Трактор «Беларус» МТЗ-102: особенности серии, характеристики, аналоги
«Беларус» МТЗ-102 является одной из самых удачных моделей трактора минских машиностроителей. Этот универсально-пропашной аппарат предназначен для выполнения:
сельскохозяйственного труда;
общепромышленных работ.
простотой конструкции;
мощным двигателем;
удобной кабиной, облегчающей труд механизатора.
Типовой ряд
Базовая модель МТЗ-100 — это модифицированная платформа МТЗ-80. Степень унификации двух аппаратов достигает 75%.
Основное отличие — оснащение «сотой» серии дизельным двигателем с турбонаддувом, выдающим 105 л.с. Линейка представлена двумя моделями:
В отличие от первой:
«сто вторую» оснастили полным приводом;
улучшили проходимость.
Его возможности не изменились, но работать трактор может в более тяжёлых условиях.
Хотя тракторы МТЗ-102 уже сняты с производства, модели, сошедшие с конвейера, достойно трудятся на полях частных фермерских хозяйств и аграрных холдингах.
выносливостью техники;
ремонтопригодностью;
запасом прочности, заложенным конструкторами.
Видео
При своевременном проведении ТО, замене расходников — трактор «Беларус» прослужит ещё не один десяток лет.
Описание модели МТЗ-100 (80А, 82А, 100, 102)
Дизель
Для МТЗ-80А, МТЗ-82А — Д-240 Для МТЗ-100, МТЗ-102 — Д-245 (с турбонаддувом) Число цилиндров 4-рядное Диаметр цилиндра, мм 110 Ход поршня, мм 125 Степень сжатия (расчетная) 15,1 (Д-245), 16 (Д-240) Рабочий объем цилиндров, л 4,75 Порядок работы 1-3-4-2
Полезная номинальная мощность по SAE. кВт (л.с.): Д-240 57,4 (78) Д-245 74 (100)
Турбокомпрессор (дизель Д-245) центростремительная радиальная турбина на одном валу с центробежным компрессором ТКР-7Н-6
Топливный насос тип четырехплунжерный, с подкачивающим насосом модель: Д-240 УТН-5 Д-245 4УТНМ-Т
Форсунка ФД-22 Давление впрыска топлива МПа (кгс/см. кв) 17,5-18,0 (175-180) Воздухоочиститель комбинированный с сухой центробежной и масляной инерционно-контактной очисткой воздуха Система пуска дизеля электростартер 243708
Масса сухого дизеля без муфты сцепления, кг: Д-240 — 430 Д-245 — 458
Электрооборудование
Силовая передача
Муфта сцепления: МТЗ-80А, МТЗ-82А фрикционная однодисковая, сухая постоянно-замкнутого типа МТЗ-100, МТЗ-102 фрикционная двухдисковая сухая, постоянно-замкнутого типа
Коробка передач ступенчатая, 8-диапазонная с переключением без разрыва потока мощности или синхронизированная Главная передача пара конических шестерен со спиральными зубьями Дифференциал заднего моста конический с четырьмя сателлитами закрытого типа Механизм блокировки дифференциала заднего моста фрикционная муфта с автоматическим управлением от датчика Конечные передачи одноступенчатые редукторы с цилиндрическими прямозубыми шестернями
Тормоза: основные дисковые, сухие с механическим приводом стояночный дисковый, сухой с механическим приводом
Остов, ходовая система Остов трактора полурамный Подвеска остова подрессоренная спереди Передняя ось МТЗ-80А, МТЗ-100 трубчатая балка с клеммовым зажимом выдвижных труб Передний ведущий мост МТЗ-82А, МТЗ-102 балка, закрепленная на осях прокачания, установленных в проушинах переднего бруса, опирающаяся на пружины колесных редукторов
Тип ходовой системы колесная. Колеса на пневматических шинах МТЗ-80А, МТЗ-100 задние ведущие, передние — направляющие МТЗ-82Л, МТЗ-102 задние — ведущие, передние — ведущие и направляющие
Размер основных шин, дюймов (мм): передних колес МТЗ-80А, МТЗ-100 9-20 (240-508) МТЗ-82А, МТЗ-102 11,2-20 (290-510) задних колес МТЗ-80А. МТЗ-100 16,9-38 МТЗ-82А, МТЗ-102 16,9-38 Контрольный элемент электрофакельного подогревателя ПД-50В Датчик указателя уровня топлива БМ128Д Указатель давления масла в системе смазки дизеля МД219, мембранный Указатель давления масла в гидросистеме управления кп МД225, мембранный Указатель давления воздуха в пневмосистеме МД226, мембранный Указатель температуры охлаждающей жидкости дизеля УК133-В, электрический Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости дизеля ТМ100В Сигнализатор аварийного давления масла в системе смазки дизеля ТМ111Б Индикатор засоренности воздухоочистителя ОР-9928-01
Фонари контрольных ламп: падения давления масла в системе смазки дизеля, перегрев системы охлаждения дизеля, включения стояночного тормоза 121.3803, рубиновый указателя поворотов 121.3803, зеленый дальнего света 122.3803, синий
Пневмосистема
Кабина
Задний вал отбора мощности
Привод независимый двухскоростной и синхронный
Частота вращения хвостовика: независимый I (при частоте вращения вала дизеля 34,2 с-1 (2050 об/мин), с-1 (об/мин) — 9 (540) независимый II (при частоте вращения вала дизеля 36,0 с-1 (2150 об/мин), с-1 (об/мин) — 16,6 (1000)
Давление воздуха в шинах (в зависимости от нагрузки), МПа (кгс/см. кв): передних колес 0,10-0,21 (1,0-2,1) 0,12-0,26 (1,2-2,6) задних колес 0,10-0,18 (1,0-1,8)
Гидроусилитель рулевого управления гидрообъемный Тип механизма поворота два силовых цилиндра одностороннею действия Насос питания НШ10-Л-3, шестеренный Насос-дозатор НД-80К, аксиально-поршневой Давление настройки предохранительного клапана, МПа (кгс/см. кв) 10+1 (100+1°) Гидравлическая система универсальная раздельно-агрегатная с силовым, позиционным и смешанным регулированием и гидрокорректором сцепного веса Насос гидросистемы НШ-32АЗ, шестеренный правого вращения Распределитель Р80-3/4-222, золотниково-клапанный Давление срабатывания предохранительного клапана распределителя. МПа (кгс/см. кв) 20-1.5 (200-15)
Трактор «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102
Тракторы «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102 являются универсально-пропашными тягового класса 1,4 и предназначены для выполнения с помощью широкозахватных или комбинированных агрегатов сельскохозяйственных работ по возделыванию пропашных культур (картофеля, свеклы, подсолнечника, кукурузы и овощей), а также для выполнения работ общего назначения (пахоты, культивации, посева), транспортных, погрузочно-разгрузочных и других работ.
Трактор МТЗ-102 является модификацией трактора МТЗ-100 и отличается от него наличием переднего ведущего моста. Он выполняет те же работы, но в более тяжёлых условиях.
Конструкции тракторов выполнены путём глубокой медернизации известных моделей МТЗ-80 и МТЗ-82 и в них сохранена традиционная компоновка тракторов «Беларусь»: передние колёса меньше задних, спереди расположен двигатель, а в зоне задних колёс — кабина. Остов трактора состоит из полурамы и трёх корпусов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста. На полураме размещён двигатель Д-245, который задним листом прикреплён к корпусу муфты сцепления, перед которым установлен блок системы охлаждения воды и масла и исполнительный механизм гидрообъёмного рулевого управления.
Непосредственно за двигателем расположены механизмы силовой передачи: двухдисковая муфта сцепления, шестерни привода валов отбора мощности, насосов гидронавесной системы, коробки передач и гидроотбора мощности.
В отличие от тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 на тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 задний мост сверху закрыт жёсткой литой крышкой, на которой смонтирован силовой регулятор, гидроцилиндр, механизм переключения способов регулирования (смеситель), гидроаккумулятор и поворотный вал с рычагами механизма навески.
На тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 применена новая унифицированная кабина, отвечающая всем требованиям международных и отечественных стандартов по технике безопасности и условиям труда. В сравнении с другими моделями тракторов «Беларусь» в кабине продолжены работы по систематизации расположения органов управления, дополнительным удобством по обзорности, вентиляции, размещению второго сиденья для пассажира и улучшению общего уровня комфорта. Кабина прикреплена к остову трактора в четырёх точках через резиновые амортизаторы.
Колея тракторов переменная и может регулироваться в пределах от 1350 до 2100 мм., обеспечивая вписываемость колёс в существующую систему междурядий.
При агрегатировании трактора с тяжёлыми навесными орудиями ухудшается продольная устойчивость всего агрегата. Для устранения этого предусмотрено крепление на передний брус специального кронштейна для дополнительных грузов, которые на тракторе МТЗ-102 увеличивают также тяговое усилие.
Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 снабжены большим набором приспособлений для агрегатирования с прицепами и полуприцепами. Всего к тракторам промышленностью производится 16 видов дополнительного оборудования.
Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 оснащены двигателем мощностью 74 кВт, новой коробкой передач, муфтой сцепления, гидрообъёмным рулевым управлением и имеют универсальную гидросистему и навесное устройство, способное агрегатироваться с комплексом сельскохозяйственных машин к тракторам класса 1,4 на более высоких скоростях или в более тяжёлых условиях.
Спецтехника
Колесные тракторы «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102 созданы на основе всесторонней и глубокой модернизации универсально-пропашных сельскохозяйственных тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.
Остов тракторов состоит из полурамы, корпусов сцепления, коробки передач и заднего моста. В передней части остова установлен дизель Д-245 мощностью 77,2 кВт (105 л.c.). Он жестко соединен с корпусом сцепления с одной стороны и с другой через упругий элемент и переднюю опору с брусом, на котором расположены водяной радиатор системы охлаждения, масляные радиаторы смазочной системы дизеля и гидросистемы отбора мощности, а также механизм поворота передних колес. За дизелем расположены сборочные единицы трансмиссии: сцепление, коробка передач (КП) и задний мост.
В качестве дополнительного оборудования с левой стороны на корпусах сцепления и коробки передач размещены привод насосов гидросистемы отбора мощности, сумматор и гидроходоуменьшитель. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 выполнены по так называемой классической схеме, т.е. размеры задних колес больше передних. Колеса снабжены пневматическими шинами низкого давления. Их размеры выбраны, исходя из условий работы трактора, и подразделены на основные и резервные.
Передние направляющие колеса прикреплены к ступицам, установленным на поворотных цапфах передней оси, и через цилиндрические пружины кронштейнов выдвижных кулаков опираются на переднюю ось, что обеспечивает их независимую подвеску.
Колею трактора регулируют ступенчато (через 50 или 100 мм) — от 1250 до 1850 мм (по передним колесам) и бесступенчато — от 1400 до 2100 мм (по задним колесам).
Для увеличения проходимости на задние колеса может быть установлен полугусеничный ход. При работе с тяжелыми навесными машинами для обеспечения продольной устойчивости и улучшения управляемости трактора на передней части бруса располагают дополнительные (балластные) грузы.
Трактор МТЗ-102 отличается от МТЗ-100 наличием переднего ведущего моста с приводом и управлением, размерами рулевой сошки и труб рулевых тяг. Привод моста — от вторичного вала коробки передач через систему шестерен, гидроуправляемую фрикционную муфту, промежуточный и карданный валы. Передний ведущий мост соединен с брусом через ось качания, что позволяет ему перемещаться в поперечной плоскости. Колею передних ведущих колес (в пределах от 1350 до 1800 мм) изменяют бесступенчато с помощью винтовых пар. На МТЗ-100 и МТЗ-102 установлено гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ). Раздельно-агрегатная гидравлическая система этих тракторов обеспечивает работу с сельскохозяйственными машинами и орудиями, оборудованными опорными колесами и без них.
На корпусе сцепления расположен бак гидросистемы, а на нем размещены масляный насос, распределитель и механизмы управления ими.
Механизм задней навески представляет собой шарнирный четырехзвенник. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма задней навески устанавливают поперечину с прицепной вилкой. Одноосные прицепы присоединяют с помощью гидрофицированного крюка. При транспортных работах с прицепами используют автоматическое буксирное устройство с амортизатором.
Тракторы оборудованы универсальной пневматической системой для управления тормозами прицепов как с пневматическим, так и гидравлическим приводом.
Электрооборудование трактора рассчитано на постоянный ток с номинальным напряжением 12 В и представляет собой однопроводную систему (отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»). В систему электрооборудования входят: генератор переменного тока со встроенным выпрямителем и интегральным регулятором напряжения, аккумуляторные батареи, стартер, средства облегчения пуска дизеля (электрофакельный подогреватель или пусковое приспособление для впрыска легковоспламеняющейся жидкости), дорожные и рабочие фары, указатели поворота, габаритные огни, стоп-сигнал, электрические стеклоочиститель и омыватель лобового стекла, электродвигатели блока отопления и охлаждения кабины, звуковой сигнал, плафон, семиштырьковая штепсельная розетка, розетка с переносной лампой, контрольно-измерительные приборы и коммутационная аппаратура.
Кабина трактора герметизирована и выполнена с жестким каркасом, закреплена на остове трактора через четыре резиновых амортизатора. Она оборудована одноместным сиденьем (основным) с торсионной подвеской и гидроамортизатором, а также дополнительным сиденьем с эластичным элементом (без подвески). Положение подушки основного сиденья регулируется по росту и массе водителя, а спинку можно установить под любым наклоном. Сиденье тракториста снабжено ремнем безопасности.
В передней части крыши кабины размещен блок фильтрации воздуха, а в задней — аварийный люк. Естественная вентиляция кабины происходит через открытые боковые или заднее окна. Двери кабины имеют замки и устройство для фиксации в открытом положении во время входа и выхода водителя. На поперечине (балке) передней стенки закреплена рулевая колонка, которую можно устанавливать в четырех фиксированных положениях (через 5°) с наклоном к горизонту в пределах от 25 до 40°, что необходимо для улучшения входа или выхода водителя. Кроме того, положение рулевого колеса можно бесступенчато регулировать в осевом направлении до 100 мм.
В кабине трактора установлен щиток приборов с указателями температуры охлаждающей жидкости, давления масла в смазочной системе дизеля, давления масла в гидросистеме управления коробки передач, давления воздуха в пневмосистеме; указателем тока, тахоспидометром; индикатором засоренности воздухоочистителя, контрольными лампами; блоками предохранителей, выключателями и переключателями. На верхней панели в крыше кабины расположен указатель уровня топлива, выключатели рабочих фар, электродвигателей системы вентиляции и отопления кабины и стеклоочистителя, а также радиоприемник с громкоговорителем. Также в кабине размещены аптечка, емкость для воды (термос), плафон, вешалка для одежды, электрический стеклоочиститель лобового стекла, противосолнечный козырек и зеркало заднего вида.
Два топливных бака установлены под полом кабины и закреплены на кронштейнах с помощью стяжных лент. Заливная горловина находится на левом баке, а в правом установлен датчик топливомера. Баки соединены в верхней части резиновым рукавом, в нижней — топливопроводом. [Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102. Ксеневич И. П.]