в открытом положении во время входа и выхода водителя. На поперечине (балке) передней стенки закреплена рулевая колонка, которую можно устанавливать в четырех фиксированных положениях (через 5°) с наклоном к горизонту в пределах от 25 до 40°, что необходимо для улучшения входа или выхода водителя. Кроме того, положение рулевого колеса можно бесступенчато регулировать в осевом направлении до 100 мм.

В кабине трактора установлен щиток приборов с указателями температуры охлаждающей жидкости, давления масла в смазочной системе дизеля, давления масла в гидросистеме управления коробки передач, давления воздуха в пневмосистеме; указателем тока, тахоспидометром; индикатором засоренности воздухоочистителя, контрольными лампами; блоками предохранителей, выключателями и переключателями. На верхней панели в крыше кабины расположен указатель уровня топлива, выключатели рабочих фар, электродвигателей системы вентиляции и отопления кабины и стеклоочистителя, а также радиоприемник с громкоговорителем. Также в кабине размещены аптечка, емкость для воды (термос), плафон, вешалка для одежды, электрический стеклоочиститель лобового стекла, противосолнечный козырек и зеркало заднего вида.

Два топливных бака установлены под полом кабины и закреплены на кронштейнах с помощью стяжных лент. Заливная горловина находится на левом баке, а в правом установлен датчик топливомера. Баки соединены в верхней части резиновым рукавом, в нижней — топливопроводом. [Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102. Ксеневич И. П.]

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию